Как реализуются проекты ГЧП в регионах? В каких городах уже запущены новые трамваи по концессии? Как развитие электротранспорта влияет на качество жизни горожан? Эти и другие вопросы обсудили эксперты отрасли 27 сентября на Российской неделе ГЧП 2023 в рамках сессии «Пассажирский электротранспорт: как инвестиции меняют качество жизни в городах?».
Генеральный директор ООО «Группа Мовиста» Алексей Зотов отметил, что в стране сейчас наблюдается ренессанс трамвая. Одним из знаковых проектов по возрождению электротранспорта стал запуск первой в истории постсоветской России междугородней трамвайной линии между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма.
«Верхнепышминский трамвай – наш первый проект, реализованный по концессии год назад. Мы гордимся этим проектом. Новый современный трамвай ходит по выделенной линии, позволяет быстро и с комфортом перемещаться между городами и украшает собой улицы. Горожане с удовольствием пользуются этим транспортом, в часы пик загрузка довольно высокая», – отметил Алексей Зотов.
Проекты развития городского электротранспорта запущены в 10 регионах РФ. Половину из них реализует «Группа Мовиста» – в Курске, Липецке, Перми, Ярославле и Красноярске. При этом в Курске, Липецке и Перми активно ведутся строительные работы, первый этап находится на высокой стадии готовности. Компания как заказчик проектирует, строит новые рельсы, контактные сети, тяговые подстанции и депо, поставляет и эксплуатирует подвижной состав, а также внедряет цифровые сервисы управления общественным транспортом. Концессионные проекты реализуются с помощью капитальных грантов, кредитных средств ВЭБ.РФ, а также собственных средств инвестора.
«Мы уже готовы поделиться первыми результатами работы. Две недели назад в Перми по новым трамвайным путям начал ходить современный подвижной состав – трамвай модели «Львенок». Это то, что уже реализовано благодаря финансированию ВЭБ.РФ, то, чем уже пользуются жители Перми», – рассказал Алексей Зотов.
Эксперт отметил, что пассажиры с удовольствием пересаживаются на новый трамвай, ведь он курсирует по ровным рельсам, не шумит и не вибрирует. Такой вид транспорта пользуется популярностью у студентов, поскольку он ходит точно по расписанию, а в салоне предусмотрены USB-разъемы для зарядки гаджетов, так что можно позаниматься в смартфоне или ноутбуке по пути на учебу.
Алексей Зотов подчеркнул, что запуск и успешная реализация концессионных проектов во многом зависят от желания самих регионов развивать электротранспорт. В городах идет активное строительство жилья, появляются новые районы, а, значит, необходимо обеспечивать транспортную доступность для жителей. В этом случае трамвай – идеальный общественный транспорт. Он ходит строго по расписанию по выделенной линии. Трехсекционный трамвай может перевозить за один рейс порядка 160 пассажиров со средней скоростью 30 км/ч. Для сравнения, чтобы перевезти такое же количество пассажиров, потребуется 40 автомобилей, с учетом того, что в одной машине будет 4 человека. Кроме того, трамвай – это экологически чистый вид транспорта. Поэтому в российских городах необходимо возрождать трамвайное сообщение. Проекты возможно запустить в любом регионе благодаря механизмам государственно-частного партнерства.