С 1 марта 2025 года должно было вступить в силу согласно постановлению Правительства РФ требование об обязательном оснащении тахографами автобусов, используемых для регулярных перевозок в городском сообщении.
Однако по просьбе профессионального сообщества, которая была высказана на общественном совете Минтранса России, было решено перенести сроки вступления в силу данного требования на сентябрь 2026 года.
Проект постановления Правительства РФ разработан и опубликован для общественного обсуждения.
Эксперты напомнили, что действие этого требования было перенесено с 2022 года на 1 марта 2025 года в связи с финансовым положением транспортных компаний из–за падения спроса в период пандемии. Предполагалось, что в течение трех лет экономика транспортных компаний нормализуется, но эти ожидания не оправдались, спрос на перевозки до сих пор полностью не восстановился. При этом введение антироссийских санкций повлекло за собой увеличение стоимости транспортных средств, запчастей и комплектующих.
Кроме того, возник дефицит водителей. В условиях нехватки профессиональных кадров внедрение дополнительных технически сложных средств контроля за соблюдением требований режима труда и отдыха, по мнению профессионального сообщества, является не только неактуальным и избыточным, но и экономически нецелесообразным.
Ряд представителей перевозчиков вообще выступает за то, чтобы отказаться от установки тахографов в городском транспорте. Большая часть перевозок в городском сообщении осуществляется по государственным или муниципальным контрактам. Работа автобусов на регулярных городских маршрутах идет по утвержденным расписаниям, которые составляются с обязательным учетом режима труда и отдыха водителей, настаивают они. На предприятиях заблаговременно составляются и доводятся графики работы водителей на месяц, которые также составляются с учетом режима труда и отдыха водителей. Но ведь есть водители, которые готовы подзаработать и выйти вне графика, если их коллега, например, заболел.
Однако эксперты напоминают, что тарифы в ряде городов уже много лет искусственно сдерживаются в целях обеспечения ценовой доступности общественного транспорта. И катастрофическое недофинансирование контрактов, по которым осуществляются регулярно городские перевозки, не способствует оздоровлению финансовой ситуации.
Абсолютное большинство перевозчиков не располагает сегодня финансовыми средствами для оснащения городских автобусов тахографами. В то же время, по экспертным оценкам, для выполнения данного требования в Российской Федерации потребуется не менее 2 млрд руб. Это только на оснащение тахографами всех городских автобусов.
Как известно, главное предназначение тахографа – отслеживание объективного контроля за соблюдением установленных ограничений в продолжительности времени непрерывного управления транспортным средством. Это актуально для перевозок, которые работают на больших расстояниях, считают эксперты.
№ 7 (1386) 10 – 16 февраля 2025 года