Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин:

Затраты увеличиваются, а возможности бюджетов покрыть их есть у очень небольшого количества регионов. И то покрыть не полностью. И всё-таки повышение тарифов гораздо скромнее, чем повышение внешних затрат. Оно проводится крайне осторожно, по всему билетно-тарифному меню. Но оно неизбежно, поскольку базируется на объективных экономических обстоятельствах.

— Регулирование тарифов на общественный транспорт находится целиком в компетенции регионов. И это правильно, поскольку они непосредственно увязаны с муниципальным или региональным бюджетом. Разница между кассовой выручкой и затратами перевозчика компенсируется из бюджета, и в каждом регионе своя ситуация.

В то же время тарифы на транспорт — это очень социально чувствительная вещь. Если сравнивать наши тарифы с тарифами в странах с аналогичным российскому уровнем благополучия, то у нас они значительно ниже. Так, мы проводили исследование — в странах с тем же соотношением ВВП на душу населения, стоимость поездки в общественном транспорте в среднем 1,4 доллара, это, если перевести, около 120 рублей. Даже в столицах у нас такого и близко нет.

Мы проводили учёбу с мэрами и губернаторами, и они мне открыто говорили: «Господин профессор, меня на вилы поднимут, если я так повышу!» И в то же время регион совершенно объективно вынужден повышать тарифы. Когда он на это идёт? Прежде всего, при повышении стоимости топлива. Есть цифры Росстата, доступные любому: стоимость дизтоплива в январе-феврале 2020 года и сейчас, в январе 2022-го. И эта разница гораздо больше, чем разница между тарифами на проезд в эти же периоды. Добавьте амортизацию — цены на автобусы, трамваи, троллейбусы и запчасти к ним у заводов-изготовителей тоже выросли. Это очевидно.

Но мне представляется важным подчеркнуть ещё одну вещь — перевозчику надо сохранить водительский коллектив. Работа водителя ответственная, нервная и при этом требующая высокой квалификации. Чтобы удержать водителя, перевозчику нужно платить ему не ниже той социально-профессиональной нормы, которая принята в регионе.

Получается, что затраты увеличиваются, а возможности бюджетов покрыть их есть у очень небольшого количества регионов. И то покрыть не полностью. И всё-таки повышение тарифов гораздо скромнее, чем повышение внешних затрат. Оно проводится крайне осторожно, по всему билетно-тарифному меню. Но оно неизбежно, поскольку базируется на объективных экономических обстоятельствах.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться