В Курганской области стартовала транспортная реформа
Этого события в Кургане ждали давно. Потому что ситуация с пассажирским транспортом за последние годы здесь сложилась аховая.
Без малого два года назад наша газета писала об этом в материале «Пора решать. Нужен ли Курганской области общественный транспорт?».
Тогда Курган мог остаться вообще без пассажирского транспорта. До метро город не дорос (население его составляет чуть больше 300 тыс. человек). Трамвая здесь отродясь не было, троллейбусное движение ликвидировали в 2015 году. Сейчас власти называют это решение прежних руководителей города и области «стратегической ошибкой», но, как говорится, поезд ушел. Что сделано – то сделано….
Автотранспортные же предприятия почти все находились на грани банкротства. Горожане и жители области заваливали все возможные инстанции и интернет жалобами на нерегулярность движения автобусов, их жалкое техническое состояние, грязь в салонах, сокращение межмуниципальных маршрутов, прежде всего в сельской местности, рост тарифов и т.д. и т.п. Для области, которая первой в России в 70–х годах обеспечила полный охват населенных пунктов региона автобусным сообщением, за что ее транспортники были награждены медалями ВДНХ, это странно.
Не раз об этих проблемах на различных уровнях говорили председатель Координационного совета объединений работодателей и профсоюзов автотранспорта УрФО Николай Косюк, председатель Союза транспортных организаций Курганской области Игорь Кимаковский, другие руководители. Но ситуация менялась мало.
Предыдущая публикация «Транспорта России» заканчивалась сообщением о том, что «на VI ежегодной научно–практической конференции «Транспортное планирование и моделирование» был составлен рейтинг городов России по качеству общественного транспорта – физической и ценовой доступности, эффективности транспортной сети, комфорту и удобству, безопасности и устойчивости развития. Из 76 представленных в рейтинге городов Курган занял 66 место...»
А по итогам прошлого года Курганская область опустилась еще ниже, заняв 77 место из 82. Дальше ехать было уже некуда, надо было что–то решать….
И вот решили. Отдадим должное властям города – они взялись за дело всерьез. В городе с января 2023 года началась транспортная реформа.
И началась она с анализа ситуации. В прошлом году сотрудниками ФАУ «РОСДОРНИИ» в Курганской области были проведены масштабные исследования для подготовки транспортной модели Курганской агломерации и Курганской области, а также определения перспектив развития транспортного комплекса региона на срок до 2032 года. Были сформулированы предложения по проведению комплексной оптимизации маршрутной сети города Кургана, которые и взяли за основу при проведении транспортной реформы.
Два года назад мы писали, что специалисты предлагали решать проблему двумя возможными путями. Первый – субсидирование общественного транспорта из бюджета. Но для Кургана это было нереально в прошлые годы, вряд ли осуществимо и сегодня.
Второй путь – поднять тарифы и сделать их регулируемыми. Собственно, по этому пути и пошли в Кургане. Благо, во многих российских городах прошли или продолжаются процессы реформирования пассажирского транспорта, что дает возможность применить уже наработанный опыт и избежать многих собственных ошибок.
Конкурс на организацию транспортного обслуживания населения по регулируемому тарифу на новых маршрутах выиграли четыре компании (к слову, ранее перевозчиков в Кургане было больше 20). Все они зарегистрированы на территории Курганской области и имеют достаточные ресурсы, чтобы исполнять контракт. Перевозчики, перешедшие на регулируемый тариф, работают по муниципальному контракту
Что ставилось целями транспортной реформы?
Во–первых, как мы уже сказали, – это регулирование тарифа. На 2023 год администрация города и курганские перевозчики зафиксировали его на уровне 30 руб. за одну поездку. Хотя некоторые предприниматели ранее были не против повысить тариф до 35, а то и 40 руб.
С начала нового года по регулируемому тарифу на линию вышли 250 транспортных средств на 40 маршрутах.
Вторая цель – постепенное обновление парка пассажирских автобусов. Немалая часть курсирующих по городу ПАЗиков при взгляде на них не вызывает уже давно ничего, кроме грусти и печали. В начале февраля этого года начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Кургану Роман Хомяков на одном из совещаний привел такие данные: в 2022 году около 40% автобусов, приезжавших на пункты техосмотра, имели технические неисправности. Причем зачастую это были критические нарушения – в работе рулевого управления и тормозной системы. В результате, в 2022 году сотрудники Госавтоинспекции составили в отношении водителей автобусов более полутора тысяч протоколов об административных правонарушениях, на должностных и юридических лиц автотранспортных предприятий – 113 административных материалов. Это в первую очередь связано с низкой дисциплиной самих перевозчиков, которые допускают технически неисправный транспорт на улицы города Кургана, подчеркнул Роман Хомяков.
Впрочем, вместе с тем он с удовлетворением сообщил, что в этом году после начала действия транспортной реформы у перевозчиков на регулируемых тарифах не было выявлено фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, а нарушения являются единичными.
По словам директора МКУ «Транспортное управление» города Кургана Павла Коваленко, на 2023 год сформированы планы по обновлению подвижного состава, а это является существенным условием муниципального контракта. Запланировано обновление 54 единиц автобусов среднего класса и восьми единиц – большого класса. Перевозчики уже активно ищут транспортные средства, ведут переговоры с поставщиками, с заводами–изготовителями, подают заявки на лизинг. Более того, те перевозчики, которые поддержали реформу, не дожидаясь ее начала, уже подготовили техническую базу и финансовые ресурсы и даже закупили часть транспортных средств. Эти автобусы уже работают на улицах города.
Третья цель реформы – ликвидация дублирующих маршрутов. Некоторые автобусы ходили по одному и тому же маршруту, только имели разную нумерацию. Из–за этого перевозчики вели жестокую борьбу за пассажиров, зачастую пренебрегая правилами дорожного движения.
Практика реформирования обнажила и несколько проблем, которые требуют решения. К примеру, 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как считают специалисты транспортной отрасли, написан в пользу перевозчиков и не защищает интересы муниципалитетов. Он не позволяет переводить маршруты с нерегулируемого тарифа на регулируемый без согласия перевозчика. Раньше по статье 18 этого закона это можно было делать автоматически, лишь уведомив перевозчика за 180 дней.
Теперь регионы не могут этого делать: приходится договариваться с перевозчиками или ждать окончания действия свидетельства – а они, напомним, выдаются на пять лет…
Пока в Кургане наряду с новой маршрутной сетью до окончания срока свидетельств продолжают работать и автобусы старой маршрутной сети. Однако продлеваться свидетельства на старые маршруты не будут. И постепенно город перейдет на новую маршрутную сеть, которая будет обслуживаться исключительно по регулируемому тарифу.
Как признаются курганские перевозчики, основная экономическая нагрузка легла именно на их плечи. У большинства предпринимателей не закончились сроки действия разрешительных документов на перевозки, они будут уходить с маршрутов постепенно, вплоть до 2024 года. В результате одновременно действуют старая маршрутная сеть (360 графиков движения) и новая (250). Теоретически на линию должны выезжать свыше 600 машин, но это нереально: нет водителей.
Как рассказал руководитель одного из транспортных предприятий, работающих на муниципальном регулируемом маршруте, у него уже несколько месяцев стоят на приколе десять новых автобусов – некого сажать за руль. Люди не идут на эту работу. В компании пытаются обучать желающих, коих немного, своими силами, но это сложный и длительный процесс. И как раз тут и кроется главная проблема.
Глава предприятия видит выход из положения в укрупнении компаний–перевозчиков. Плюсов, по его мнению, у такого варианта много. Компания это уже почувствовала на себе. После победы в конкурсах у нее увеличился объем перевозок, благодаря чему заключили с Газпромом соглашение о скидках: теперь топливо на заправках отпускают на 6 руб. дешевле, чем другим. Далее с заводом–производителем напрямую договорились о поставках автобусов и запчастей к ним (у дилеров эта продукция значительно дороже). За счет экономии можно повысить зарплату водителям, а значит, и привлечь квалифицированные кадры. Еще плюс укрупнения: экономия на ставках медработника, механиков – их требуется меньше. Отпадает и желание устраивать на дорогах гонки – не состязаться же с самими собой. Словом, выигрывают и перевозчики, и пассажиры.
Конечно, не все с ним согласны. Некоторые возражают: мол, я слишком долго шел к тому, чтобы открыть свое дело, а теперь меня опять пытаются загнать в какое–то объединение и поставить надо мной начальника!
Новое всегда входит в жизнь с трудом – слишком сильны сила привычки, стремление добиться результата с меньшими затратами, надежда на авось. Работы у городских властей впереди еще много. Как рассказал Олег Седельников, начальник территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области, в течение января 2023 года были проверены более 10 компаний–перевозчиков, около 40 транспортных средств. Выявлено, что некоторые из них не были оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и не включены в лицензию компании–перевозчика. Некоторые водители осуществляли посадку и высадку пассажиров в неположенных местах. У части транспортных средств отсутствовала карта маршрута регулярных перевозок. Кроме того, выявлялись случаи использования транспортных средств с характеристиками, не предусмотренными в карте маршрута. Не во всех автобусах были медицинские аптечки и огнетушители.
Уже сейчас стало ясно, что в планы внедрения транспортной реформы пора вносить коррективы.
Например, за последний год на заводах города открылись 3500 новых вакансий. Массовый набор людей на оборонные предприятия произошел осенью–зимой 2022 года, а анализ транспортных потоков, на основе которого и разрабатывалась реформа, проводили в апреле 2022 года. То есть вопрос о том, насколько верно были в итоге рассчитаны транспортная схема и городские пассажиропотоки, остается открытым.
Тем не менее глава города Елена Ситникова подчеркнула, что конечной целью масштабных изменений в системе транспорта остается качественная и своевременная перевозка пассажиров. Соблюдение графика движения на маршрутах будет строго контролироваться. «Наша общая цель – модернизация системы общественного транспорта. Транспортная реформа – это принципиально новый подход к предоставлению населению транспортных услуг», – сказала она.
За год власти Кургана обещают заменить треть подвижного состава и полностью отладить маршрутную сеть.
…Начинать что–то новое всегда трудно, чего бы это ни касалось. Надо пройти через собственные сомнения, страхи, неверие. А потом ту же самую работу надо сделать в ближайшем окружении, – пройти через их сомнения, их неверие, а может быть, даже и насмешки. Но если веришь в свое дело, рано или поздно придешь к результату. Чего и хочется пожелать курганцам.
Евгений УШЕНИН, собкор «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.