Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Отремонтированным дорогам — новые автобусы

Общественный транспорт городов России обновляется

Согласно национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в рамках федерального проекта по модернизации общественного транспорта до 2024 года в российских городах должны быть заменены на новые модели 2,1 тыс. ед. подвижного состава (автобусы, троллейбусы, трамваи). Основная роль отводится автобусам.

В настоящее время парк автобусов в РФ составляет 439 тыс. ед., из которых 84% находятся за пределами нормативного срока использования. А 39% вообще эксплуатируются свыше 20 лет. А если из общего числа автобусов, находящихся в эксплуатации, исключить столичные, так как только Москва имеет современный подвижной состав, то процент морально и физически устаревших машин в регионах приблизится к девяноста. Таким образом, реформа общественного транспорта на региональном уровне требовала кардинального решения с привлечением государственного ресурса, административного и финансового. И такой ресурс был обеспечен.

Именно господдержка позволила загрузить мощности по производству автобусов разных классов на предприятиях российского автопрома в трудном 2020 году на 100%. Госзаказ, с одной стороны, поддержал отечественный автопром, а с другой — позволил начать программу по обновлению общественного транспорта в регионах, не откладывая ее реализацию до лучших времен.

Но для того, чтобы программа обновления общественного транспорта заработала, необходимо не только загрузить производственные мощности, но и обеспечить сбыт продукции. Основными потребителями ТС для общественного транспорта являются муниципалитеты, финансовые возможности которых за редким исключением ограничены. Вот почему главной схемой поставки новой техники в регионы стал лизинг, при этом муниципалитеты смогут рассчитывать на скидку в 60% от стандартной цены. Для участия в программе регион должен проявить в ней заинтересованность, а для этого подать заявку в Минтранс России с описанием программы транспортной реформы, новой маршрутной сети и требуемого количества единиц техники. После одобрения заявки регион должен заключить контракт с лизинговой компанией. Эта компания в свою очередь договорится о поставке автобусов с производителем и передаст технику региону-лизингополучателю.

Для прямой закупки техники требуется значительное количество средств одномоментно. В такой ситуации лизинг с рассрочкой платежей в пять — семь лет — наиболее доступный инструмент.

График

В настоящее время ГТЛК, например, предлагает технику без первоначального взноса. В случае банковского кредитования необходимо было внести аванс в размере 20-30% от стоимости автобуса. Тогда как по лизинговой схеме деньги можно внести только через месяц после приобретения ТС. Такой либеральный старт для реформы обновления общественного транспорта позволил только с помощью ГТЛК, начиная с 2009 года, поставить в 33 региона РФ свыше 6 тыс. отечественных автобусов на общую сумму свыше 35 млрд руб. А в настоящее время реформирование продолжается уже в рамках нацпроекта БКД.

В основном регионы закупают автобусы отечественного производства на газомоторном топливе, объемы продаж остаются стабильными, несмотря на проблемы 2020 года. Так, в 2018 году продажи составили 12,9 тыс. ед., в 2019 году — 13, 6, в 2020 году — 13 тыс. 2021 год, судя по данным за восемь месяцев, статистики рынка автобусов не испортит.

В январе — августе 2021 года на российском рынке было продано 8,59 тыс. ед. новых автобусов, что на 8,27% больше, чем в аналогичный период 2020 года. Продажи новых автобусов в августе этого года выросли на 31,12% относительно августа прошлого года и составили 1,11 тыс. ед.

Доля автобусов иностранных марок в январе — августе 2021 года сократилась на 2,82% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 10,34% рынка. Основной объем продаж по итогам первых восьми месяцев 2021 года составили дизельные автобусы — 61,64%. Доли автобусов, оснащенных газовыми и электрическими двигателями, выросли на 2,71% и 0,46% соответственно. Доли автобусов, оснащенных бензиновыми и биотопливными двигателями, сократились на 2,47% и 1,24% соответственно.

Один из главных принципов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — комплексный подход. Если коротко, то заключается он в следующем: те улицы, которые построены и отремонтированы в городских агломерациях в рамках нацпроекта, должны получить комфортабельный и безопасный общественный транспорт с современной системой оплаты проезда, который будет двигаться по оптимизированной маршрутной сети. Как было отмечено выше, рынок продаж автобусов остается стабильным на протяжении последних лет. Но это количественный аспект, а что с качеством транспортных средств, которые согласно нацпроекту должны соответствовать высоким стандартам?

Плавные и низкопольные — так можно охарактеризовать современные автобусы, которые придут на место устаревших в рамках проекта по обновлению общественного транспорта. Вот некоторые из них.

Так, КамАЗ в рамках сотрудничества с ГТЛК поставляет в регионы 89-местные низкопольные автобусы НефАЗ-5299-40-57. Эта машина с автоматической коробкой передач работает на природном газе метане. Независимая передняя подвеска автобуса обеспечивает плавность хода. Кузов машины изготовлен из композитных материалов, противостоящих коррозии. Автобусы поставляются в Пермь, Екатеринбург, Череповец, Новосибирск и на Кузбасс. При этом на КамАЗе уже подготовили 101-местную модификацию автобуса этой же модели, работающей на сжиженном метане.

Группа ГАЗ поставляет в регионы автобусы ЛиАЗ-529267 в двух модификациях — работающие на обычном и сжиженном природном газе. Речь о низкопольных автобусах вместимостью 114 человек, с отечественным газовым двигателем (ЯМЗ-536) экологического стандарта «Евро—5», оснащенных системой так называемого книлинга (наклоном машины в сторону остановки) для комфорта в том числе маломобильных пассажиров, автоматической коробкой передач, электронной системой торможения. В ЛиАЗ-529267 устанавливается современная цифровая начинка: система блокировки движения при открытых дверях, онлайн-телеметрия с возможностью контроля и передачи более 300 параметров, панорамные камеры видеонаблюдения, USB-зарядки, электронные рейсоуказатели и климат-контроль. Таким образом, новые автобусы соответствуют стандартам комфортной и безопасной среды российских городов.

Регионы, почувствовав реальную поддержку государства, в первую очередь в лице ГТЛК, в реформировании общественного транспорта, активно подают заявки на лизинговые контракты — они уже поступили от 53 субъектов РФ. Самые крупные поставки новых транспортных средств в рамках нацпроекта будут осуществляться в регионы, представленные на диаграмме. И это только начало.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР», кандидат экономических наук



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться