В мае текущего года в Москве прошло более 20 праздничных акций и мероприятий, посвященных знаменательному юбилею столичного, а можно сказать, и российского метрополитена. 80 лет назад, 15 мая 1935 года состоялся первый пробный рейс электропоезда по подземным стальным магистралям, которого с нетерпением ожидала вся страна. Но и строители метро, и его почетные пассажиры, получившие право совершить незабываемое путешествие по первой подземной трассе, вряд ли предполагали тогда, что очень скоро метро станет самым популярным и любимым городским транспортом для москвичей и гостей столицы. И сегодня невозможно представить Москву, да и не только Москву, без него.
А знаете ли вы о том, что вопрос о строительстве метро в Москве поднимался и решался на государственном уровне задолго до того, как был прорыт первый тоннель будущей подземки? Еще в 1875 году инженер Василий Титов выступил с предложением соединить подземными путями на паровозной тяге Курский вокзал с торговыми местами Первопрестольной – Лубянской и Трубной площадями, а далее вывести их к Марьиной роще. Проектирование предполагаемой линии было прервано из–за русско–турецкой войны и трагической смерти императора Александра II.
На рубеже XIX–XX веков частные предприниматели предложили несколько проектов строительства в Москве городских внеуличных железных дорог. Наиболее известными являются проекты инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре.
Не слышали об этих фактах? Тогда советуем вам посетить современный интерактивный Центр профориентации Московского метрополитена, который открылся на станции «Выставочная» в день празднования юбилея подземки. Переходя от стенда к стенду, вы сможете проследить за всеми этапами развития столичной подземки от запуска в эксплуатацию первой линии до сегодняшнего, а точнее до завтрашнего дня. Сотрудники Центра профориентации по праву гордятся его уникальными коллекциями. Здесь собраны и бережно хранятся модели вагонов, станций и сооружений метро, жетоны и билеты, навигационные табло, книги и значки, фотографии, международные награды, служебная форма работников подземки – всего более тысячи различных экспонатов. Многие из них до наших дней сохранились лишь в единственном экземпляре.
В этом центре начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов провел очередную пресс–конференцию, на которой он, начальник службы профориентации, обучения и развития персонала Павел Ковалев и начальник учебно–производственного центра подземки Вячеслав Гаранин подвели первые итоги работы нового подразделения. А также рассказали о подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, о планах и ближайших перспективах в этом направлении. Но прежде для журналистов была организована увлекательная экскурсия, во время которой они смогли осмотреть выставленные экспонаты. Роль экскурсовода взял на себя Павел Ковалев. Рассказывая о них, особое внимание представителей СМИ он обратил на уникальный в своем роде макет, состоящий из нескольких путей и станционных комплексов, объектов и технических сооружений метрополитена. Он демонстрирует сложную организационно–техническую структуру подземки, а самое главное – слаженность всех систем в работе.
– Такое пассажиры больше не увидят никогда и нигде, кроме как в нашем Центре
профориентации, – сказал Павел Ковалев. – Ознакомившись с экспонатами музея, посетители смогут подробно узнать о всех службах предприятия, о том, какая непростая работа скрыта от их глаз. А главное – узнать о людях, которыми гордится наш коллектив. О тех, кто связал всю свою жизнь со столичной подземкой. Это их труду и заботам мы обязаны тем, что наше московское метро считается самым красивым и лучшим в мире.
И таких экспонатов, у которых подолгу останавливаются посетители, немало. Где еще могут сравнить пассажиры конструкции первых вагонов подземки, которые уже давно сданы в металлолом, с современным комфортабельным подвижным составом? Где еще можно увидеть физически и морально устаревший диспетчерский пульт управления? И, не отходя далеко, сравнить его с современным, начиненным сложнейшей электроникой? Где еще любому пассажиру предложат потренироваться водить пассажирский состав на тренажере, полностью имитирующем кабину электропоезда? Кстати, около этого стенда в течение всего дня многолюдно. Надо было видеть восторженные глаза 8–летнего москвича Артема Ефимова, когда он сел за пульт. Оказывается, он уже не впервые приезжает на «Выставочную». Не скрывает, что здесь ему все нравится, и мечтает, когда подрастет, выучиться на машиниста. Нравится профессия машиниста и учащемуся 3–го курса железнодорожного колледжа Георгию Смирнову. В Центре профориентации он прошел специальное обучение и со дня его открытия проводит здесь все свободное время – безвозмездно обслуживает тренажер. Начальник центра Игорь Малыгин очень доволен таким надежным помощником.
– Столичное метро является сложным техническим предприятием, оно растет и развивается вместе с московским мегаполисом. Сегодня подземка насчитывает 12 линий протяженностью 227,5 км и 196 станций. Ежесуточно по подземным линиям проходят более 10 тыс. поездов, – такие данные привел, открывая пресс–конференцию, Дмитрий Пегов. – Поэтому подготовке квалифицированных кадров мы уделяем особое внимание. Без этого невозможно обеспечить стабильную работу предприятия. Приняв решение об открытии на станции «Выставочная» Центра профориентации, а подобного нет ни на одном московском предприятии, мы фактически создали новую службу профориентации, обучения и развития персонала.
Возглавил ее опытный специалист Павел Ковалев, который до этого работал главным инженером учебно–производственного центра и многое сделал для его оснащения современным учебным оборудованием и тренировочными стендами. В новое подразделение вошел не только Центр профориентации, но и комплекс организации технического обучения, объединяющий специалистов депо, проводящих обучение по техническим вопросам на рабочих местах. И, конечно же, учебно–производственный центр. В нем организовано обучение всем специальностям, необходимым для работы в подземке. Для этого были разработаны 65 учебных программ для 29 структурных подразделений метрополитена. По ним в прошлом году прошли обучение свыше 10 тыс. человек, в первом полугодии текущего года – уже более 6000.
А чем вызвано решение о включении в систему подготовки кадров народного
музея?
– В первую очередь тем, что первое знакомство с системой метро у молодого поколения происходит именно в музее предприятия. Таким образом, молодые люди, начиная свой трудовой путь в подземке, здесь же будут повышать свои трудовые навыки и двигаться дальше по карьерной лестнице, – пояснил начальник столичного метрополитена.
Разговор продолжил Павел Ковалев.
– Наша работа с кадрами не завершается обучением той или иной специальности, – заявил он. – Мы продолжаем следить, как приняли новичков в новых для них коллективах, какие создали им условия для успешной работы. У нас практически весь руководящий состав состоит из специалистов, прошедших хорошую трудовую школу, работая машинистами, диспетчерами, механиками, путейцами. Словом, опираемся на свои, доморощенные кадры. Хочу сказать, что Московский метрополитен проблем с обеспечением рабочей силой не испытывает. Работа в метро считается престижной. Людей привлекают и достаточно высокая зарплата, выплачиваемая без задержек, и социальные льготы, которые гарантированы нашим рабочим. Но, конечно, очень важно, чтобы к нам постоянно приходила молодежь.
Каждый из нас еще в школе задумывался, где продолжить образование после ее окончания, на какое из предприятий пойти работать. И как важно, принимая решение, не ошибиться, чтобы потом не разочароваться и не пожалеть о своем выборе.
– Создавая Центр профориентации, главную свою задачу мы видели в том, чтобы повышать интерес в первую очередь москвичей и жителей Подмосковья к работе подземки. И формировать у его посетителей, а ежедневно центр посещают до 600 человек, интерес к тем специальностям и профессиям, которые можно приобрести на нашем предприятии. Мы открыли на станции «Выставочная» не музей и не выставку, как многим может показаться на первый взгляд, а именно Центр профориентации, – сказал Павел Ковалев.
По словам начальника службы профориентации, основной контингент посетителей, особенно сейчас, в дни летних каникул, – школьники. Впрочем, центр не имеет возрастных рамок. Посетителей при организации экскурсий подразделяют на три уровня: 1–й – школьники от 12 до 16 лет, 2–й – свыше 16 лет и 3–й – студенты технических транспортных вузов. В ближайших планах создать фан–клуб любителей метро. Уже с первых дней открытия центра на его базе начали формироваться отряды студентов технических столичных вузов. Здесь они не только проходят практику под руководством квалифицированных специалистов метрополитена, но и работают путейцами, получая достойную зарплату и положенные социальные блага. Предполагается, что по итогам прохождения дипломной практики наиболее проявившие себя стажеры останутся на постоянную работу в подземке. Посетив бесплатные экскурсии, посмотрев тематические фильмы в кинозале, познакомившись с культурой и традициями метрополитеновцев, попробовав себя в роли машиниста на интерактивном тренажере, многие из ребят принимают, возможно, самое главное решение в своей жизни – после окончания учебы посвятить себя Московскому метрополитену.
– А с началом нового учебного года мы планируем проводить в центре мастер–классы по моделированию, фотографированию, ведению блоггера по метро. Для работников подземки откроем курсы повышения квалификации. В наших планах также создание центра профилактики детского травматизма, – рассказал Павел Ковалев.
– То, что закладывается в сознание с малолетства, может остаться на всю жизнь. Я еще в трехлетнем возрасте решил, что буду машинистом. И моя мечта сбылась. В экспозициях выставки можно увидеть мои права на вождение электропоезда, – дополнил рассказ Павла Ковалева Дмитрий Пегов.
Вячеслав Гаранин в своем выступлении на пресс–конференции рассказал о той работе по подготовке кадров, которая проводится в возглавляемом им учебно–производственном центре столичного метрополитена. Развитие подземки в предвоенные и военные годы потребовало значительного увеличения подготовки квалифицированных специалистов, и 18 ноября 1944 года на предприятии была образована техническая школа. Первоначально курсы по подготовке кадров располагались в производственных помещениях под платформой станции «Арбатская». В них за год обучали до 250 человек. Со временем школу перевели в специально оборудованные кабинеты в депо «Сокол». Летом 1995 года ее реорганизовали в учебно–производственный центр метрополитена.
– Сегодня наш центр – это современное образовательное подразделение, которое осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более чем по 40 профессиям, востребованным в столичной подземке. Ежегодно мы выпускаем до 5000 специалистов, – рассказал Вячеслав Гаранин. – Все аудитории в учебном центре оснащены образцами макетов, тренажерами, действующими образцами оборудования по всем видам эксплуатирующихся в подземке вагонов. В большинстве кабинетов имеются презентационные установки, позволяющие демонстрировать учебные фильмы с использованием специально разработанных компьютерных программ. В настоящее время у нас широко внедряется система обучения с использованием интерактивных образовательных технологий. Мы гордимся, что аналогов нашему учебно–производственному центру нет больше ни на одном другом московском предприятии. Даже в РЖД.
По словам Вячеслава Гаранина, в учебном центре не подразделяют профессии на ведущие и менее значимые, считая, что в метрополитене все востребованные специальности важны. Но, как и на железной дороге, самой привлекательной и популярной, особенно у молодежи, остается профессия машиниста. Именно курсам по подготовке машинистов начальник учебного центра уделил особое внимание. Профессия эта, безусловно, особенная. В принципе на курсы может записаться каждый в возрасте до 35 лет с образованием не ниже среднего. Предпочтительно – со средним техническим. Предпочтение также отдается тем, кто уже работает в депо на разных должностях в ремонтных подразделениях. Предварительный отбор на курсы довольно суровый. Многие не проходят медкомиссию, так как не соответствуют строгим медицинским критериям. Машиниста должны выделять особая ответственность, быстрота реакции и уверенность в себе. Не менее важно иметь острый слух и отличное зрение.
– Кандидаты на курсы обязательно проходят комплексное обследование у психолога. Поэтому учебные группы формируются из 20–25 человек, а кандидатов мы набираем не менее 55. На каждом этапе проверки происходит естественный отсев. Некоторые из кандидатов уходят сами: кого–то не устраивает график работы машинистов, кто–то, познакомившись с условиями труда, быстро осознает, что водить поезда не его призвание. Зато те, кто остается, крайне редко жалеют о своем выборе. У нас очень трепетно относятся к нашим работникам. Профессии машиниста обучают самые опытные преподаватели, сами не один год водившие поезда, влюбленные в свою профессию. Я 40 лет назад пришел в депо и до сих пор считаю: лучше профессии машиниста нет и другой мне не надо, – сказал Вячеслав Гаранин.
Тем, кто прошел отбор на курсы и учится на машиниста, выплачивается стипендия. Чтобы быть допущенным к работе помощником машиниста, надо сдать экзамены на право управления составом. Допускают к ним только после 2–3 месяцев практической езды под началом опытных машинистов или машинистов–инструкторов. А чтобы сдать экзамен на право самостоятельно управлять поездом, потребуется еще такой же срок практической езды. Весь срок обучения от поступления на курсы и до получения прав на самостоятельную работу машиниста занимает не менее года. Дальнейший рост профессионального мастерства уже зависит от самих молодых машинистов.
Подводя итоги состоявшегося разговора, Дмитрий Пегов с удовлетворением отметил, что сегодня штат машинистов насчитывает более 4000 человек. Еще 8–10 лет назад текучесть кадров составляла 18–20 сотрудников в месяц. Сейчас она существенно сократилась. Создание новой службы профориентации позволит свести ее до минимума, уверены в Московском метрополитене.
Владимир ЧИСТОВ
КСТАТИ
Определили лучших
Московский метрополитен определил лучших дежурных по станции в рамках общегородского конкурса профес-
сионального мастерства «Московские мастера – 2015».
Проводимый в пятнадцатый раз конкурс состоял из двух этапов: теоретической части в виде теста и практической – оценки профессиональных навыков с имитацией реальных ситуаций, которые могут произойти в метро. В финал вышли девять конкурсантов, которые соревновались за звание «Лучший дежурный станции». Мастерство участников оценивало жюри: главный инженер Службы движения, заместитель начальника Службы движения по безопасности движения и председатель профсоюза Московского метрополитена.
В этом году по задумке организаторов конкурсантам предложили продемонстрировать знания по регулировке движения хозяйственного поезда, который заходил на станцию, и вручную выполнить экстренное заземление контактного рельса. Примечательно, что жюри оценивало качество выполнения заданий, а не потраченное время.
По итогам конкурса лучшими дежурными в 2015 году признаны:
1–е место – дежурный подменной группы 5–й дистанции Сергей Белоусов, который несет службу на станции «Шаболовская»;
2–е место – дежурная станции «Савеловская» Кристина Шупина;
3–е место – дежурная станции «Красногвардейская» Мария Копычёва.
«В этом году наблюдались рост интереса к конкурсу среди наших сотрудников и заметное повышение уровня профессионализма участников, – отметил председатель профсоюза Московского метрополитена Николай Никольский. – Мы считаем, что подобные конкурсы необходимы для мотивации и повышения престижа профессий работников метрополитена».
16.07.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.