Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Заплутавшая реформа

В Ярославле она пока терпит фиаско

Почти полгода прошло с момента запуска в Ярославле новой схемы движения городского общественного транспорта. Однако вместо ожидаемого эффекта от упорядочения маршрутов реформаторы столкнулись с яростным неприятием нововведений со стороны пассажиров, потому что работа общественного транспорта как–то разом перестала быть четкой, а поездки – комфортными. Областные власти сейчас активно предпринимают усилия для исправления «косяков» власти городской. Но полностью решить проблемы пока не получается.

Хочу обратить внимание на то, что готовить жителей Ярославля к изменениям в организации пассажирских перевозок мэрия города начала еще два года назад, когда на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах работали специалисты столичного научно–исследовательского и проектного института городского транспорта, а также несколько сотен местных волонтеров. Больше того, институт выразил готовность разработать усовершенствованную модель пассажирских перевозок в регионе на безвозмездной основе. Как итог – сначала были оптимизированы и реформированы пригородные и межмуниципальные маршруты, а затем и городские.

Однако уже тогда планы реорганизации вполне нормально функционировавшей маршрутной сети вызвали у людей множество вопросов. И если против перевода маршруток на регулируемый тариф ярославцы, в общем, не возражали, потому что льготники получили возможность ездить за полцены не только в муниципальном транспорте, но и в частном (недополученный доход перевозчикам пообещали компенсировать из городского бюджета), то ликвидация дублирующих – но не лишних! – и тем более сквозных маршрутов, когда люди на одном автобусе без пересадки добирались из одного района города в другой, вызвала просто бурю негодования.

Еще до старта реформы городские власти, внимая просьбам граждан, вносили в разработанную схему перевозок какие–то небольшие корректировки. Эта работа, по заверениям представителей управления городского пассажирского транспорта, происходила и в дальнейшем. Но накал возмущения пассажиров не стихал: вместо 10 минут люди топтались на многих остановках в разы дольше, а потом давились в переполненных автобусах. И все это, заметим, в период пандемии.

Одним словом, ругань в соцсетях и поток жалоб на работу общественного транспорта не иссякли. Изменение маршрутной схемы и переход на регулируемый тариф сопровождались частичной сменой перевозчиков, у большинства из которых к этому времени закончились сроки действия разрешительных документов.

Победителями нового открытого конкурса стали семь транспортных компаний, в том числе иногородние. Не попавшие в перечень счастливчиков ярославские перевозчики остались не у дел, пошли на субподряд к более удачливым коллегам либо уехали на работу в другие регионы.

К слову, до реформы горожан ежедневно перевозили по разным маршрутам 845 автобусов, троллейбусов и трамваев. С ее началом число автобусов уменьшилось более чем на сотню. Но ярославцам было заявлено, что количество перешло в качество: менее вместительные машины заменяются на более вместительные, хотя, по мнению горожан, как были пазики основным видом транспорта, так им и остались. Несмотря на взятый курс на укрупнение.

По данным мэрии, один из основных городских перевозчиков – муниципальное ПАТП–1 – с 2019 года, например, приобрел 55 современных низкопольных автобусов ЛиАЗ, 18 автобусов–гармошек особо большой вместимости 2013 года выпуска и 10 ПАЗов 2019 года. Еще 25 бэушных ЛиАЗов подарила Ярославлю Москва (правда, 18 новых автобусов предприятия из–за невнесения лизинговых платежей сейчас арестованы судом). Другой перевозчик купил в Перми 26 больших автобусов МАЗ 2011 года выпуска. А ведь совсем недавно, при предыдущей команде городских управленцев, город стремился к тому, чтобы рейсовые ПАЗы были не старше пяти лет, а ЛиАЗы – семи.

Минувшим летом начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский докладывал на общегородском совещании, что общий плановый выпуск в часы пик всех видов транспорта составляет 735 единиц, в том числе 620 автобусов, 71 троллейбус и 44 трамвая. Однако после шквала жалоб от ярославцев, заждавшихся этих «единиц» на остановках, городское руководство отраслью уже осенью вынуждено было признать, что есть проблемы и с водителями, и с автобусами: тех и других у выигравших конкурс перевозчиков оказалось почему–то недостаточно. В частности, ежедневно на городских маршрутах не хватало минимум 50–60 автобусов.

Было решено максимально быстро, без всяких торгов (что экстренная ситуация позволяет) привлечь в регион три транспортные компании из Москвы и Санкт–Петербурга, а с действующими перевозчиками перезаключить договоры, чтобы они обслуживали то количество маршрутов, которое соответствует их возможностям.

Первые автобусы привлеченных компаний приехали в Ярославль в начале декабря. Всего их должно быть 250, и пока не совсем понятно, в какую сумму городскому и областному бюджетам обойдется эта коллективная командировка. Кстати, изумленным пассажирам на многих таких автобусах поначалу пришлось работать штурманами и показывать дорогу, потому что водители не знали маршрутов. При этом местным перевозчикам, «не вписавшимся» в реформу, работу на дорогах родного города не предложили. Хотя у них есть и парк автобусов, и коллектив водителей, которым не нужны общежития. В свое время, до реформы, эти перевозчики даже готовы были возить льготников за полцены, без компенсации из бюджета, лишь бы не потерять маршруты и работу. Но их никто слушать не стал.

Если парк автобусов в городе увеличился, то жалоб на непродуманность самих переформатированных маршрутов в Ярославле по–прежнему много. Так, жители микрорайона Тверицы рассказали, что после реформы маршрут и расписание их единственного автобуса стали такими, что проще ходить пешком. Сначала городские власти добавили в маршрут автобуса № 27 бессмысленный крюк в сторону пляжа, куда и так заезжает другой автобус, сделали расписание менее удобным. А потом перевозчик стал выпускать на линию один пазик вместо двух. В будни он курсирует по расписанию выходных: раз в один–два часа. Поэтому взрослые и дети вынуждены ходить пешком на остановку «Школа № 50». Из конца микрорайона до нее около трех километров, причем тротуаров нет, а поток автомобилей интенсивный.

Элина ТРУХАНОВА

Ярославль

Фото: yarcube.ru


просмотры:

2172

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться