Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Королевы подземки

Профессия, которая в запретных списках больше не значится

8 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

В столичном метро, занимающем лидирующие позиции в мире по важнейшим показателям – объемам перевозок, интенсивности и точности движения, надежности, масштабам строительства, – около 60 тыс. работников, в том числе 22 тыс. женщин, которые наравне с мужчинами поддерживают инфраструктуру подземки, обеспечивают безопасность, работают с пассажирами. Их много среди диспетчеров, инженеров, управленцев, дежурных по станциям и т.д.

При поддержке Минтранса

Среди этого многочисленного отряда прекрасного пола есть совсем немногочисленная группа – всего 12 человек, – которая появилась в московском метро недавно. С 2021 года для женщин стала доступна ответственная, престижная и хорошо оплачиваемая профессия – машинист электропоезда. Это произошло после отмены запрета на работу женщин в этой профессии. На решение Министерства труда и социальной защиты повлияла настойчивость правительства Москвы при поддержке Министерства транспорта России. Вот как пояснил свою позицию столичный мэр Сергей Собянин: «Стали и комфортнее поезда, улучшились условия труда, поэтому мы, учитывая огромную просьбу девчат стать машинистами, обратились в Минтранс с просьбой о том, чтобы женщинам разрешили работать машинистами метро. Нас поддержали. Так совместными усилиями удалось вычеркнуть эту профессию из списка «не женских».

Насчет комфорта градоначальник упомянул не случайно. В прошлое ушли повышенная вибрация в кабине, огромное колесо ручного тормоза, кран для управления основными тормозами и многое другое. На линии вышли современные составы «Москва–2020».

Праздничный поезд

Вообще–то женщины–машинисты появились в столичном метро вскоре после его открытия. Первой испытать судьбу решила Оксана Пинчук. Сначала она трудилась на строительстве подземки, а в 1935 году поступила на курсы машинистов. Выпускной экзамен Оксаны в декабре 1936–го проходил с особым пристрастием, настолько высок был уровень скептицизма у мужчин, которые входили в комиссию. Когда девушка ответила на все вопросы по эксплуатации и устройству составов и спрашивать уже было нечего, строгие мужчины пришли к единому мнению, что женщинам–машинистам на метрополитене быть!

Перед войной поезда в подземке водили уже десятки женщин. Среди них стали появляться лидеры. К весне 1942 года под руководством машиниста 2–го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый женский поезд, который вышел на линию 8 Марта. Он же стал и первым в метро именным составом, который так и назвали – «Женский поезд 8 Марта». На нем можно было прокатиться по Сокольнической ветке до 1975 года.

Рычаги управления представительницы слабого пола не выпускали из своих рук до конца 1970–х, когда медики сочли слишком вредными для здоровья женщин повышенную вибрацию в кабинах и слепящий свет фар встречных поездов. С тех пор на курсы по подготовке машинистов брали только мужчин. Однако руководство метрополитена не стало увольнять женщин с большим стажем работы, позволив доработать до пенсии. Последней из них, пожалуй, была Наталья Корниенко, которая более 30 лет водила составы по Сокольнической ветке и уволилась в 2014–м.

При этом учиться на машиниста поезда женщинам не запретили, но вот устроиться по полученной специальности было нереально.

Первые двенадцать…

Когда профессия машиниста электропоезда вновь обрела «женское лицо», по данным заместителя начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павла Ковалева, «желающих стать машинистом метрополитена было много, но конкурс выделил лишь 25 девушек».

Требования к претенденткам были высокие, прежде всего к состоянию здоровья: в частности, зрение и слух должны быть стопроцентными! Претендентки также прошли психологическое тестирование на стрессоустойчивость.

Все они работали в метро и хорошо знали специфику подземки. У некоторых из них там трудились отец или муж. Например, Кристина Вакуленко не только сама работала в метро, ее муж – машинист на Таганско–Краснопресненской линии. «Когда я увидела объявление о наборе девушек на курсы машинистов и решилась поступить на них, супруг меня поддержал».

Семья Ольги Буравлевой связана с метро многие десятилетия, начиная со строительства станции «Комсомольская». Родители работают в Службе сигнализации, централизации и блокировки метро. Сама она окончила Московский колледж железнодорожного транспорта и была электромехаником связи.

У Ирины Долгих никто в семье не работал в метро, но она сама сделала хорошую карьеру, пройдя путь от дежурной по станции до начальника станции «Курская». По ее словам, всегда мечтала о профессии машиниста, с детства интересовалась техникой: ее отец – летчик. Она – выпускница МИИТа, инженер путей сообщения. Могла и дальше расти по карьерной лестнице, но, когда узнала о наборе женского курса машинистов, сразу подала заявление.

Программа обучения женщин не отличалась от той, что преподают мужчинам. Это и лекции, и занятия на тренажерах, и практика в электродепо… Как отметила Яна Шарова, «учеба была достаточно сложная, как в университете, – с лекциями, контрольными, домашними заданиями, оценками. С нами работали отличные преподаватели, которые вкладывали в нас колоссальный объем знаний, творчески подходили к объяснению сложных предметов. При этом постоянно напоминали об ответственности профессии...»

Тем временем для женщин–машинистов разработали специальные комплекты зимней и летней формы. В этом процессе они принимали самое активное участие – выбирали фасоны, ткани и фурнитуру.

По окончании обучения состоялись выпускные экзамены. Право управления электропоездом получили только 12 из 25 человек.

Пожалуйте в массажное кресло

Все они вышли на Филевскую линию, управляют составами нового поколения, которые отличают плавный ход по сравнению с другими моделями, низкий уровень вибрации в салоне и вагонах. И еще одно важное преимущество – пониженный уровень шума. Работают «королевы подземки» профессионально, без сбоев в движении и нареканий пассажиров, многие из которых смотрят на женщин–машинистов приветливо и уважительно.

По словам Татьяны Баковой, женщины–машинисты работают не более 40 часов в неделю, по 6–8 часов в день. График работы для них составляют заранее, чередуя дневные, вечерние и ночные смены. Это позволяет женщинам успеть восстановиться, отдохнуть и пообщаться с семьями.

В коллективе «пополнение» приняли не сразу, некоторые мужчины неуместно высказывались о том, что место женщины на кухне и в материнстве. «Как она будет в юбке лед обивать или ночевать в комнате локомотивной бригады», – недоумевал сильный пол. По признанию одной из женщин, «после выполнения техобслуживания электропоезда, а это 11 вагонов, которые нужно обстучать, продуть и осмотреть, заполнить документацию, ночевка в комнате, где отдыхают мужчины–машинисты и их помощники, – совсем не проблема». И со временем «мужское общество» приняло новых коллег. К слову, довольно быстро решили проблему отдыха женщин: для их небольшого коллектива построили отдельную комнату, где есть кровати, телевизор и даже массажное кресло.

В ближайшие пять лет метрополитен планирует обучить и принять на работу около 500 женщин–машинистов. В связи с этим будут улучшены бытовые условия в помещениях депо. «Уверен, что количество машинистов метро будет увеличиваться, заявки от женщин у нас уже есть», – отметил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Владимир ГОНДУСОВ


просмотры:

2975

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться