Новые сервисы на транспорте переживают бум.
Новые сервисы на транспорте переживают бум.
К хорошему привыкаешь быстро и воспринимаешь его уже как должное. Именно так коротко можно охарактеризовать те сервисы, которые предлагает современный транспорт, и в первую очередь транспорт Москвы.
Поможет Александра
Столичный метрополитен – один из самых востребованных видов городского общественного транспорта. По сути он объединяет весь остальной в единую транспортную систему. К его станциям стараются привязать маршруты наземного транспорта. На многих станциях МЦК есть переходы на станции метро. И московские скоростные диаметры в черте города имеют связь с метро. Вот почему именно метро задает уровень сервисного обслуживания пассажиров. И с появлением каждой новой станции, а их все больше и больше, пассажиру становится удобнее. Особенно характерна в этом отношении 70–километровая БКЛ. Экономия во времени, возможность выбора маршрута, удобная навигация, новые станции с оригинальными интерьерами – и это не все. На всех станциях возможна оплата банковской картой, скоро станет возможной оплата телефоном через СПБ. Наконец, можно оплатить поездку «лицом» (Face Pay), подключившись предварительно к мобильному приложению. Примечательно, что Face Pay – полностью российская разработка. Серверы находятся исключительно на территории РФ, операции по банковским картам обрабатываются в национальной платежной системе НСПК, к которой также подключен российский банк–эквайер ВТБ. Вся сложная система находится под полным контролем правительства Москвы, и отключить ее из–за рубежа невозможно.
И в вагонах новой линии, помимо Wi–Fi и новостей на мониторах (этим уже не удивишь), пассажир получает информацию о том, из какого вагона ему лучше выйти к той или иной улице.
А еще в приложении «Метро Москвы» можно посмотреть загруженность вагонов.
Не останавливаясь на достигнутом, московский метрополитен недавно запустил первую пилотную сотовую b2b–сеть 5G от МТС на новом участке Большой кольцевой линии. Сеть пятого поколения пока доступна для сотрудников метро и работает на пяти станциях: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Электрозаводская» и «Нижегородская». В будущем 5G может обеспечить устойчивой и скоростной связью огромное число пассажиров БКЛ.
Задержка сигнала у сетей 5G снижена практически до нуля в сравнении с сетями предыдущего поколения. Маленькое время отклика в перспективе позволит дистанционно оперировать беспроводной инфраструктурой метро и при необходимости корректировать движение поездов из Единого диспетчерского центра. Данная технология также может применяться для обучения сотрудников и тестирования инфраструктуры метрополитена. 5G в будущем может улучшить систему видеоаналитики «Сфера», которая помогает находить потерявшихся детей, пожилых людей, а также преступников. С ее помощью на транспорте уже удалось отыскать более 7 тыс. человек в розыске, среди которых 203 ребенка.
Кроме того, в столичном метро на Некрасовской линии началось тестирование собственной LTE–сети, которая улучшит связь машинистов с диспетчерами и повысит качество информирования пассажиров, а через 5–10 лет может быть использована для запуска движения беспилотных поездов.
Для удобства пассажиров на станции «Текстильщики», которая входит в БКЛ, с 1 марта 2023 года заработал сервисный центр, четвертый на Большой кольцевой. Еще сервисные центры работают на станциях «Кунцевская», «Проспект Вернадского» и «Савеловская».
Для экономии времени можно получать услуги не выходя из дома – 75% услуг доступны онлайн. Проконсультироваться по большинству транспортных вопросов можно круглосуточно у чат–бота Александры.
Одним из самых значимых социальных сервисов на транспорте является оказание помощи гражданам с ограниченными физическими возможностями. Именно специальная служба метро – Центр обеспечения мобильности пассажиров, созданный 10 лет назад, первым на столичном транспорте начал помогать таким людям безопасно передвигаться по перрону, преодолевать лестницы и переходы, иногда буквально на руках перенося коляски.
Сопровождение осуществляется по всему маршруту следования – от входа на станцию, в лифтах, по лестницам, эскалаторам и платформам станций, в вагонах поездов и до выхода со станции. С 2013 года по настоящее время обслужено свыше 1 млн 150 тыс. маломобильных пассажиров.
Сегодня инспекторы Центра оказывают услуги по максимально возможному, безопасному и комфортному передвижению не только по метрополитену, но и по МЦК, МЦД, наземному транспорту и в трамваях маломобильных категорий граждан с нарушением слуха, зрения, функций опорно–двигательного аппарата, а также пожилых людей, многодетных семей, организованных групп пассажиров, в первую очередь детских.
Вокзал как точка притяжения
Современные железнодорожные вокзалы давно переросли исключительно транспортную функцию, сегодня вокзал – это центр не только транспортной, но и деловой и даже культурной активности. И в этом прослеживается определенная историческая преемственность: еще при строительстве Павловского вокзала на первой железной дороге в России было предусмотрено специальное помещение для концертного зала с рестораном. Его открыли в 1838 году одновременно с началом движения поездов. Железнодорожные вокзалы по большей части находятся в центре города, и, как следствие, часть посетителей – это не пассажиры и не провожающие. На вокзалах могут поесть, быстро купить что–то нужное, провести деловую встречу и т.д. Подсчитано, что на московских вокзалах на эту категорию посетителей ежедневно приходится 7–9% от общего количества. Это удобно людям и это прибыльно для компании.
Но при этом в приоритете Дирекции железнодорожных вокзалов в первую очередь интересы пассажиров. Важнее всего, чтобы пассажиры могли получить интересующую его информацию, при необходимости отдохнуть, особенно если путешествуют с детьми, быстро и беспрепятственно пройти к кассам, камерам хранения, санитарным комнатам и, конечно же, к своему поезду. И в зоне ответственности руководства вокзалов происходят качественные изменения.
Традиционные справочные бюро меняются на современные интерактивные видеотерминалы, которые позволяют самостоятельно найти всю нужную информацию о движении поездов, работе вокзальных комплексов и предлагаемых услугах. Сейчас почти на 200 вокзалах России работает более 300 таких терминалов, которые помогают экономить время пассажиров. На них также можно получить консультацию оператора, в том числе на английском языке или на русском жестовом языке.
Еще один пример классической для вокзальных комплексов услуги, которая трансформировалась с помощью современных разработок, – хранение ручной клади и багажа в новых автоматических камерах с круглосуточной технологией обслуживания. Пилотный проект по оплате услуг автоматических камер хранения нового поколения стартовал на Ленинградском вокзале столицы и Московском вокзале Санкт–Петербурга в конце 2020 года.
На данный момент автоматические камеры хранения доступны на 131 вокзальном комплексе, в том числе Москвы и Санкт–Петербурга, а также на вокзалах в Екатеринбурге, Перми, Калининграде, Краснодаре, Курске, Смоленске, Туле, Мурманске, Петрозаводске и многих других.
Важным преимуществом сервиса является так называемая безлюдная технология, которая позволяет пассажирам самостоятельно выбрать и оплатить ячейку, благодаря чему удается сократить очереди и время оформления услуги.
Новый сервис предусматривает оплату не за количество багажных мест, а за пользование ячейкой. В зависимости от размера багажа можно выбрать наиболее подходящую по габаритам ячейку – стандартную, среднюю или большую. При этом действует гибкая система оплаты с почасовой тарификацией. Оплата осуществляется через терминал. В качестве ключа для открытия применяется чек со штрих–кодом. Камеры хранения оснащены звуковой сигнализацией, срабатывающей при несанкционированном открытии ячейки. Дополнительный контроль сохранности имущества обеспечивает система видеофиксации.
В 2023 году запланирована установка более 2,5 тыс. ячеек автоматических камер хранения багажа на 215 вокзальных комплексах, в том числе в Ставрополе, Владикавказе, Саранске, Тольятти и Муроме. Таким образом, до конца года сервис станет доступен на 346 крупнейших железнодорожных вокзалах России. Появилась возможность экспресс–доставки: на вокзалах работает более 300 пунктов доставки: посылка отправляется ближайшим поездом до нужного города, и ее легко можно забрать в пункте доставки на вокзале.
Сегодня на вокзалах можно взять с собой в дорогу портативное устройство для зарядки телефона, а вернуть уже на вокзале в городе прибытия.
Отличительной чертой крупнейших вокзалов страны, помимо традиционных комнат матери и ребенка, стали бизнес–залы нового формата, которые подходят и для отдыха, и для решения деловых задач. В этом году открылся бизнес–зал в вокзальном комплексе Уфа. Сейчас такие залы также открыты на Павелецком и Ленинградском вокзалах Москвы, Московском вокзале Санкт–Петербурга, в вокзальных комплексах Волгоград–1, Сочи, Нижний Новгород, Иваново, Петрозаводск, Уфа.
Для тех пассажиров и посетителей, кому нужен компактный и удобный офис, на вокзалах открываются коворкинги. Такие помещения, удобные для мероприятий небольшого формата (мастер–класс, переговоры), оборудованные всей необходимой офисной техникой, открыты на Павелецком и Курском вокзалах, на вокзале в Нижнем Новгороде.
На вокзалах проходят концерты, причем на высоком уровне – залы имеют хорошую акустику, передвижные выставки. Что касается экскурсий, то и их на постоянной основе проводят на вокзалах. При желании можно осмотреть императорские покои на вокзале в Твери или часовую башню на Киевском вокзале в Москве. «Вернуться в СССР» можно с помощью интерьеров вокзала в Кургане.
Все для пассажира
Работа самой пассажирской компании направлена на развитие цифровых сервисов, расширение спектра услуг и новой концепции питания, запуск новых поездов и совершенствование маршрутной сети. На сезон 2023 года намечено назначить три пары двухэтажных поездов в сообщениях Имеретинский Курорт – Уфа, Екатеринбург – Москва и Чебоксары – Москва.
К слову, в этом году исполнится 10 лет с момента запуска первого двухэтажного поезда АО «ФПК». Спрос в данном сегменте перевозок стабильно растет.
Продолжится развитие внутреннего туризма: появятся такие интересные направления, как «В долину лотосов», «К виноградникам у моря», «К северному сиянию».
Для организованных групп пассажиров в высокий сезон будут предоставлены специальные тарифы на проезд по 25 наиболее востребованным маршрутам. Спецтариф также будет действовать в туристических поездах.
Сегодня Федеральная пассажирская компания предоставляет вагоны с индивидуальными розетками, регулировкой температуры воздуха в каждом купе, душевыми, индивидуальными сейфами, магнитными ключами, герметизированными межвагонными переходами. Осенью 2022 года были детально проанализированы потребительские характеристики некупейного вагона габарита Т.
Исследование проходило на территории Тверского вагоностроительного завода, его участниками стали сотрудники АО «ФПК», в том числе провод-
ники: оценивалось качество и удобство предложенных макетов (модульный, капсульный, «елочка»). Сейчас интерьер вагона габарита Т дорабатывается с учетом полученных отзывов.
К концу 2023 года уже более чем в 50 вагонах–бистро на сети РЖД будет действовать новая концепция питания. Возможности обеспечения заказа горячего питания с использованием модернизированных штабных вагонов с кухней, оснащенных специальным оборудованием для хранения и разогрева блюд высокой степени готовности, тестируется в поездах Екатеринбург – Сургут и Сургут – Москва.
Без электронных сервисов сегодня не обходится ни одна перевозка. Самый востребованный сервис – покупка электронных билетов. В дальнейшем планируется развивать электронные услуги для юридических лиц и внедрить возможность оформления электронной заявки на перевозку организованных групп.
Еще в 2019 году был запущен сервис по поиску забытых в поездах вещей на официальном сайте ОАО «РЖД». За это время к владельцам вернулось более 100 тыс. пропаж. Растет популярность сервиса «Доставка еды к поезду» с городских предприятий общественного питания. Прирост заказов в 2022 году составил более 250% к 2021 году.
В самолет – «по лицу»
Как известно, отечественная гражданская авиация, как сегмент транспортного комплекса, понесла самые большие потери от введения экономических санкций. Они затронули как авиакомпании, так и авиапорты. И даже в этих непростых условиях специалисты отрасли продолжают работу по расширению предлагаемых для пассажиров сервисов на базе современных технологий. Речь идет о системе распознавания биометрических данных для доступа в зону транспортной безопасности аэропорта, на входе на досмотр и в самолет.
Эта технология позволит автоматизировать все предполетные процедуры от момента регистрации до посадки в самолет. Можно будет один раз сдать данные в российскую Единую биометрическую систему (ЕБС), дать согласие на их использование – и в прямом смысле «светить лицом» в аэропорту, не доставая почти бумажные документы.
Сама идея не нова и соответствует международным тенденциям. Минтранс, Минцифры начали ее прорабатывать еще в 2019 году. Но вмешалась пандемия. Однако пилотный проект все–таки стартовал.
Эксперимент по использованию системы начался с 1 октября 2022 года и закончится 1 сентября 2023 года в аэропорту Шереметьево. Тестировать будут на добровольцах старше 18 лет, которые предоставят согласие на обработку биометрических персональных данных.
В результате ее внедрения упростятся все предполетные формальности для пассажира, уменьшится количество задействованного в процессе персонала, а также повысится уровень безопасности.
Тренд на цифровизацию технологий обслуживания пассажиров в аэропортах последние годы усиливается, но чтобы технологии обслуживания пассажиров в аэропорту стали действительно безбумажными, необходимо решить и другие вопросы. И самый, пожалуй, болезненный: такая по–прежнему далекая от широкого применения технология, как электронные посадочные талоны.
Теоретически использовать эту удобную технологию в российских аэропортах можно было уже с 24 февраля 2019 года, когда Минтранс окончательно разрешил посадку по электронному посадочному талону. В России электронные посадочные талоны принимаются в Домодедово, Шереметьево, аэропортах Казани и Уфы.
Но в своем большинстве аэропорты России пока к электронным посадочным не готовы, им требуются специальное оборудование и софт. А это значительные затраты на внедрение с последующей поддержкой софта, оборудования, серверов.
Но есть и еще одна проблема, которая мешает распространению практики использования электронных посадочных. Это бухгалтерия, которая не принимает от командированных электронные посадочные, а требует бумажные.
Может быть, применение технологии идентификации пассажиров по биометрическим данным приблизит и полномасштабную реализацию идеи электронного посадочного.
Не нашла пока применения и инициатива по внедрению RFID–меток для багажа. RFID–метки позволяют маркировать багаж в аэропортах и следить за его передвижением. Отвечая вызовам времени, российские специалисты еще в 2019 году разработали специальную систему, которая позволяет отслеживать перемещение багажа пассажиров в аэропортах и во время перелета.
Одноразовая радиочастотная метка (со специальным микрочипом) прикрепляется сотрудником на стойке регистрации к чемодану и остается на багаже на протяжении всего полета. Пассажиру предоставляется номер треккера, и он может отслеживать местоположение своих вещей через мобильное приложение аэропорта или авиакомпании.
Согласно расчетам производителей и авиационных регуляторов, маркировка багажа RFID–метками позволяет сократить потери багажа на 70%.
В России, к сожалению, RFID–метки на багаже пока не прижились. Мировая практика доказывает ее необходимость, хотя ее использование повышает стоимость перелета. Поэтому если к RFID–меткам вернутся, то они могут быть не обязательными, а дополнительными опциями.
И наконец, как бороться с очередями в аэропортах? С помощью современных технологий вы будете стоять не в реальной, а в виртуальной очереди.
Виртуальная очередь – так называемая SEA Spot Saver – бесплатная цифровая система бронирования, которую используют для сокращения времени ожидания и уменьшения скопления людей в аэропорту.
Систему уже опробовали в Сиэтле и Лос–Анджелесе на пассажирах Alaska Airlines, United Airlines и Delta Airlines.
Технология помогает устранить длинные очереди, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов. Система значительно превзошла ожидания разработчиков, а общее время ожидания для пассажира сократилось до 10 минут.
Благодаря экономии времени на стояние в очереди пассажиры проводят больше времени в ресторанах и магазинах, а это повышает доходы аэропорта.
А для тех пассажиров, кому лень не только стоять в очереди, но и ходить по магазинам, придумали аэропортовых роботов–доставщиков. Их используют в аэропорту Северный Кентукки. «Откликаются» они на Ottobots.
Роботы производства компании Ottonomy позволяют пассажирам заказывать бесконтактную доставку прямо к месту их нахождения в зале аэропорта.
Благодаря роботам путешественники могут выбирать через сайт или на мобильных устройствах продукты на вынос, напитки и товары для путешествий, которые продаются в розничных магазинах в зале ожидания. А роботы им их доставят.
На первый взгляд, некоторые предложения по сервисам в наших условиях выглядят пока несвоевременными, но вектор развития современных аэропортов – автоматизацию и цифровизацию – не изменить.
Как и не изменить направление развития транспорта в целом – обеспечение безопасной многовариантной поездки с максимальным удобством. Желательно еще и по приемлемой цене.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.
На снимках: (вверху) в приложении «Метро Москвы» можно посмотреть загруженность вагонов; в Шереметьево проходит эксперимент по использованию системы распознавания «по лицу».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.