Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Концессионный форсаж

повысит эффективность работы общественного транспорта

На недавно прошедшем форуме «Общественный транспорт – 2022» одной из основных обсуждаемых тем стали трамвайные концессии, их механизмы и перспективы развития. За последние 30 лет в России впервые реализуется масштабный проект по модернизации горэлектротранса с привлечением как бюджетных средств, так и частных инвестиций. К октябрю 2022 года пять из десяти регионов РФ, участвующих в программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта, заключили концессионные соглашения. Программа реализуется в областных центрах в Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.

Проекты, разработанные данными регионами, предусматривают поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты превышает 23 млрд руб.

Планируется, что проекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, кредитов ВЭБ.РФ и частных инвесторов по концессионной схеме. Для повышения инвестиционной привлекательности проектов весной был внесен ряд изменений в действующее законодательство. О них речь пойдет позже. Регионы приняли на своем уровне необходимые нормативно–правовые акты для возможности воспользоваться условиями концессионных соглашений.

Сегодня регионам поставлена задача – своевременно подготовить планировку территорий и оформить земельные участки, а также до 30 ноября 2022 года представить ближайшие планы по строительно–монтажным работам.

В рамках реализации программы предусмотрено создание комплексной цифровой платформы по управлению общественным транспортом. Она позволит планировать маршруты, мониторить пассажиропоток, осуществлять диспетчерское управление, информировать пассажиров и контролировать весь процесс перевозки. В мобильном приложении пассажиры смогут спланировать маршрут, отследить движение транспорта на карте онлайн, посмотреть время прибытия, оплатить проезд и оставить обратную связь.

В мае 2022 года был подписан Федеральный закон № 126–ФЗ, который внес изменения в регулирование законодательства о концессиях и ГЧП/МЧП в сфере перевозок общественным транспортом. Таким образом реализация федерального проекта по модернизации общественного транспорта проходит в правовом поле, проработанном с учетом накопленного опыта, замечаний и предложений.

В закон о концессионных соглашениях и закон о ГЧП/МЧП были внесены ключевые изменения, касающиеся унификации определения объекта соглашения; этапов исполнения соглашения; участия субъекта РФ как самостоятельной стороны соглашения в муниципальных проектах; контроля субъекта РФ за исполнением соглашения; примерного соглашения в сфере перевозок; запрета на иностранное участие на стороне концессионера (частного партнера).

Параллельно были внесены поправки в законодательство о перевозках, связанные с возможностью осуществления перевозок городским наземным электротранспортом без проведения дополнительных закупок, а также с предельной величиной регулируемых тарифов на перевозки.

Унифицированое определение объекта соглашения стало единым для концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП. Под объектом соглашения согласно закону теперь понимаются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена.

Дополнен перечень существенных условий концессионных соглашений в сфере перевозок общественным транспортом. Концессионные соглашения в сфере перевозок должны включать этапы исполнения соглашения, которые, не являясь существенным условием в соглашениях о ГЧП/МЧП, тем не менее указываются в условиях примерного соглашения, и их результаты могут быть предметом контроля субъекта РФ, выступающего самостоятельной стороной соглашения.

Дается определение этапа исполнения соглашения как ограниченного во времени периода исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, по окончании которого могут быть оценены результаты исполнения концессионером своих обязательств – например, месяц проектирования, год строительства, квартал перевозок. При этом законодатель не ограничивает стадию строительства предельным сроком в 1 год и не требует выделять этапы строительства, если строительство длится более года.

Этапы исполнения соглашения устанавливаются как для эксплуатационной, так и для инвестиционной стадии реализации проекта. Установлены предельные сроки этапов исполнения соглашений для концессионных соглашений:

– по общему правилу – не более одного года;

– в отношении регулярных перевозок пассажиров – не более одного квартала. Концессионное соглашение должно содержать положения о результатах этапов соглашения.

Разработаны требования к составу результатов этапов исполнения. Они содержат открытый перечень возможных результатов этапов, в том числе объем выполненных работ (по созданию/реконструкции объекта, по техническому обслуживанию), объем вложенных инвестиций в отношении обязательств по перевозке – выполненная транспортная работа может быть выражена в количестве выполненных рейсов, километрах пробега, часах работы, количестве перевезенных пассажиров.

Также оговорено участие субъекта РФ как самостоятельной стороны соглашения в муниципальных проектах.

Субъект РФ также может являться стороной прямого соглашения с финансирующими организациями. Если субъект РФ участвует в качестве самостоятельной стороны в соглашении, он вправе осуществлять контроль за исполнением этапов соглашения. Порядок такого контроля также утверждается Правительством РФ.

Концессионером или частным партнером по соглашениям в отношении перевозок не могут являться:

– иностранные инвесторы,

– российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица, иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, иные иностранные инвесторы.

Также внесены изменения в законодательство о перевозках.

Теперь перевозки городским наземным электрическим транспортом (ГНЭТ) – например, трамваями, троллейбусами, электробусами – по регулируемым тарифам допускаются на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП/МЧП. Проведение отдельных торгов на заключение государственного контракта не требуется. Для осуществления перевозок неэлектрическими транспортными средствами (автобусами) по–прежнему требуется проводить торги на заключение государственного контракта. Правило распространяется только на перевозки по регулируемым тарифам. Для перевозок по нерегулируемым тарифам по–прежнему требуется проводить конкурс в соответствии с законом о перевозках. Установлен предел для размера тарифа. Тариф на перевозку в рамках концессионного соглашения или соглашения о ГЧП/МЧП не может превышать максимальный тариф для перевозок по маршрутам в границах того же муниципального образования субъекта РФ.

Есть еще один существенный нюанс, который разъясняет изменения, внесенные в закон, а именно – может ли концессионер не осуществлять деятельность по перевозке пассажиров?

Новое регулирование допускает концессию без целевой эксплуатации объектов транспорта в традиционном ее понимании.

Также закон о перевозках говорит о том, что карты маршрута регулярных перевозок выдаются лицу, с которым заключены государственный или муниципальный контракт, концессионное соглашение, соглашение о ГЧП/МЧП) и которое включено в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Следовательно, применительно к городскому наземному электрическому транспорту и электробусам допускается осуществление перевозок на основании концессионных соглашений без необходимости заключения с концессионером отдельного государственного контракта.

Таким образом, внесенные в законодательство изменения, с одной стороны, расширяют возможности частной инициативы, с другой – вносят конкретику в оценку результатов и эффективности концессионных соглашений, регламентируют контролирующую роль субъекта РФ в концессиях на городском общественном транспорте. Скоро уже будут получены результаты работы в рамках первых заключенных концессий, и о них мы обязательно поговорим.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук

Фото: electrotrans.spb.ru



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться