Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Поедем с комфортом

В регионах России идет активное обновление пассажирского транспорта

В конце мая 2022 года первый низкопольный трамвай модели «Богатырь М» пополнил трамвайный парк СПб ГУП «Горэлектротранс». Производитель трамвая – ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) – победитель конкурса, объявленного петербургским Горэлектротрансом на закупку низкопольных трамваев, обеспечил новой транспортной моделью трамвайный парк № 7. Событие это состоялось накануне 319–летия Санкт–Петербурга.

«Богатыри» Невы

«Богатырь–М» – двухсекционный трамвайный вагон 71–923М является модернизированной версией трамвайного вагона 71–923. Основное отличие новой модели – уникальная стопроцентно низкопольная поворотная эластичная тележка. Вагон является модульным, что облегчает процесс сборки. Трамвай полностью адаптирован к современным условиям эксплуатации в городе. Он имеет три широких дверных проема, широкие накопительные площадки, откидную аппарель и место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя, сидячие места для пассажиров с ограниченной мобильностью, современный дизайн, просторный светлый салон. Интерьер выполнен с использованием алюминиевых сплавов, что значительно повышает пожарную безопасность трамвая, поскольку в отличие от пластика алюминий не горит.

Общая пассажироемкость вагона – 138 человек, число сидячих мест – 45. Для комфорта пассажиров вагон оборудован USB–розетками для подзарядки мобильных устройств, есть доступ к Wi–Fi, усовершенствована система климат–контроля. Очень важным является и то, что на 80% трамвай собран из отечественных комплектующих.

Позаботился производитель и о комфорте водителя. Трамвай оснащен модифицированным эргономичным креслом, новым дисплеем, системой активной и пассивной помощи водителю при управлении трамвайным вагоном. Все это способствует безопасному и качественному обслуживанию пассажиров. Кроме того, эти трамваи могут обеспечить до 3 километров автономного хода.

Впервые модифицированная модель трамвая 71–923М «Богатырь М» была представлена на международной промышленной выставке «Иннопром–2019». В сентябре 2020 года трамвай успешно прошел испытания в городских условиях Челябинска, а в октябре – Череповца и получил самые высокие оценки эксплуатирующих организаций, положительные отзывы пассажиров.

Всего согласно контракту Горэлектротранс получит 57 трамваев ПК ТС, еще один контракт на поставку 81 трамвая компания ПК ТС заключила с Комитетом по транспорту.

Предполагается, что новый «Богатырь–М» будет эксплуатироваться на маршрутах Трамвайного парка № 7 в Невском, Красногвардейском и Калининском районах. Кстати, именно этот трамвайный парк одним из первых начал оснащаться новым подвижным составом в рамках реализации программы развития питерского Горэлектротранса «Сохраняя историю, движемся в будущее».

Прежде всего требуется обновить подвижной состав и инфраструктуру ГЭТ в едином комплексе. То есть предприятие будет закупать новые трамваи и заниматься модернизацией путевого хозяйства и энергетики. Инфраструктура при этом должна будет соответствовать новым мощностным возможностям подвижного состава.

Восьмилетняя программа развития, разработанная Горэлектротрансом, разделена на два этапа. Первый этап с 2021 по 2024 год – основной. За это время в Санкт–Петербург планируется поставить 339 единиц подвижного состава, а к концу 2028 года Северная столица должна получить в общей сложности 596 инновационных трамваев.

«Автономка» увеличит маршрут

Еще одним подарком петербуржцам к Дню города стал первый из партии поставки 2022 года троллейбус с увеличенным автономным ходом производства «Белкоммунмаш». Всего же в течение двух лет питерский Горэлектротранс получит 97 минских машин, укомплектованных литий–ионными аккумуляторными батареями производства ООО «РЭНЕРА». Поставка новых троллейбусов в Северную столицу также осуществляется в рамках программы «Сохраняя историю, движемся в будущее».

Основным преимуществом эксплуатации троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) является продление существующего маршрута без строительства дополнительной контактной сети. Таким образом, экологический троллейбусный транспорт без дополнительных затрат имеет возможность прийти в районы новой жилой застройки либо обеспечивать новые межрайонные связи.

Литий–ионные аккумуляторные батареи обладают высокой энергоемкостью, мощностью и экологичностью. Работают аккумуляторы до восьми лет, использовать их можно в температурном диапазоне от –35 до +40 градусов благодаря встроенной системе термостатирования.

Важно и то, что нынешняя экономическая ситуация никоим образом не повлияла на производство этих аккумуляторных батарей. На данный момент у специалистов ООО «РЭНЕРА» достаточно сырья и комплектующих для новых батарей. Более того, в 2025 году в Калининградской области планируют открыть завод, на котором российские специалисты будут абсолютно самостоятельно производить литий–ионные батареи.

Новые минские троллейбусы поставки 2022 года будут работать на маршрутах Василеостровского и Петроградского районов. Сейчас в Петербурге работают 160 ТУАХ и действует крупнейшая в России маршрутная сеть троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которую Горэлектротранс будет развивать и дальше. С декабря 2017 года по ноябрь 2020 года без строительства новой инфраструктуры было организовано 9 маршрутов, обслуживаемых ТУАХ.

Кстати, именно специалисты петербургского Горэлектротранса были одними из инициаторов создания троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Первые обсуждения системы УАХ начались в 2011 году, первое испытание состоялось весной 2013 года.

По данным, полученным из СПб ГУП «Горэлектротранс», минские троллейбусы с увеличенным автономным ходом серии OLGERD поставки 2022 года отличаются большей площадью низкого пола в пассажирском салоне, что позволяет более комфортно разместиться пассажирам. Кузов троллейбусов состоит из отдельных секций с унифицированными размерами. Все оконные и дверные проемы абсолютно одинаковы, что способствовало проведению унификации стекол и других элементов конструкций. Что касается основного преимущества инновационных троллейбусов, то благодаря использованию литий–ионных аккумуляторов, транспортное средство имеет запас автономного хода до 20 км.

В авангарде – «Авангард»

В преддверии получения новой техники Санкт–Петербург готовился отправить свои, хоть и бывшие в употреблении, но капитально отремонтированные троллейбусы в другие города страны. Пять машин уже прибыли в Волгодонск.

Обновление Волгодонского МУП «Городской пассажирский транспорт» состоялось впервые после 2016 года. В результате Волгодонск получил три троллейбуса, выпущенных минским заводом «Белкоммунмаш», и два троллейбуса модели «Авангард». Доставка этого экологичного пассажирского транспорта в Волгодонск планировалась до 30 июня 2022 года, но состоялась раньше.

Кстати, в экспозиции прошедшего 20 мая 2022 года в Северной столице Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, которую посетил губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов, в частности, была представлена единственная инновационная модель 5298.01 троллейбуса «Авангард», созданная вологодской компанией «Транс–Альфа». К июлю 2023 года СПб ГУП «Горэлектротранс» планирует получить 166 таких троллейбусов.

Своими машинами «Транс–Альфа» в 2022 году обеспечит также троллейбусные хозяйства города Альметьевска (Республика Татарстан) и города Брянска. В торгах с участием нескольких компаний победу одержали вологжане, предложив самые выгодные условия. В частности, Альметьевску экологический пассажирский транспорт обойдется дешевле, чем ожидалось. Аукцион с начальной стоимостью 211,54 млн руб., объявленный 25 февраля, завершился 14 марта со сниженной стоимостью до 205,19 млн руб.

Приобрести планируется 10 низкопольных троллейбусов. Четыре из них с увеличенным автономным ходом и шесть – с аварийным автономным ходом. Длина всех новых троллейбусов составляет 12,6 м. Машины с аварийным автономным ходом должны с помощью аккумуляторных батарей проезжать не менее 200 м, а с увеличенным автономным ходом, снабженные комплектами тяговых батарей на базе литий–железо–фосфатных ячеек в контейнерах без привязки к проводам должны преодолевать не менее 20 км.

14 марта подвели итоги аукциона и в Брянске, который за счет снижения стоимости в процессе торгов получит пассажирского транспорта на несколько единиц больше. В аукционе приняли участие четыре претендента. При начальной цене в 626,26 млн руб. самую низкую стоимость – 528,08 млн руб. – предложила опять же компания «Транс–Альфа». Но изготовитель и заказчик договорились об изменениях условий контракта, предусматривающих увеличение объемов закупаемой продукции в пределах, разрешенных законодательством, – 10%. Сумма заказа составит более 579 млн руб., что позволит МУП «Брянское троллейбусное управление» до 1 июля 2022 года получить не 31, а 34 вологодских троллейбуса модели ВМЗ–5298.01 «Авангард» по цене порядка 17 млн руб. за единицу.

Ожидаемая в Брянске троллейбусная техника также имеет длину 12,6 м. Автономный ход «аварийного» варианта троллейбуса не должен быть меньше 150 м.

В каждой машине установлено 31 сиденье, общая вместимость салона 98 пассажиров. Салоны оборудованы системой климат–контроля и снабжены как минимум четырьмя зарядными модулями с USB–разъемами. Для инвалидов–колясочников в каждом троллейбусе предусмотрены специализированное место, а также откидная аппарель. Одно место в салоне предназначено для кондуктора. Три двустворчатые двери троллейбуса обеспечены функцией адресного открытия их пассажирами.

Для аудио– и видеоинформирования пассажиров троллейбусы оснащены автоматической электронной системой распознавания остановок и информирования пассажиров с выводом информации на табло в салоне троллейбуса – бегущая строка, монитор, а также речевым информированием в салоне. Все троллейбусы должны быть выполнены в одной цветовой гамме. Впрочем, проектом контракта она не регламентирована.

Таким образом, в 2022 году в Брянск и Альметьевск планируется поставить более 40 троллейбусов производства вологодского завода «Транс–Альфа».

Еще одним российским городом, где началось обновление троллейбусного парка, стал Петрозаводск. В 2022 году в город должны приехать 16 троллейбусов вологодских производителей. Первые пять троллейбусов марки ВМЗ–5298.01 «Авангард» прибыли в Петрозаводск в марте 2022 года, а уже 1 апреля они вышли на свои маршруты.

*   *   *

В ноябре 2021 года в рамках форума «Транспортная неделя – 2021» заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Анна Сазонова сообщила, что для регионов будут закуплены 4 тыс. автобусов и троллейбусов с использованием средств Фонда национального благосостояния. Решение о финансировании обновления подвижного состава городского пассажирского транспорта из ФНБ принято на правительственном уровне.

Для участия в федеральном проекте по обновлению городского пассажирского транспорта с 2022 года будут отбираться регионы с учетом бюджетной обеспеченности. То есть будет более детальная дифференциация субъектов, и такой отбор планируется провести сразу на три года, до 2024–го.

Кроме того, реализуется программа по модернизации инфраструктуры городского транспорта. Уже есть заявки от нескольких пилотных регионов на участие в таких проектах. Для их реализации также будут привлекаться средства ФНБ и инфраструктурные кредиты.

В 2021 году в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в регионы были поставлены 412 единиц подвижного состава городского пассажирского общественного транспорта. Автобусные и троллейбусные парки обновлены в 13 российских регионах. В частности, новые автобусы и троллейбусы получили Воронежская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Кемеровская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Самарско–Тольяттинская, Саратовская и Череповецкая агломерации. На эти цели из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться