Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Комфорт и единые стандарты

Астраханская область выводит сервис пассажирских перевозок на совершенно новый уровень.

Извозчик, гони на Большие Исады! Так на исходе ХIХ века кричали купцы, спешившие на самый большой рынок Астрахани. С появлением на улицах города в 1900 году трамваев конные экипажи остались в прошлом. А трамвай, верой и правдой перевозивший пассажиров более ста лет, в 2007 году по решению «отцов города» был отменен за ненадобностью.

Необходимость оптимизации и реформирования системы общественного транспорта очевидна для большинства жителей российских городов. А для астраханцев особенно. Согласно рейтингу российских городов по качеству общественного транспорта, составленному в 2022 году компанией SIMETRA, Астрахань из 82 городов – участников исследования заняла последнее место.

В настоящее время полумиллионный областной центр живет в ожидании комплексной реформы всей системы общественного транспорта.

О том, какие шаги предпринимаются в Астраханской области в сфере общественного пассажирского транспорта, в беседе с корреспондентом «ТР» рассказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области Александр Башкин.

– Александр Давыдович, расскажите, как идет работа над региональной программой модернизации общественного транспорта, разработанной в соответствии с экономически обоснованной моделью организации транспортного обслуживания населения и содержащей меры поддержки обновления транспортных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета? Есть ли планы по восстановлению трамвайного движения в Астрахани?

– В 2021 году на заседании Совета Федерации мы приняли постановление «О государственной поддержке социально–экономического развития Астраханской области», в котором среди ряда важных предложений были утверждены рекомендации по развитию общественного транспорта в Астраханской области. Постановлением было рекомендовано правительству Астраханской области проработать совместно с администрацией муниципального образования «Город Астрахань» предложения по развитию пассажирского транспорта общего пользования в областном центре.

Во исполнение этого документа правительством Астраханской области проводятся мероприятия по реформированию пассажирского транспорта с учетом целей и задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Речь в первую очередь идет о повышении доступности и качества транспортных услуг при минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

С этой целью регион принимает участие в обновлении подвижного состава в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В 2022 году заключены государственные контракты, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по 26 маршрутам по регулируемым тарифам на период 2023–2030 годов.

Были приобретены 94 низкопольных газомоторных автобуса большого класса Volgabus 5270 для обслуживания магистральных маршрутов. В декабре 2022 года автобусы были размещены на 6 магистральных маршрутах.

Восстановление работы трамвая и других видов электротранспорта – непростой вопрос, особенно учитывая то, что астраханский трамвай был одним из старейших трамваев в России. Первый электромоторный вагон вышел на городские маршруты 24 июня 1900 года. Спустя 107 лет, 24 июля 2007 года, прозвенела прощальная трамвайная трель.

ФАУ «РОСДОРНИИ» изучало возможность использования электрического транспорта в рамках выполнения научно–исследовательской работы при подготовке документов транспортного планирования на территории Астраханской области и Астраханской агломерации.

Было установлено, что финансовые затраты на восстановление городского электротранспорта не позволят значительно улучшить качество обслуживания населения. С учетом этого в процессе реформирования пассажирского общественного транспорта было принято решение о поэтапном внедрении оптимизированной маршрутной сети с автобусами большого, среднего и малого классов, обеспечивающей доступность, экономичность и безопасность перевозок пассажиров во все районы Астраханской агломерации.

К использованию альтернативных видов транспортного обслуживания жителей области, думаю, целесообразно вернуться после внедрения оптимизированной маршрутной сети пассажирского транспорта и оценки результатов принятого решения в период 2023–2030 годов.

– Какой средний возраст пассажирских транспортных средств общего пользования в регионе? Каковы потребности субъекта в обновлении транспортных средств, подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования на период до 2030 года (с прогнозом до 2035 года)?

– В 2020 году по поручению губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина был проведен тщательный анализ состояния транспортного комплекса. Результаты не порадовали, была констатирована значительная изношенность подвижного состава, используемого на регулярных маршрутах в Астраханской области. Основную часть парка подвижного состава, обслуживающего регулярные маршруты на территории региона, составляли автобусы экологического класса «Евро–3» со сроком эксплуатации, превышающим 7–10 лет.

Это не могло не влиять на снижение уровня технической надежности и безопасности перевозок пассажиров, не обеспечивался минимальный уровень комфортности перевозок. Неудовлетворенность качеством транспортного обслуживания стала источником многочисленных жалоб и обращений астраханцев с предложениями отрегулировать работу пассажирского транспорта, в том числе принять меры по улучшению комфортности поездок.

Основная часть межмуниципальных маршрутов на территории Астраханской области – это маршруты, соединяющие областной центр с населенными пунктами, не входящими в Астраханскую агломерацию, но являющимися социально значимыми. На более чем сорока межмуниципальных маршрутах отсутствуют перевозчики, на этих линиях требуется поставить более 100 единиц подвижного состава.

Доля частных перевозчиков пассажиров по межмуниципальным маршрутам в 2020, 2021 и 2022 годах составляла 100%. У большинства из них отсутствует возможность самостоятельно, за счет собственных средств проводить мероприятия по обновлению подвижного состава. В связи с этим необходимость в федеральной поддержке в обновлении подвижного состава, работающего на регулярных маршрутах, более чем очевидна.

– Как известно, в августе текущего года состоялось заседание Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта. Одно из поручений Президента РФ Владимира Путина касалось определения постоянного источника финансирования программы льготного лизинга пассажирских транспортных средств общего пользования за счет средств федерального бюджета. Регион определился с объемом финансирования?

– Как вы знаете, в № 220–ФЗ внесены изменения, которые предусматривают необходимость разработки в субъектах Федерации региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения. В Астраханской области планируется развитие регулярных перевозок автомобильным транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования. Разумеется, финансовая составляющая плана отражена в проекте областного бюджета.

В 2023 году Министерство транспорта Российской Федерации одобрило заявку Астраханской области на приобретение автобусов среднего класса в количестве 225 единиц в рамках инвестиционного проекта «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» с привлечением Фонда национального благосостояния.

И уже в мае 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания заключила первый лизинговый договор по масштабному обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния на поставку в лизинг 191 газомоторного автобуса Volgabus 4298G4 для работы на городских маршрутах в Астрахани.

Эти автобусы заслужили доверие жителей региона за счет надежности и высокого уровня комфорта. Вся техника приспособлена для перевозки маломобильных групп населения, работает на компримированном природном газе, что способствует снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферу.

В настоящее время во взаимодействии с Российским университетом транспорта запланировано обследование транспортной системы Астраханской области, в том числе в межмуниципальном сообщении, для дальнейшего формирования регионального комплексного плана, в котором будет установлено требуемое количество подвижного состава с учетом пассажиропотока, а также необходимого финансирования. Основная цель транспортной реформы в нашем регионе – создание комфорта для астраханцев и соблюдение единых стандартов сервиса на общественном транспорте.

– Какие шаги предпринимает регион для развития речного пассажирского транспорта?

– Хороший вопрос. Астраханская область – это южный регион со своей дачной спецификой. Астраханцы активно используют дачные участки, до многих из которых комфортно добираться водным путем.

Региональные власти на это обращают внимание. В Астраханской области ежегодно организуется перевозка пассажиров внутренним водным транспортом по дачным маршрутам, которые являются социально значимыми. В рамках государственных контрактов осуществляются перевозки пассажиров по нескольким пригородным маршрутам.

Для обеспечения транспортной доступности эти перевозки субсидируются из бюджета Астраханской области, что позволяет гражданам пользоваться речными трамвайчиками по тарифу значительно ниже экономически обоснованного. Так, в 2023 году стоимость билета для взрослого составляла 75 руб., дети до 5 лет перевозились бесплатно, а детям с 5 до 10 лет предоставлялась 50%–ная скидка.

Раз уж мы заговорили о водных перевозках, не могу не сказать о строительстве в Астрахани нового пассажирского круизного судна «Петр Великий». Судно уже спущено на воду, завершается отделка салонов и кают. Запланировано его использование для круизов по Волге и Каспийскому морю. Более 60 лет в нашей стране не строились суда подобного назначения. Как говорится, всех нас с почином!

– Какова доля общественного транспорта, работающего на газомоторном топливе? Что делается для развития этого сегмента?

– В рамках реализации транспортной реформы проводится обновление подвижного состава, работающего на газомоторном топливе. Из общего количества автобусов, работающих на регулярных маршрутах, на октябрь 2023 года доля общественного транспорта на газомоторном топливе составляла 25%.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767–р, другими нормативными документами на территории Астраханской области реализуется программа использования газа в качестве моторного топлива.

В целях развития сети газозаправочной инфраструктуры на территории Астраханской области организовано активное взаимодействие с представителями ООО «Газпром газомоторное топливо». Строительство газозаправочной инфраструктуры осуществляется за счет частных средств.

В настоящее время в регионе функционируют 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), две из которых используются только для общественного транспорта, и сейчас они загружены меньше чем наполовину. После запуска второго этапа они будут работать на полную мощность.

– Существует ли в Астраханской области проблема нелегальных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров общественным транспортом? Как региональные власти борются с этим явлением?

– Недобросовестных людей, желающих подзаработать сомнительным способом, хватало всегда и везде. Важно, что действующая в Астраханской области система государственного контроля ставит надежный заслон этим попыткам. В целях пресечения и профилактики нарушений законодательства в сфере транспортного обслуживания населения на территории Астраханской области создана межведомственная транспортная комиссия. В ее состав входят представители правительства Астраханской области, правоохранительных органов, федеральных служб. Регулярно проводятся рейды.

Как таковых нелегальных перевозчиков в последнее время нет, но отдельные нарушения встречаются. Среди них – использование транспортных средств, не соответствующих техническим характеристикам, отсутствие в салоне сведений об обязательном договоре страхования гражданской ответственности, несоответствие указателей маршрутов установленным нормам.

По итогам проведенных мероприятий выдаются предписания об устранении нарушений, возбуждаются административные дела об административных правонарушениях. Все это приводит к ощутимому снижению количества нарушений в сфере общественного транспорта.

– Есть ли дефицит водителей на общественном транспорте? Какой уровень зарплат водителей относительно средней зарплаты в регионе? Что делается на региональном уровне для повышения престижа профессии?

– Для обслуживания оптимизированной маршрутной сети штат водителей автобусов укомплектован, но планируется значительное увеличение штата под выпуск транспортных средств средней вместимости, поэтому потребность в привлечении водительского состава не снижается.

Уровень заработной платы специалистов транспортного предприятия заметно превышает устоявшиеся в регионе средние показатели. Размер зарплаты начинается от 55 тыс. руб.

В настоящее время организуются ярмарки вакансий, проводится большая информационная работа по трудоустройству водителей, кондукторов и других специалистов на транспортное предприятие, осуществляющее перевозки пассажиров.

Высокая оплата и солидный социальный пакет увеличили приток соискателей на престижную работу в системе жизнеобеспечения нашего солнечного региона.

– Какие проблемы, касающиеся деятельности общественного транспорта, поднимают астраханцы во время ваших встреч с избирателями? Сами пользуетесь общественным транспортом, когда бываете в регионе? Сколько стоит проезд в общественном транспорте? Какие перемены замечаете?

– Безусловно, работа общественного транспорта – в перечне наиболее часто поднимаемых вопросов на приемах в регионе, на встречах с гражданами, обсуждаемых в местных СМИ и социальных сетях. Знаком с ситуацией в целом и хочу сказать, что эта тема не является спецификой исключительно Астраханской области. И это вполне объяснимо. Слишком много накопилось проблем в сфере общественного транспорта за последние десятилетия. На мой взгляд, здесь главное не количество нерешенных вопросов, доставшихся губернаторам в наследство, а то, насколько ответственно и компетентно они решаются сегодня. Благодаря усилиям федерального центра и региональных властей ситуация меняется на глазах.

С началом реализации в нашей стране национальных проектов дело заметно сдвинулось в лучшую сторону. Положительные перемены произошли и в Астраханской области. И здесь очень важна налаженная обратная связь, наличие надежных каналов информирования местных и региональных властей о недовольстве или предложениях граждан.

В Астраханской области для информирования по всем возникающим у пассажиров вопросам, а также для оперативного принятия мер существует колл–центр ЕДС, действует «горячий» телефон министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, аналогичный канал связи установило ГКУ «Организатор перевозок Астраханской области».

Что касается проездных документов, формы и размеров оплаты, то специальным постановлением утверждены виды, сроки действия, стоимость разовых проездных документов и тарифных планов на перевозки по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, а также порядок реализации транспортной карты «Каспий».

Стоимость одной поездки будет варьироваться от 28 до 31 руб. в зависимости от количества поездок по транспортной карте «Каспий», тарифный план рассчитан на 20, 50 поездок и безлимитный проезд в течение определенного периода времени.

На ваш вопрос о личном опыте использования общественного транспорта и впечатлениях отвечу так. В предыдущие периоды жизни я был более активным пользователем астраханского общественного транспорта, в последние годы, по понятным причинам, ежедневно на автобусе не езжу. Но после выхода на городские линии новых современных автобусов я с большим удовольствием их протестировал. Хочу заметить, что горожане тоже успели полюбить красивые комфортные темно–синие машины и активно ими пользуются.

Качественный и безопасный общественный транспорт – это драйвер экономического роста и визитная карточка любого субъекта Федерации. Очень важно, что органы власти всех ветвей и уровней объединены единым стремлением воплотить эту формулу в реальность. Пользуясь случаем, хочу через ваше издание пожелать им успеха.

– Редакция газеты присоединяется к вашим пожеланиям. Спасибо за интервью.


просмотры:

1943

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться