Насущная задача – обеспечить пассажирам скорость, надежность, комфорт передвижения
Жители как больших, так и малых городов не могут представить свою жизнь без общественного транспорта. Это и неудивительно: метрополитеном, трамваем, троллейбусом и городским автобусом перевозятся более 91% от общего объема пассажиров.
Ежегодно услугами городского общественного транспорта пользуются свыше 12,5 млрд пассажиров, в том числе трамваем и троллейбусом – свыше 1,8 млрд человек. В 111 городах страны работает электротранспорт, в том числе в 31 городе есть трамвайные и троллейбусные маршруты, в 28 городах действует только трамвай, в 52 городах – только троллейбус. Работают 112 предприятий электротранспорта, в том числе 30 совмещенных трамвайно–троллейбусных предприятий, 31 трамвайное и 50 троллейбусных предприятий.
По экспертным оценкам, более 70% пользователей не удовлетворены качеством работы общественного транспорта. Если ничего не менять, к 2030 году средняя скорость движения по дорогам в агломерациях снизится в 2,5 раза (до 7 км/ч), что станет сдерживающим фактором их экономического развития.
Почему наши граждане не удовлетворены качеством услуг, оказываемых транспортными предприятиями? Все очень просто. Из 844 тыс. автобусов, зарегистрированных на учете в ГИБДД, 41% старше 10 лет, а 24% – старше 15 лет.
По данным Ространснадзора, в реестр лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров внесены сведения о 340,4 тыс. автобусов, 34,5% из них эксплуатируются свыше 10 лет.
Аналогичная статистика представлена Национальным союзом страховщиков: на городских и пригородных маршрутах работают 32% автобусов старше 10 лет (52,3 тыс. единиц). Таким образом, не менее трети автобусов нуждаются в обновлении.
Не лучше обстоят дела с городским электрическим транспортом. По данным Росстата, на балансе предприятий ГЭТ находятся 7428 трамвайных вагонов и 7889 троллейбусов. С 2000 года парк трамваев сократился почти на 40%, троллейбусов – на 35%.
Согласно экспертной оценке, средний возраст парка трамваев составляет 24 года, парка троллейбусов – 14,2 года, 65,9% трамваев эксплуатируются свыше 15 лет, 64% троллейбусов находятся в эксплуатации свыше 10 лет.
Федеральный проект «Развитие общественного транспорта», реализуемый в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», призван решить эти проблемы.
Для этого разработан ряд мер.
Одна из них – обновление подвижного состава с применением механизма лизинга и субсидированием из федерального бюджета до 60% стоимости транспортного средства.
Предусмотрено финансирование из федерального бюджета на 2022–2024 годы: в 2022 году – 2,5 млрд руб., в 2023 году – 3,4 млрд руб., в 2024 году – 4,0 млрд руб. Из внебюджетных источников – 6,7 млрд руб.
В мае 2022 года в Минтрансе России состоялся конкурсный отбор заявок от 44 субъектов РФ. По итогам отбора определена 21 городская агломерация для поставок в 2022–2024 годах 1161 ед. техники (934 автобуса, 200 троллейбусов, 27 трамваев).
ГТЛК приступила к контрактации с регионами, причем наличие контракта на перевозку является условием для заключения договора лизинга. До 10 декабря 2022 года планируется поставка 333 транспортных средств в 9 городских агломераций (Новосибирская, Челябинская, Нижегородская, Пермская, Сочинская, Курская, Брянская, Астраханская, Улан–Удэнская). Заключен 1 договор финансовой аренды (лизинга) и договор поставки с Улан–Удэнской городской агломерацией.
Новые автобусы должны быть низкопольными, соответствовать экологическим требованиям. Приоритет отдается тем регионам, где внедряется безналичная оплата проезда, позволяющая вывести перевозки из серой зоны.
Кроме того, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект обновления подвижного состава с привлечением средств ФНБ в целях снижения ставки лизинга. Объем финансирования на 2022–2024 годы: 44 млрд руб. – средства ФНБ, 11 млрд руб. – внебюджетные источники.
Условиями финансирования проекта предусмотрено: размещение средств ФНБ в облигации ГТЛК траншами в соответствии с графиком закупки автобусов на стадии производства (доля средств ФНБ по каждой партии – не более 80%, доходность по каждому траншу – 3% годовых), отсрочка выплаты купонного дохода по каждому выпуску облигаций – до 9 месяцев (до получения первого лизингового платежа), возврат основного долга по каждому выпуску облигаций осуществляется частями через обратный выкуп и (или) досрочное погашение в срок не более 16 месяцев с даты каждого выпуска облигаций.
Очевидно, что основным инструментом обновления общественного транспорта являются субсидии из федерального бюджета, но необходимо привлекать и внебюджетные средства. В 2022 году были внесены поправки в действующее законодательство о концессионных соглашениях, что позволило дать старт уникальной новой программе комплексного развития городского электрического транспорта.
Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов поддержала реализацию 11 инфраструктурных проектов субъектов Российской Федерации (Курская, Липецкая, Нижегородская, Саратовская, Сахалинская, Яро-
славская, Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский, Красноярский, Пермский края) по комплексному развитию городского электрического транспорта, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета.
Проектами в целом предусматривается в 2022–2027 годах поставка 655 трамваев, 105 электробусов, строительство (реконструкция) 635,3 км трамвайных путей и установка 20 скоростных зарядных станций с выделением субсидий на сумму более 77 млрд руб.
Кроме того, проработана дополнительная потребность субъектов Российской Федерации в закупке электробусов и объектов зарядной инфраструктуры для них. Так, в 2023 году 8,25 млрд руб. будут направлены на закупку 161 электробуса и 0,74 млрд руб. – на закупку 45 единиц зарядной инфраструктуры.
В Минфин и Минэкономразвития России направлен проект постановления Правительства РФ о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного развития городского электрического транспорта. Минтрансом России подготовлена заявка на финансирование из федерального бюджета – 77,5 млрд руб., с учетом электробусов потребуется 86,5 млрд руб.
Еще одно направление – развитие инфраструктуры для городских электричек. Предполагается запуск городских электричек в семи городских агломерациях в 2025–2030 годах. В настоящее время по Нижегородской агломерации ведется проектирование и подготовка стратегического обоснования. Финансирование на 2022–2024 годы: один млрд руб. – средства в инвестпрограмме ОАО «РЖД», 7,6 млрд руб. – средства ФНБ.
Закупка общественного транспорта будет осуществляться и по линии других министерств. Так, в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» (ответственный: Минстрой России) в 2022–2023 годах планируется поставка не менее 963 единиц транспортных средств (без учета вагонов метро и МЦД/МЦК).
Финансирование на 2022–2024 годы: 27,2 млрд руб. (инфраструктурные бюджетные кредиты). В рамках 13 инфраструктурных проектов заключены контракты на сумму 21,6 млрд руб. по закупке 629 ед. транспортных средств, в том числе 258 троллейбусов, 260 автобусов и 111 трамваев. По заключенным контрактам уже поставлены 144 ед. транспортных средств, в том числе 100 автобусов, 42 троллейбуса и 2 трамвая.
В рамках федерального проекта «Чистый воздух» (ответственный: Минприроды России) в 2022–2024 годах планируется поставка не менее 307 единиц транспортных средств.
Финансирование на 2022–2024 годы – 9,8 млрд руб. из федерального бюджета.
В рамках госпрограммы «Социально–экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» (ответственный: Минвостокразвития) в 2022 году на закупку общественного транспорта планируется направить 300 млн руб., в 2024 году – 400 млн руб. В сентябре текущего года ожидается начало поставки техники регионам.
В целом программа развития общественного транспорта призвана обеспечить обновление свыше 5 тыс. ед. техники, что в итоге должно привести к повышению качества и эффективности транспортного обслуживания населения в городах.
Ларион ПАВЛОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.