Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Больше ездишь – меньше платишь

Такую возможность пассажирам предоставляют новые платежные системы

Самым популярным словом на 6–м ежегодном форуме «WECON – Инновационные платежные решения для транспорта», прошедшем в Москве, стало слово «платформа». Этот эволюционный процесс дает возможность из отдельных платежных сервисов создавать единую цифровую платформу, которая объединяет не только эти сервисы, но и сопряженные с ними различные сервисные услуги.

Тематика форума вызвала большой интерес, в нем приняли участие более 600 заинтересованных специалистов. Мероприятие состояло из нескольких сессий, посвященных развитию платежных решений на городском и пригородном общественном транспорте, созданию единого транспортного пространства, интеграции платежных решений с городскими сервисами и социальными проектами, дистрибуции билетов и программам лояльности.

MaaS для пассажирских масс

Сегодня в России более 230 городов используют инновационные транспортные платежные технологии. Сейчас возможности разнообразнее. Как пример – концепт MaaS (Mobility–as–a–Service, или «Мобильность как услуга»).

MaaS была создана, чтобы сделать жизнь горожан более удобной, комфортной во время использования любого вида городского транспорта, чтобы предоставить конкретному пассажиру удобную форму оплаты проезда, спланировать ее и даже при необходимости изменить эти планы. Суть в том, что система сможет по факту подсчитать стоимость тех услуг, которые уже были оказаны пассажиру.

«Основная задача – создать с помощью сервиса для пассажира более простые и понятные сценарии использования нескольких видов транспорта в одной поездке. Сервис должен позволять пассажиру, перед тем как совершить поездку, выбрать, исходя из его предпочтений, виды транспорта, которые он хочет скомбинировать. Затем построить маршрут, узнать его полную стоимость и оплатить поездку. Плюс после поездки у  пользователя внутри приложения должна быть возможность узнать, какие поездки он совершал, их стоимость, частотность, статистику и т. д.».

Руководитель проекта службы платежных сервисов «Московский метрополитен» Анна Раковская

MaaS состоит из двух составляющих – маршрутизации и оплаты проезда. И если с первой составляющей все относительно понятно, то о второй сказать так пока что нельзя. Исходя из стадий развития системы оплаты, первая состояла в оплате каждого вида транспорта. Вторая стадия, когда появилась единая система оплаты проезда в общественном транспорте, тоже успешно пройдена. Теперь задача в том, чтобы перейти к единой системе оплаты для абсолютно всех видов транспорта.

Приложение, объединяющее более десяти видов транспорта, уже используют свыше 1,6 млн человек.

Пассажиру нужен «Мир»

Одна из сессий форума была посвящена расширению использования социальных карт жителями регионов страны. В частности, генеральный директор компании ООО «Сапфир–Эксперт» Павел Ведерников рассказал о создании Единой социальной карты Свердловской области. Ее оператором на конкурсной основе как раз и была выбрана компания «Сапфир–Эксперт».

Уникальность ЕСК в том, что она заменила сразу несколько карт: банковскую, транспортную, ряд карт популярных торговых сетей – партнеров проекта. На эту же карту можно перечислять пособия, пенсии и другие выплаты. Таким образом, создан максимально удобный продукт для жителей региона.

С 1 марта при оплате проезда банковской Единой социальной картой Свердловской области жители нескольких городов региона будут платить на 8 руб. меньше. Акция, запущенная платежной системой «Мир», продлится до 30 июня 2021 года. Сэкономить на проезде жители и гости города смогут в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях, а также в коммерческом общественном транспорте, оборудованном устройствами для приема бесконтактных банковских карт. Скидка также действует в метрополитене Екатеринбурга.

Проект Единой карты петербуржца – электронной смарт–карты, объединяющей в себе возможности банковской, скидочной и бонусной карт, а также электронного проездного и носителя электронной подписи, стартовал в мае 2019 года. Карта выпускается бесплатно на базе национальной платежной системы «Мир».

Определяющим порядок выпуска Карты москвича, ее выдачи и обслуживания, а также устанавливающим перечень категорий льготников, которым эта карта выдается, стало постановление правительства Москвы № 668. Сегодня по карте предоставляется широкий спектр социальных льгот и сервисов. В зависимости от категории держатели карты имеют также возможность либо бесплатно, либо на льготных условиях пользоваться общественным транспортом Москвы и Московской области.

В 2020 году были реализованы такие проекты, как Карта жителя Кузбасса, Карта жителя Амурской области, Единые карты Орловской, Псковской областей, Карта жителя Камчатки. При этом наряду с общими позициями в каждом проекте прослеживаются нюансы, присущие конкретному региону.

Транспортный роуминг

Система платежных сервисов «Золотая корона», на протяжении уже 15 лет реализующая проекты по автоматизации отрасли городских пассажирских перевозок, в России хорошо известна. Выступив в качестве официального партнера 6–го ежегодного форума «Инновационные платежные решения для транспорта», в рамках двух сессий, посвященных созданию региональных и федеральных платформ, переходу к единым отраслевым стандартам и дальнейшему развитию операторов автоматизированных систем оплаты проезда, компания представила ряд решений для цифровой мультисервисной и мультиплатформенной экосистемы на транспорте.

– Транспортные платформы бывают закрытые и открытые, – пояснил руководитель дирекции «Транспортные и социальные карты» сервисной платежной системы «Золотая корона» Александр Гришин. – Открытость транспортной платформы позволяет обеспечивать легкое подключение к ней практически любых участников рынка – перевозчиков, операторов, банков–эквайеров, поставщиков решений для диспетчеризации и учета пассажиропотока, и, таким образом, реализовывать практически любые сценарии обслуживания. Одним из наиболее востребованных сценариев является транспортный роуминг.

Как отметил Александр Гришин, на все вызовы рынка не может быть только технологического ответа. Для успешного развития нужен комплекс решений – работающих технологий, уже сейчас готовых к внедрению и способных помочь участникам рынка адаптироваться к новым реалиям, новым требованиям и ожиданиям пользователей.

Полностью статью «Больше ездишь – меньше платишь» можно прочитать в №16 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

495

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться