Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Ретрорейс» на улицах столицы

День московского транспорта отметили с размахом

Свыше 90 тыс. человек посетили праздничные мероприятия в День московского транспорта, который в пятый раз был организован в столице.

Впервые столичный транспортный праздник отмечался 8 июля 2017 года. Он был приурочен к 145–летию появления в городе конки. Соответственно, в 2022 году этому событию исполнилось 150 лет.

История конки началась 7 июня 1872 года, когда по проложенной военным министерством по центральным улицам Москвы временной линии конно–железной дороги – от Тверской заставы до Красной площади – прошел первый экипаж. В свою очередь строительство конно–железной дороги было связано с проведением в столице Политехнической выставки, приуроченной к 200–летию со дня рождения Петра Великого.

Сегодня коллектив работников московского транспорта – это более 250 тыс. сотрудников. На данный момент свыше 66% москвичей предпочитают общественный транспорт личному.

Если в 2017 году основные праздничные мероприятия были проведены в Парке Горького, парке «Сокольники», ВДНХ, на Фрунзенской набережной, то масштабы юбилейного Дня московского транспорта 2022 года были значительно шире.

Начались торжества с парада поездов на Кольцевой линии Московского метрополитена, по которой курсировали несколько поездов разных поколений. В их числе «Ретропоезд Сокольники», «Еж3», «Номерной», «Русич», «Ока», «Москва» и «Москва–2020».

Программой праздника предусмотрены были также мероприятия на воде – вечерняя экскурсия на теплоходе «Москва–1» с Северного речного вокзала, в числе спортивных – велофестиваль и др. Но самым зрелищным и многолюдным стал первый масштабный городской фестиваль «Ретрорейс». Он включал экспозицию автомобилей, произведенных в основном в период 50–70–х годов минувшего столетия – это легковые и грузовые автомобили, автобусы и специализированный транспорт, а также ралли ретроавтомобилей. Посетили фестиваль свыше 30 тыс. человек.

Организатором фестиваля выступил Музей транспорта Москвы совместно с мэрией столицы. Сам музей представил 20 экспонатов, среди которых были автобусы ЦАРМ «Рица» и ЗИС–155, грузовые автомобили МАЗ–205 и ПМЗ–17, модельные ряды «Москвича», «Волги». Свои коллекции продемонстрировали также Музей ГИБДД, «Победа–клуб», «Lada History», частные владельцы ретроавтомобилей.

До экспозиции, расположенной на Воробьевых горах, на площадке недалеко от МГУ, желающих посетить мероприятие доставляли бесплатно. От метро «Университет» до экспозиции курсировали ретроавтобусы ЛАЗ 699 Р «Турист–2», который выпускался с 1978 года на протяжении почти четверти века, и ЛиАЗ–677 М, период его выпуска пришелся на 1967–1994 годы. Но, как это часто бывает, один из ретрошаттлов сломался, и десятки желающих прокатиться вынуждены были дожидаться только что отъехавшего автобуса примерно минут сорок. Впрочем, самые нетерпеливые, несмотря на начавшийся дождь, отправились к площадке МГУ пешком. Минут 30 интенсивного шага и перед глазами открылся простор смотровой площадки.

Десятки ухоженных, с отполированными до блеска кузовами и смазанными узлами автомобилей, тщательно охраняемые своими владельцами, тем не менее интенсивно атакуемые и детворой, и взрослыми, рассказывали об истории их создания и длительном трудовом пути.

К примеру, автомобиль ГАЗ–М20В «Победа», годы выпуска 1955–1958–й. Первый хозяин на ее покупку после окончания эксплуатации стоял в очереди восемь лет, а приобретя, очень ее любил и ухаживал. В автомобиле сохранены такие редкие принадлежности, как масленка, свечи и лампочки выпуска 1956 года, полный комплект инструмента с деревянными уголками–упорами и т.д.

– Как тут остаться равнодушным к такой красоте, – рассуждает представитель Клуба любителей автомобилей «Победа–клуб» Анатолий Рыбников. – Вспоминаются прежние времена: брезентовый верх сдвинут гармошкой назад, из–под лобового окна устремилась ввысь гибкая выдвижная антенна. Сегодня в нашей коллекции есть почти такой же: он светло–серого цвета, нет только крыши–гармошки.

Чтобы взглянуть на уникальный экземпляр омнибуса «DAIMLER–MARIENFELDE», посетители фестиваля выстроились в очередь. И не удивительно: омнибус впервые представили широкой публике. Мало того, именно с этой модели началось автобусное движение в Москве. «Даймлер» перевозил пассажиров на первой автобусной линии столицы, которая проходила в 1907 году от заставы у Марьиной Рощи до Останкино.

По словам директора Музея Транспорта Москвы Оксаны Бондаренко, реставраторы и сотрудники научно–исследовательской службы музея провели серьезную работу по воссозданию полноразмерной модели омнибуса по трем сохранившимся фотографиям. Инженеры фактически заново спроектировали транспортное средство, а реставрационная мастерская по чертежам изготовила музейный экспонат. Модель дополнили оригинальными деталями выпуска 1910–1920 гг. Это цепной привод колес, который использовался 100 лет назад, до появления карданной передачи, фары, педали, рычаг тормоза, трансмиссия и т.д.

«Даймлер» представлял собой максимально простой вариант автобуса. На шасси грузовика образца 1905 года устанавливали по бокам лавки, а крышей служил брезентовый балдахин, опирающийся на стойки. Такая машина летом перевозила дачников на приусадебные участки, расположенные рядом с имением Останкино. Продержавшись один летний сезон, автобусное сообщение было закрыто.

Еще один уникальный и, как утверждают знатоки, единственный экземпляр в мире – РАФ 21А «АФАЛИНА» – получил массу восторженных отзывов от посетителей экспозиции. Несмотря на разговоры о том, что это авто сотворили в Риге, есть и другая информация. По имеющимся весьма достоверным сведениям, автор этого уникального экземпляра – самоучка Алексей Арсеньев. Создавал он машину в период 1976–1977 годов, когда работал в гараже МВД кузовщиком.

Для создания автомобиля за основу были взяты несколько моделей советского автопрома: РАФ–977, ГАЗ–21, ГАЗ–22, ГАЗ–24, ГАЗ–13 «Чайка». Салон микроавтобуса достаточно просторный, сзади трехместный диван, для четвертого пассажира – отдельное сиденье, расположенное за водителем. А вот место самого водителя не столь комфортное, высокорослым неудобно. Есть в машине и просторный багажник.

Самого изобретателя в живых, к сожалению, нет. После его ухода машина некоторое время находилась в музее ретроавтомобилей. Сегодня у нее есть счастливый обладатель, который со временем приведет авто в первозданный вид.

Экспозиция на Воробьевых горах включала в себя также почти полностью укомплектованные модельные ряды «Запорожца», «Волги» и «Москвича». Но особое внимание привлекал экземпляр автомобиля «Москвич», снабженный информационным щитом с фотографией «Миллионный «Москвич–408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу Москва. 1967 год». Автор уникальной фотографии – Валентин Хухлаев. После Великой Отечественной войны ветеран проработал полвека корреспондентом фотоагентства СССР «Фотохроника ТАСС».

Что касается миллионного «Москвича», то этот его экземпляр сошел с конвейера в 1967 году. Таким образом, 2022 год стал юбилейным и для этого события, которое произошло 55 лет назад.

Кульминацией фестиваля «Ретрорейс» стало ралли, старт которому был дан ровно в полдень. Открыл автопробег известный коллекционер и реставратор из подмосковного Королева Евгений Шаманский. Его мастерская признана лучшей в реставрации редчайших экземпляров военной техники и советских автомобилей 30–50–х годов. Автомобили коллекции реставратора были выставлены на смотровой площадке.

Среди участников ралли – «Москвич–407» образца 1960 года, спортивный «Москвич–412» выпуска 1975 года, преодолевший сложнейшие зимние альпийские трассы в рамках авторалли в Монте–Карло, прошедшего в январе 2022 года, ЗИЛ–41041 – укороченный вариант правительственного ЗИЛа. Всего таких машин было выпущено 7 штук.

В ралли приняли участие также различные модели автомобилей «Волга»: ГАЗ–21, ГАЗ–24, ГАЗ–69, ГАЗ–13 «Чайка» 1979 и ГАЗ–14 «Чайка» 1977–1987 годов выпуска. Автомобилей ГАЗ–14 было собрано чуть больше 1,1 тыс. единиц.

Участие в ралли приняли образцы практически всех марок советского автопрома – «Жигули», «Запорожец», «Победа». Из зарубежных автомобилей, находящихся в собственности россиян, интерес представляли британский родстер MG –двухместный автомобиль с мягкой или жесткой съемной крышей, выпущенный в 1952 году, спортивный BMW–318, BMW–525 выпуска 1982 года, несколько машин марки «Мерседес» и многие другие модели.

В течение пяти часов автоколонна, состоящая из 101 ретроавтомобиля, преодолела маршрут, который включал центральные проспекты, улицы и площади Москвы. Ни один автомобиль из пробега не выбыл.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»

Фото автора


просмотры:

2110

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться