Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Трамвайное будущее

У «Богатырей» и «Витязей» работы много

Транспортная реформа Санкт–Петербурга предполагает существенное обновление трамвайного парка города, который до недавнего времени на 58% был изношен. В 2022–2023 годах на линии города выйдут 339 новых трамваев. На обновление трамвайного парка будет выделено порядка 17 млрд руб. Вообще же трамвайная реформа Санкт–Петербурга рассчитана на срок до 2028 года. Петербуржцев будут возить новые трамваи с интеллектуальными системами безопасности. В городе также планируется масштабный ремонт путей – более 50 км старых рельсов заменят на новые, бесшумные, тем самым обогатив и без того обширную трамвайную сеть Питера.

Как известно, Санкт–Петербург – Ленинград всегда был и остается столицей трамваев. История петербургского трамвая начинается со второй половины XIX века, когда в Северной столице в 1880 году прошли первые испытания электрического вагона. К началу 1917 года в Петрограде было уже 29 трамвайных, девять коночных маршрутов и один маршрут парового тягача. Этот вид транспорта работал и во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети. С 1965 года с расширением городского пространства в новых районах началось строительство трамвайных линий. К концу 80–х протяженность путей составляла около 600 км, работали 67 маршрутов, по которым курсировали порядка 2 тыс. вагонов. Трамвайная сеть была такой большой, что ее включили в Книгу рекордов Гиннесса. Это был результат последовательного развития – все послевоенное время протяженность трамвайных трасс росла значительными темпами.

В пятидесятые годы было построено 70 км путей, в шестидесятые – 82, в семидесятые – 140. Однако сокращение финансирования в начале 90–х годов отрицательно повлияло на маршрутную сеть. Из–за уменьшения числа водителей в парках и старения подвижного состава сократился выпуск вагонов на линии и выросли интервалы движения, практически прекратился ремонт путей, что привело к дальнейшему ухудшению состояния подвижного состава.

В последующие несколько лет городские власти не могли определиться, нужен трамвай вообще или нет. Но разум возобладал, и было решено: трамвай может и должен стать дешевой альтернативой метро в виде самого экологически чистого наземного транспорта, который курсирует по выделенным линиям и редко стоит в пробках.

Программу развития трамвайного движения в Санкт–Петербурге назвали «Сохраняя историю, движемся в будущее». В первую очередь планируется обновить подвижной состав и инфраструктуру ГЭТ в едином комплексе. То есть предприятие будет закупать новые трамваи и опережающими темпами заниматься модернизацией путевого хозяйства и энергетики. Инфраструктура при этом должна будет соответствовать новым мощностным возможностям подвижного состава. Как рассказали в СПб ГУП «Горэлектротранс», основное обновление запланировано на ближайшие три года. Всего до 2028 года планируется закупить до 600 инновационных трамваев. То есть практически полностью заменить весь трамвайный парк, который сегодня работает в Северной столице. А это 736 трамваев.

В Санкт–Петербурге 17 февраля 2022 года был объявлен аукцион на поставку для нужд «Горэлектротранса» 81 современного двухкабинного трамвая. Их движение должно осуществляться по принципу «зеленой волны». То есть трамваи должны быть оснащены системой приоритетного проезда общественного транспорта, которая передает данные о нахождении ТС непосредственно на светофор для включения зеленого сигнала, дистанционным управлением стрелочными переводами для увеличения скорости движения трамвая по маршруту, системой автоматического подсчета пассажиров и многим другим.

Еще одним мероприятием, направленным на модернизацию трамвайного парка Северной столицы, стал конкурс, который объявило СПб ГУП «Горэлектротранс» на закупку низкопольных трамваев. Победителем конкурса стала известная российская компания, разработчик и производитель современного городского электрического транспорта «ПК Транспортные системы» (ПК ТС). До 30 ноября 2023 года компания намеревается пополнить транспортный парк Санкт–Петербурга 54 двухсекционными трамваями 71–923М «Богатырь М» и трехсекционными – 71–931М «Витязь М». Первые 6 трамваев будут переданы заказчику до 31 мая 2022 года.

Как отметил президент «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур, некоторое время назад трамвайная сеть Санкт–Петербурга являлась самой протяженной в мире. Безусловно, факт потрясающий. Но в наше время важны не только количественные, но и качественные показатели, не только километраж трамвайных путей на улицах города, но и то, какой транспорт по ним ходит, насколько он современный, комфортабельный, безопасный.

Не секрет, что «Богатыри» и «Витязи» полностью соответствуют самым высоким мировым стандартам качества. Эти трамваи уже не первый год перевозят пассажиров по питерским маршрутам, и за это время об их работе были исключительно позитивные отзывы.

Первичная покраска и сборка трамваев осуществляется на Тверском механическом заводе электротранспорта. Затем трамваи направляются в Санкт–Петербург, на Невский завод электрического транспорта имени Ф.А. Пироцкого, где процесс сборки завершается.

Сборка включает в себя установку тележек, двигателей, сидений, электрооборудования, обустройство интерьера. Затем трамваи проходят тестовые испытания и обкатку.

Санкт–Петербург – первый город, куда была поставлена модифицированная модель трамвая 71–923М «Богатырь М». Впервые он был представлен общественности на международной промышленной выставке «Иннопром–2019». В сентябре 2020 года трамвай успешно прошел испытания в городских условиях Челябинска, а в октябре – Череповца, и получил самые высокие оценки эксплуатирующих организаций, положительные отзывы пассажиров.

Трамвай «Богатырь М» является модификацией уже знакомого жителям Санкт–Петербурга трамвая модели «Богатырь», который город приобрел в 2017 году. Но по сравнению с первой модификацией новый трамвай имеет совершенно иной дизайн интерьера и экстерьера. Узкие горизонтальные линии ходовых огней доминируют в общей композиции, а модульная светотехника расположена в нижней части экстерьера.

Для удобства водителя в кабину интегрировано новое эргономичное кресло с панелью управления на подлокотнике, а также педаль безопасности, которая в случае необходимости позволяет обесточить трамвай.

Кузов стал на 40 см длиннее, что позволило увеличить пассажировместимость и установить дополнительные сиденья. Теперь в вагоне количество мест для сидения – 45, общая пассажировместимость – 138 человек. Четыре дверных проема и просторные накопительные площадки позволяют эффективно справляться с высокой загруженностью даже в часы пик. В салоне улучшена система информирования пассажиров и система звукоизоляции за счет новых материалов отделки. Увеличено количество динамиков и видеокамер, USB–розетки для зарядки мобильных устройств перенесены с поручней в сиденья, есть доступ к Wi–Fi, усовершенствована система климат–контроля.

Трамвай «Богатырь М» прекрасно подходит для маршрутов со средним пассажиропотоком. Запас автономного хода составляет не менее 1,5 км. Трамвай на 80% собран из отечественных комплектующих.

Что касается трамвая 71–931М «Витязь М», то уже сегодня 400 единиц его успешно эксплуатируются в Санкт–Петербурге и Москве. Тем не менее потребность в этих вагонах, в частности в Северной столице, растет. «Витязь М» – модернизированная версия хорошо зарекомендовавшего себя трамвая 71–931 «Витязь», первый вагон которого поступил на предприятие ГЭТ в июле 2015 года и уже 26 августа этого же года вышел в город. Первый вагон «Витязя М» появился в Санкт–Петербурге в ноябре 2017 года.

Сегодня эта модель – флагман линейки трамвайных вагонов «ПК Транспортные системы», объединивший в себе все лучшее, что было наработано и реализовано за время существования компании. Модульный принцип изготовления вагона с обособленными кабиной водителя и задней площадкой позволяет легко производить уникальные модификации для разных городов. Новое поколение трамваев «Витязь М» вобрало в себя лучшие конструкторские наработки и опыт, полученный в ходе эксплуатации трамваев этой модели. Кабина водителя получила броские световые элементы и передовую конструкцию фар в виде блок–фары.

Серьезным изменениям подверглась система кондиционирования воздуха и шумоизоляции, улучшен дизайн интерьера и компоновка сидений. Особое внимание уделено удобству пассажиров – панорамные окна позволяют любоваться видами города, а эргономичные сиденья делают поездку комфортной и приятной. Широкие двери позволяют значительно увеличить скорость пассажирообмена на остановках. Просторный салон с максимально низким полом обеспечивает комфортное передвижение пассажиров, а широкие информационные экраны, работающие в режиме реального времени, дают полную информацию о поездке. Интерьер создан с применением алюминиевых сплавов, что делает его долговечным, пожаробезопасным и эстетически привлекательным.

Валерий Будумян,

обозреватель «ТР»


просмотры:

3674

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться