Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Хотели как лучше…

Почему система «Магистраль» вызвала много нареканий москвичей?

За несколько лет в центре и на юге Москвы появились 200 новых маршрутов наземного транспорта и начали работать новые автобусы «М», то есть «магистральные». Так же называется и вся новая система наземного общественного транспорта – «Магистраль».

Реализация проекта началась в 2016 году и во многом была связана с тем, что старая транспортная сеть на большинстве маршрутов не менялась со времен Олимпиады–80. «Существовавшая ранее схема транспортных маршрутов в Москве устарела, она создавалась полвека назад и ориентировалась на застройку того времени, – объясняет Алексей Радченко, журналист, автор проектов «Карта ДТП», эксперт в области городского транспортного планирования. – С изменениями городского пространства изменений потребовали и сети общественного транспорта. Если с точки зрения города это была просто неэффективная работа, то с точки зрения пассажиров – это много маршрутов, которые ходили кругами по району».

В ходе преобразований в Центральном и Южном административных округах столицы некоторые маршруты наземного транспорта скорректированы: те, что дублировали друг друга, объединены, наименее загруженные – ликвидированы. При этом в местах, где пассажиропоток очень высок, запущены магистральные маршруты с короткими интервалами. Появились 90 новых остановок, а где–то транспорт останавливаться перестал. У 130 остановок изменились названия.

С реформой все автобусы столицы делятся на три типа: уже упомянутые выше магистральные («М»). Сюда также относятся и автобусы–экспрессы («Е»), которые следуют по тем же маршрутам, но с минимумом остановок, районные (цифры без буквы) и социальные («С»). Каждому типу маршрута присвоен свой цвет: зеленый – для магистральных, синий – для районных, розовый – для социальных маршрутов. Также нововведения повлияли на принцип нумерации маршрутов. Теперь по номеру автобуса можно определить, в каком районе он курсирует и с какими временными интервалами двигается по маршруту.

Как отметили в департаменте транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы, новая нумерация разработана на основе международного опыта. Алексей Митяев, заместитель руководителя департамента, поясняет: «Основная задача – сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться на наземном транспорте быстрее и предсказуемее».

По упраздненным, но привычным для москвичей маршрутам все еще можно передвигаться, но с некоторыми трудностями. Для этого нужно сделать пересадку, которая по карте «Тройка» бесплатна в течение 90 минут. Однако в департаменте уверяют, что даже с учетом смены маршрута передвижение по городу для жителей будет осуществляться быстрее, так как, по мнению авторов реформы, время ожидания автобусов сократится.

Новые маршруты, как сообщают в ведомстве, были сформированы после исследований пассажиропотоков, транспортной доступности, развитости инфраструктурных и социальных объектов.

Жители Центрального и Южного административных округов, первыми столкнувшись с такими значительными изменениями, отреагировали неоднозначно. В комментариях к постам на официальных страницах Мосгортранса и «Московского транспорта» в социальных сетях до сих пор появляется множество недовольных отзывов о преобразованиях. Пользователи жалуются на недостаточное информирование об изменениях, запутанность некоторых маршрутов, удаленность остановок от метро, а также на возросшие временные интервалы между автобусами. Отдельно отмечается возникновение «мертвых зон», где маршруты теперь не пролегают.

На вопросы о возвращении старых маршрутов в департаменте отвечают уклончиво: «Сейчас мы продолжаем рассматривать предложения от жителей города по улучшению маршрутной сети. По итогам данной работы при выявлении дополнительных потребностей в маршрутную сеть будут внесены соответствующие корректировки».

«Скоро все привыкнут к новым путям, которые мы проложили, что–то будет скорректировано в связи с обращениями граждан и изменением пассажиропотока», – пообещали в департаменте.

Многие эксперты назвали реформу «кошмаром для пожилых» и «профилактикой деменции». «Я действительно не знаю ни одного человека, кому бы понравились изменения», – сказал глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович.

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Екатерина Винокурова не только раскритиковала «Магистраль» и ее создателей за непонимание, кто в этом наземном общественном транспорте ездит и с какой целью, но и предложила департаменту добровольно признать реформу неудачной, вернуть все как было, а затем уволить всех причастных к проекту.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что концепция выделения магистральных и экспресс–маршрутов буквами «М» и «Е» правильная, а вот идея новой нумерации, очевидно, исходит от «абстрактного стремления все упорядочить».

«Но вызовет это путаницу, – считает эксперт. – Никто не смотрит, в какой район города идет автобус. Люди знают конкретные маршруты, которые им нужны, либо смотрят их по навигатору». Кирилл Янков заметил, что «новая сеть разрывает транспортные связи, существовавшие десятилетиями, так как часть маршрутов ликвидируются либо меняется их конфигурация. А ведь люди порой выбирают школу для ребенка или работу, чтобы ездить на одном автобусе, без пересадок, теперь многим будет неудобно. Не нужно менять все за один раз и ставить людей в сложное положение. Нужно постепенно развивать существующую сеть, сохраняя преемственность и маршруты, к которым давно привыкли».

В качестве конкретных примеров можно привести ситуацию, например, в 14–м микрорайоне Орехово–Борисово, который теперь лишен прямой связи с МЦД. А жители Северного Чертаново недовольны, что теперь нет остановки у Балаклавского проспекта. Недовольны и жители Хорошевки. Их фактически «отрезали» от Центра.

«Меня московский транспорт вынуждает садиться за руль, потому что я не могу доехать туда, куда мне нужно ездить каждый день. Те маршруты, которые нам в районе нужны, они убрали. И все не согласовано с людьми, не было ни опросов, ни мнений, ничего не собирали. Просто взяли и сделали так, как им удобно», – жалуется жительница Нагатинского района.

…Текущие изменения – лишь часть большой программы «Магистраль», которая, по заявлениям московских властей, направлена на оптимизацию путей и сокращение времени в поездках. Планируется, что к середине 2022 года новая схема московского транспорта охватит все районы столицы. Но все ли будут довольны?

Сергей БУЛАЧЕВ


просмотры:

2439

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться