О том, как развивают в столице этот вид транспорта, рассказывает заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
В апреле 1899 года первый регулярный маршрут электрического трамвая начал перевозить пассажиров в Москве. Трамвай и сегодня сохраняет свою популярность у москвичей. В начале апреля мы отметили его день рождения – это отличный повод рассказать больше о том, как мы развиваем этот вид городского транспорта.
Каждый день трамваями пользуются уже около 600 тысяч москвичей, и число поездок ежемесячно растет. Наша стратегия нацелена на то, чтобы трамвай становился еще более надежным, безопасным, удобным и сохранил любовь всех москвичей. Мы планируем развивать трамвайную инфраструктуру, обновлять депо, создавать преимущество трамвая на дороге и увеличивать его скорость.
Современный трехсекционный вагон может вместить втрое больше пассажиров, чем обычный автобус или даже электробус. На дороге он заменяет около 200 легковых машин, а каждый час по трамвайной линии могут проезжать примерно 30 тысяч пассажиров. Общая протяженность трамвайных путей у нас достигает почти 420 километров, что сопоставимо с расстоянием от Москвы до Нижнего Новгорода.
В начале 2021 года столичная трамвайная сеть перешла под управление нашего главного и крупнейшего перевозчика в России – Московского метрополитена. Здесь собраны профессионалы, которые давно занимаются расширением и усовершенствованием всего рельсового транспорта и поэтому уже делают трамвай еще безопаснее и надежнее.
В 2021–2022 годах мы обновили более 50 километров путей, в том числе заменили рельсы и шпалы, модернизировали контактную сеть. Стали проводить ремонт только по выходным и в расширенные ночные окна, то есть практически отказались от полного закрытия участков на долгий срок. Говорю «практически», потому что мы продолжаем анализировать такую схему работ и рассматриваем разные варианты закрытий с учетом пожеланий пассажиров. Благодаря новому формату работ мы полностью сохранили все маршруты в будни, когда они нужны большинству пассажиров. Трамвайные пути стали более экологичными за счет использования новых шпал – на некоторых участках путей во время капитального ремонта мы укладываем композитные шпалы из переработанных материалов, они не только берегут природу, но и дольше служат. В 4 раза дольше деревянных – 50 лет.
Так, движение стало более тихим, поэтому теперь намного комфортнее не только пассажирам, но и жителям домов, расположенных рядом с трамвайными рельсами.
Кроме того, мы отделяем линии бортовым камнем от автотранспорта везде, где это возможно. Благодаря этому по итогам 2022 года число задержек трамваев из–за ДТП на путях снизилось на 35% по сравнению с 2020–2021 годами, а машины стали реже выезжать на рельсы и создавать аварийные ситуации. Сплошная разметка вдоль путей – быстрое, но недостаточное решение проблемы, поэтому мы стремимся к тому, чтобы 80% трамвайных путей были физически обособлены от автодороги.
Москва вышла в европейские лидеры по темпам обновления трамвайного парка – за последние 6 лет мы получили более 500 трехсекционных и односекционных российских трамваев. 95% вагонов в столице – это современные низкопольные модели. Они уже курсируют на 31 из 35 маршрутов.
В ближайшее время мы завершим обновление трамвайного парка – до 2025 года получим 150 новых односекционных низкопольных вагонов и полностью заменим оставшиеся старые трамваи. Односекционные трамваи выйдут на менее востребованные маршруты, их будет достаточно для перевозки пассажиров. А часть работающих там трехсекционных трамваев «Витязь–Москва» переведем на более напряженные направления.
Развитие электрического транспорта, в том числе трамваев – это одна из приоритетных задач, которую нам поставил мэр Москвы Сергей Собянин. Трамвай для города – это не просто транспортное средство, это символ, который ценят и любят все москвичи. Именно поэтому мы с удовольствием поддерживаем традицию проведения парадов ретротранспорта, где показываем уникальные исторические трамвайные вагоны. Такие мероприятия для многих москвичей и туристов становятся знаковыми событиями года – их посещают до нескольких сотен тысяч человек, поэтому мы обязательно продолжим проводить такие праздники.
Долгие годы трамвай был добрым другом всех москвичей и гостей города. Мы сделаем все, чтобы новые поколения москвичей еще больше любили этот замечательный вид городского транспорта.