Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Москва прирастает наземным метро

Новые транспортные коммуникации значительно улучшают жизнь москвичей

МЦК и МЦД – эти аббревиатуры появившихся не так давно транспортных коммуникаций уже прочно вошли в столичную жизнь. Они не только расширяют количество возможных маршрутов для поездок в столичном регионе, но и позволяют экономить время и деньги пассажиров. А затраты на проезд в столице – это существенная статья расходов. С развитием диаметров Москва и область постепенно превращаются в единую транспортную агломерацию. Кроме того, новые коммуникации стимулируют развитие окружающих территорий, которые до их появления относились к депрессивным с экономической точки зрения и были не интересны для инвесторов. Постепенно, с приходом новых видов транспорта начала расти деловая активность этих районов, развиваться жилищное строительство.

Принцип застройки

О необходимости дополнительных транспортных коммуникаций в столице и области говорилось давно. Идея использования Московской окружной дороги для перевозки пассажиров впервые была озвучена в 70–е годы прошлого века. И только спустя почти сорок лет, когда многие производства в Москве, для нужд которых и было предназначено это железнодорожное кольцо, прекратили работу, власти города вернулись к проекту. К этому времени пробки на столичных магистралях и нагрузка на метро многократно возросли. Благо финансовые возможности позволяли начать строительство.

Центральное кольцо наземного метро проходит через 26 районов Москвы с населением 1,9 млн человек. Жители шести из них, таких как Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Котловка, Хорошево–Мневники и Нижегородский, ранее фактически не имели близкого доступа к метро. Кроме того, рядом с МЦК находятся около 10,8 тыс. га бывших производственных и коммунальных территорий, кварталы пятиэтажной застройки, девять парковых зон (в частности, «Лосиный Остров», Измайловский парк, Ботанический сад), а также крупнейшие вузы страны. Все эти земли после запуска кольца получили новый импульс для развития.

В зоне влияния МЦК в перспективе планируется строительство до 6 млн кв. метров недвижимости различного назначения, в том числе 2 млн кв. метров жилья, что привлечет в город 500–700 млрд руб. инвестиций.

Улучшение транспортной доступности районов вокруг МКЦ первыми почувствовали ретейлеры. Трафик в 12 торговых центрах, расположенных на расстоянии одного километра от станций, вырос примерно на 15–20%, в некоторых объектах – до 30%. А это серьезный стимул для девелоперов продвигать на рынок новые проекты коммерческих комплексов, причем не только торговых, но и офисных. По прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет около 30% нового офисного строительства может прийтись на зону МЦК, а в долгосрочной перспективе суммарный ввод торговых и административных площадей рядом с кольцом составит 3,5 млн кв. метров. К наиболее перспективным площадям относятся территории вблизи станций, расположенных в зоне плотной жилой застройки, но с минимальной конкуренцией, таких как Стрешнево, Хорошево, Панфиловская, Коптево, Окружная и другие. Конечно, пандемия заставила скорректировать объемы строительства, сделав их скромнее, но тренд на развитие близлежащих территорий остается неизменным.

В жилом сегменте после запуска кольца отмечается повышение стоимости жилья: расположенные в пешеходной доступности от станций МЦК новостройки в цене растут быстрее рынка. Как следствие, на сегодняшний день в полуторакилометровом радиусе от МЦК возводятся более 30 жилых комплексов различных форматов – от комфорт–класса до элитных.

По данным НИиПИ Генплана, более трети земель вокруг станций МЦК занимают неэффективно используемые промышленные или коммунальные зоны. Застройка этих освобождаемых территорий планируется по смешанному принципу, который формулируется следующим образом: «Жить, работать и отдыхать в одном месте». Таким образом, планируется уйти от строительства так называемых спальных районов.

Активно ведется освоение земель, примыкающих к МЦК, в районе территорий промышленных зон «Грайвороново», «ЗИЛ», «Соколиная Гора», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы». В планах по градостроительному развитию еще одна крупная промзона, расположенная рядом со станцией МЦК Лихоборы. На территории бывшего автокомбината № 3 планируется построить многофункциональный общественный центр, включающий гостиницу на 575 номеров, офисы и торговые помещения, а также многозальный кинотеатр, объекты бытового обслуживания и общественного питания. Кроме того, на площади бывшего предприятия возведут блок начальных классов на 200 мест с дошкольным отделением и православный храм для 500 прихожан.

Эти и другие объекты (общая площадь рассматриваемой территории около 200 га) обеспечат работой не менее 3 тыс. человек.

Похожая идеология заложена в концепцию освоения промзоны «Варшавское шоссе», которая имеет три площадки, разделенные крупными городскими магистралями – Варшавским шоссе и МЦК. На них также возведут жилье, а кроме того, офисные центры, гостиницу, школу и детский сад.

Еще большой объем недвижимости должен появиться в составе транспортно–пересадочных узлов (ТПУ), которые будут строиться на некоторых станциях МЦК. Пока коммерческая застройка предусмотрена в составе восьми ТПУ («Владыкино», «Ботанический сад», «Ярославская», «Новохохловская», «Варшавское шоссе», «Новопесчаная», «Николаевская» и «Сити») – площадки планируется развивать комплексно, чтобы одна функция поддерживала другую, обеспечивая синергетический эффект. Всего ожидается строительство 845,5 тыс. кв. метров площадей различного назначения.

Диаметры не только в геометрии

Еще совсем недавно, каких–нибудь несколько лет назад, на поездку из Подольска на юге Москвы в Нахабино на северо– западе нужно было затратить как минимум три часа с пересадкой на Курском вокзале. А если попадали в неизбежный перерыв в электричках, то времени уходило еще больше. При этом технические возможности для организации железнодорожного сквозного движения из области через Москву в область были. Но проект организации движения область – Москва – область, как и в случае с МЦК, оставался на бумаге вплоть до 2010 года, когда впервые сквозное движение стало обретать реальные контуры.

Оставим за скобками рассмотрение всех этапов развития таких необходимых для Московского региона коммуникаций – об этом хорошо известно. Достаточно сказать, что совместными усилиями властей столицы, области и РЖД в ноябре 2019 года было запущено движение по сквозным диаметрам МЦД–1 (Одинцово – Лобня) и МЦД–2 (Подольск – Нахабино).

Диаметры, меняя транспортную систему агломерации, уже доказали свою эффективность и продолжают развиваться. Идет активное строительство дополнительных путей для будущих диаметров МЦД–3 и МЦД–4. Продолжаются строительство новых и реконструкция действующих станций, 10 из которых планируется открыть в 2022 году.

На МЦД–2 «Курско–Рижский» будут открыты два крупных транспортных узла – «Печатники» и «Марьина Роща».

ТПУ «Печатники» объединит МЦД–2, Люблинско–Дмитровскую и Большую кольцевую линии метро, а также наземный городской пассажирский транспорт. В результате общественный транспорт станет доступнее для 360 тыс. жителей юго–востока Москвы. У пассажиров второго диаметра появится новая удобная пересадка на метро. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 8,4 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – уже 11 тыс. Чтобы перейти через железную дорогу и добраться до метро «Печатники», сегодня жителям улиц Люблинская, Шкулева, Артюхиной, Малышева приходится делать крюк в несколько километров. Проблему решит новый пешеходный тоннель, связывающий станцию с Люблинской улицей. Таким образом, появится удобная и безопасная пешеходная связь между районами Печатники и Текстильщики.

Новая станция «Марьина Роща» обеспечит пересадку между МЦД–2 и Люблинско–Дмитровской линией, а в перспективе – БКЛ и МЦД–4. Более 60 тыс. местных жителей получат станцию наземного метро в пешей доступности от дома. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 11,5 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 14,9 тыс. пассажиров в сутки.

Еще одна новая станция – «Минская» – будет открыта в составе перспективного МЦД–4 (Киевское направление МЖД). Создаваемый на ее основе ТПУ объединит Солнцевскую линию метро и наземный городской пассажирский транспорт. Жители Новой Москвы и Московской области получат еще одну удобную пересадку на метро, которая после открытия D4 станет бесплатной. На станции будут построены две островные платформы, наземный вестибюль и навес «сухие ноги», ведущий к метро. Со станции можно будет выйти к Минской улице, проспекту Генерала Дорохова, Парку Победы и природному заказнику «Долина реки Сетунь». По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 17,3 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 21,7 тыс. пассажиров в сутки.

Еще 5 станций будущего МЦД–4 будут открыты после завершения масштабной реконструкции.

На месте устаревшей остановки пригородных электричек «Очаково» появится современный и удобный вокзал с надземным пассажирским вестибюлем и двумя островными платформами с навесами. Обновленным вокзалом будут пользоваться жители одноименного района и сотрудники многочисленных предприятий, расположенных в местных промзонах. Надземный пешеходный переход с лифтами и эскалаторами с выходами в сторону улицы Наташи Ковшовой и Очаковского парка, а также к проезду Стройкомбината сделает пересечение железнодорожных путей более безопасным и удобным. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 8,5 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м ее поток может вырасти до 11,7 тыс. пассажиров в сутки.

Классическая остановка пригородных электричек «Мещерская» станет удобным вокзалом с современной пассажирской инфраструктурой. Здесь будут открыты две островные платформы с навесами на всю длину, которые защитят пассажиров от солнечных лучей и осадков.

Существующий тоннель удлинят и реконструируют, превратив его в современный пассажирский терминал с кассами, турникетами, эскалаторами и лифтами. За счет нового безопасного перехода через железнодорожные пути пассажиры получат удобные выходы к поселку Мещерский, улице Матросова в Востряково, новому жилому комплексу «Мещерский Лес» и станции метро «Говорово». Переходить через железную дорогу станет гораздо удобнее и безопаснее.

Обновленная станция улучшит транспортное обслуживание жителей поселка Мещерский и микрорайона Востряково. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 2,9 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 4,2 тыс. пассажиров в сутки.

На станции «Переделкино» появятся две островные платформы с навесами. Кроме того, будет создан подземный вестибюль с выходами на Лукинскую улицу, 7–ю улицу Лазенки, к Мещерскому парку и городку писателей в Переделкино – культурному кластеру и популярному месту отдыха горожан. У местных жителей появится безопасный транзитный подземный переход через железную дорогу. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 9,1 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м пассажиропоток вырастет до 12 тыс. пассажиров в сутки.

Также будет завершена реконструкция соседней станции – «Лесной городок», на которой будут построены две новые платформы с навесом, защищающим от дождя и снега. На смену пешеходному настилу появится подземный переход с вестибюлем, лифтами и эскалаторами. Пересечение железнодорожных путей станет более безопасным и удобным для жителей дачного поселка Лесной городок и деревни Осоргино Московской области. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 5,4 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 7,7 тыс. пассажиров в сутки.

«Толстопальцево» также изменится до неузнаваемости. На станции реконструируют платформу, построят подземный переход. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 3 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 4,4 тыс. пассажиров в сутки.

На действующем диаметре МЦД–1 «Белорусско–Савеловский» планируется завершить реконструкцию двух станций.

«Тимирязевская» является частью крупного ТПУ, в состав которого входят одноименная станция Серпуховско–Тимирязевской линии метро и наземный транспорт. В результате реконструкции на станции появятся две новые платформы с навесами на всю длину и современный подземный пассажирский терминал, интегрированный с вестибюлем в метро. В терминале – эскалаторы, лифты, кассы, туалетные комнаты. Местные жители смогут пользоваться новым тоннелем для комфортного и безопасного перехода через железнодорожные пути. По прогнозам, в 2025 году этой станцией будут пользоваться 23,6 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м – 30,8 тыс. пассажиров в сутки.

И, наконец, в 2022 году планируется завершить многолетний проект создания транспортно–пересадочного узла «Окружная», объединяющего МЦД, МЦК и Люблинско–Дмитровскую линию метро. До конца года будет открыт северный вестибюль станции МЦД–1 с долгожданным пешеходным переходом между МЦК и МЦД по крытой надземной пешеходной галерее.

Кроме того, завершится строительство второго вестибюля станции метро «Окружная», благодаря которому у пассажиров появится возможность пересадки между МЦК, МЦД и метро в едином контуре, не выходя на улицу.

По прогнозам, в 2025 году «Окружной» МЦД–2 будут пользоваться 24 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030–м поток вырастет до 35,1 тыс. пассажиров в сутки. Одно из главных преимуществ МЦД – это тактовая частота движения. Пассажиры, которые регулярно пользовались пригородными электричками, теперь могут быстрее добираться до пункта назначения и не зависеть от расписания. Поезда по МЦД–1 и МЦД–2 стали ходить почти на 70% чаще, с минимальным интервалом. Сейчас городские электрички в часы пик следуют с интервалом в пять – семь минут. Также были отменены привычные дневные перерывы.

Новые возможности

Диаметры открыли новые возможности не только для тех, кто едет из области в Москву и обратно, но и для передвигающихся по городу. По статистике, пригородными поездами стали чаще пользоваться люди среднего возраста и молодежь. 15% всех пассажиров «Центральной» зоны до пандемии составляли учащиеся, которые пользовались картой москвича. Также с запуском МЦД был увеличен возрастной порог для бесплатного проезда детей – с пяти до семи лет, как в метро.

МЦД, как современным транспортным коммуникациям, должен соответствовать подвижной состав. Сегодня на маршрутах МЦД ходят поезда «Иволга», которые перевозчику – Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) поставляет Тверской вагоностроительной завод. В поезде широкие входные двери (1400 мм) и нет тамбуров между вагонами. Это позволяет пассажирам быстро входить в салон и свободно перемещаться между вагонами. Благодаря технологии пневмоподвешивания у поезда плавный ход, он движется быстро, но практически бесшумно. В головных вагонах есть места для крепления велосипедов и инвалидной коляски, а также туалетные комнаты, адаптированные под маломобильных пассажиров. Также в поезде есть Wi–Fi, а кресла оснащены USB–разъемами.

В выигрыше не только пассажиры, получившие комфортабельные вагоны, но и Тверской завод. Благодаря стабильным заказам со стороны РЖД предприятие может развиваться, расширять модельный ряд, выпускать продукцию, конкурентоспособную в сравнении с европейскими производителями.

Диаметры не только меняют транспортную систему Московского региона, но и создают новые точки притяжения бизнеса.

В тех частях городской агломерации, где не было метро и появились станции МЦД, выросла коммерческая привлекательность территории. Когда будут построены все пять планируемых диаметров, можно будет говорить о том, что проект переформатирует потоки в рамках Московской агломерации и значительно повлияет на землепользование. Иными словами, чтобы началось освоение промышленных территорий рядом с линиями МЦД или появились новые точки притяжения в виде офисных центров, должно пройти больше времени – 5–10 лет. Но старт развития территорий уже дан.

Например, около станции МЦД–2 «Бутово» планируют построить административно–деловой центр с медицинским блоком, а рядом со станцией «Тушинская» МЦД–2 завершается строительство физкультурно–оздоровительного центра с бассейном. Территорию рядом со станциями благоустраивают и озеленяют. Ожидаемо растет и цена на недвижимость около МЦД. Рост до 20% был отмечен буквально в первые месяцы работы наземного метро.

Экономим на каждой поездке

31 октября в мире отмечается Международный день экономии. Этот неофициальный праздник призван напомнить о том, что здоровая экономия уместна для каждого человека, независимо от его заработков. Оценим тарифы общественного транспорта столицы – метро, МЦК, МЦД – и выясним, каким образом можно, пользуясь ими, экономить.

Сейчас одна поездка в метро в кассе или автомате стоит 60 руб. Это максимальная стоимость оплаты. Для тех, кто не готов ежедневно отдавать большие суммы денег, существует масса тарифов, а также различные способы экономии денег.

Самый простой способ экономить в метро, на МЦК и МЦД – это вовремя пополнять карту «Тройка». Проезд по ней в метро обойдется в 42 рубля вместо 46 при оплате банковской картой. Кроме того, дополнительная экономия есть при пересадке с МЦД на метро и МЦК. Любой билет по карте «Тройка» действителен в течение 90 минут. За проезд в «Центральной» зоне придется заплатить 42 руб., а в зоне «Пригород» – 50 руб.

При трех поездках в день удобнее приобрести билет «Безлимитный» на 90 дней. Он стоит 5430 руб., что в пересчете на день перемещений составит 60 руб. Еще один вариант: для стандартных поездок на работу и обратно билет «Единый» на 60 поездок. Это идеальный выбор для тех, кто совершает в день 1–2 поездки. На каждую из них придется по 34,5 руб.

Существуют и другие экономные решения. Если пассажир будет расплачиваться бесконтактной картой «Мир» любого банка, поездка обойдется дешевле на 10 руб. При этом 20 руб. смогут сэкономить пассажиры, оплатившие проезд смартфоном, к которому в Pay–приложении привязана карта национальной платежной системы. При оплате картой стоимость составит 36 руб. Если же заплатить с помощью приложения – то всего 26 руб., что дешевле даже тарифов с большим лимитом по количеству поездок. После оплаты проезда со счета спишется полная стоимость поездки, а сумма скидки автоматически вернется на счет карты через несколько минут. «Каждый день в метро, на МЦК и МЦД пассажиры платят за проезд «Миром» больше 200 тыс. раз. По данным столичного департамента транспорта, в среднем за месяц число оплат национальными картами здесь выросло почти в 3 раза, а смартфонами, с помощью Pay–приложений, стали платить в 9 раз чаще.

Одна из последних новаций –  все пересадки в черте Москвы стали бесплатными, если они совершены в течение 90 минут. Раньше такое условие работало только при пересадках между метро, МЦК и МЦД. Для получения этой возможности необходимо персонализировать карту «Тройка». По расчетам мэрии, только одно это нововведение поможет горожанам экономить до 11 тыс. руб. в год.

Сегодня уже точно можно сказать, что проекты сквозного движения в регионе и объединения железной дороги с подземкой, результатом которого стало создание нового наземного метро, «выстрелили»: у жителей сократилось время поездок, появились удобные пересадки, единая платежная система, в целом комфортнее стала жизнь более чем четырех миллионов жителей Московской агломерации.

Ирина ПОЛЯКОВА,

обозреватель «ТР», кандидат экономических наук


просмотры:

2858

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться