Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На маршрутах – электробусы

Их становится все больше в российских городах

В прошлом году объем производства электробусов в России заметно снизился. Однако это не мешает в этом году заявлять о развитии движения автобусов с электродвигателями тем регионам, которые ранее работали максимум с единичными экземплярами. О планах открыть в этом году маршруты электробусов заявили власти Волгограда, Курска, Краснодара, Красноярска, Перми и Ростова–на–Дону. Закупку техники пока не объявили ни в одном из городов, однако в Перми уже объявили набор на курсы водителей электробусов.

Драйвер развития

24 декабря 2021 года распоряжением Правительства РФ № 3835–р был утвержден перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года.

В него вошли 19 регионов. В состав первой очереди включили Республики Крым и Татарстан, Краснодарский край, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Сахалинскую области и город федерального значения Севастополь.

Во вторую очередь включили Чувашскую Республику, Ставропольский и Приморский края, Владимирскую, Воронежскую, Калининградскую, Липецкую, Ростовскую и Тульскую области, а также города федерального значения Москву и Санкт–Петербург.

Спустя год распоряжением Правительства РФ от 28.12.2022 № 4307–р перечень был заметно расширен, также было уточнено, что создание зарядной инфраструктуры будет выполняться до 2024 года включительно. В обновленный перечень вошли уже 40 регионов, при этом разделение на очереди исчезло. К ранее упоминавшимся территориям были добавлены Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино–Балкария, Карачаево–Черкесия, Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Пермский край, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области.

Во многих случаях предполагается развитие инфраструктуры лишь для легковых электромобилей. Но и общественный транспорт в виде автобусов с электрическим двигателем (электробусов) решили начать развивать в некоторых регионах. Их география перекликается с другим проектом.

Для выполнения программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта 16 декабря 2021 года Правительство РФ приняло постановление № 2316, благодаря которому регионы смогут получить бюджетные кредиты на проекты, связанные с комплексным развитием городского электротранспорта. Перечень инфраструктурных проектов для предоставления финансирования утверждает Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Всего таким образом планировалось закупить свыше 1,5 тыс. трамвайных вагонов и более 400 электробусов, построить и реконструировать около 700 км путей и более 120 зарядных станций для электробусов. Параллельно в госкорпорации ВЭБ.РФ был создан проектный офис, осуществляющий функцию как финансового партнера, так и координатора проекта.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 15.04.2022 № 6 определен перечень из 10 городов, для которых при участии госкорпорации ВЭБ.РФ реализуются проекты комплексного развития городского электрического общественного транспорта, связанные с обновлением и развитием инфраструктуры городского электрического транспорта (трамваи и электробусы). Одобрение получили заявки на обновление электротранспорта в областных центрах Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областей, а также в центрах Краснодарского, Красноярского и Пермского краев. 10 проектов предусматривали поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты оценивался в 231 млрд руб. Планировалось, что проекты будут финансироваться за счет средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.

В дальнейшем в прошлом году были подписаны концессионные соглашения, направленные на модернизацию и развитие трамвайной инфраструктуры восьми городов (Волгограда, Краснодара, Курска, Липецка, Нижнего Новгорода, Перми, Саратова, Ярославля) и предусматривающие приобретение около 500 трамвайных вагонов. Продолжающиеся в этом году процессы по подготовке второго концессионного соглашения для Краснодара, а также проектов для Красноярска и Ростова–на–Дону предусматривают приобретение еще 131 нового трамвайного вагона разной вместимости.

Единственный концессионный проект, связанный с развитием электробусного парка, в прошлом году был представлен для Южно–Сахалинска, где трамвайного движения никогда не было. В последний момент местные власти отказались от заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации электробусного парка.

В этом году меры поддержки позволят начать постоянную эксплуатацию нескольких десятков электробусов сразу в нескольких городах страны.

16 января 2023 года постановлением Правительства РФ № 26 внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Отныне она на основании документов, представленных Минтрансом России, сможет рассматривать и принимать решения в отношении распределения объемов субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам для софинансирования расходных обязательств. Это касается региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта БКД. Средства будут направлять на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта общего пользования, а также на закупку автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батарей, заряжаемых от внешних источников (электробусов) и объектов зарядной инфраструктуры для них.

Первые планы по использованию будущих электробусов уже обнародованы в нескольких городах.

Курск

На совещании у губернатора Курской области в феврале текущего года обсудили вопросы развития электрического транспорта.

В правительстве Курской области идет подготовка документации для приобретения современных электробусов. Планируется приобретение 10 единиц, семь из которых будут ежедневно выходить на линию, три – в резерве. До конца года планируется организовать движение электротранспорта на маршруте № 7Э «Московская пл. – Перинатальный центр» общей протяженностью 37,9 км, сообщает сайт губернатора и правительства Курской области.

До конца марта в Курске ждут 15 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусов с динамической подзарядкой), которые в апреле должны выйти на городские улицы.

Волгоград

В конце января администрация Волгограда опубликовала проект постановления о внесении изменений в городской документ планирования регулярных перевозок. Согласно этому проекту не позднее 31 декабря 2023 года в городе должен быть заключен контракт на обслуживание нового маршрута № 5А «Родниковая долина – Железнодорожный вокзал», для которого вид транспорта обозначен как электробус. Трасса маршрута должна пройти по улицам Степанищева, Д. Джабаева, Василевского, Петровского, Просвирова, Петровского, Университетскому просп., Автомобилистов, Электролесовской, Рабоче–Крестьянской, просп. Ленина, ул. Порт–Саида, Коммунистической ул. Количество подвижного состава для работы на маршруте документом не уточняется.

Краснодар

В Краснодаре планируется перевести на электробусы автобусный маршрут № 2Е «Троллейбусное депо № 1 – железнодорожный вокзал Краснодар–I». 14 машин планируется приобрести до конца года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», сообщил сайт Администрации и городской думы Краснодара.

В первой половине этого года в Краснодаре ждут также 60 троллейбусов производства BKM Holding, из них 38 будут с увеличенным автономным ходом, с их помощью рассчитывают продлить маршрут № 4 и открыть маршрут № 11.

Красноярск

На встрече губернатора Красноярского края и главы города Красноярска 16 января среди обсуждаемых тем значилось и обновление общественного транспорта. В 2023 году на городские маршруты должны выйти не только 89 новых автобусов, получаемых муниципалитетом по губернаторской программе «Новый автобус». Благодаря федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» для города также собираются приобрести 11 электробусов и три зарядные станции, сообщает сайт администрации Красноярска.

Ранее в утвержденной постановлением администрации Красноярска от 14.11.2022 № 988 муниципальной программе «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов» обозначались другие параметры. К концу 2023 года в Красноярске должны появиться 12 электробусов и пять зарядных станций для них. На их приобретение предусматривалось 627 млн руб.

Тем временем в первом городе Красноярского края, решившемся на приобретение электробусов, – Норильске задержка с поставкой техники (электробусы ЛиАЗ–6274) уже превысила 9,5 мес.

Ростов–на–Дону

30 января в Москве на встрече губернатора Ростовской области и министра транспорта РФ среди обсуждаемых вопросов была затронута тема обновления электротранспорта в Ростове–на–Дону, Волгодонске и Таганроге. Рассматривались вопросы поставки в регион электробусов и зарядных станций в 2023 году, сообщила пресс–служба губернатора региона.

Ранее, 28 декабря 2022 года, глава ростовской администрации Алексей Логвиненко в своем Telegram–канале сообщил, что администрация города в рамках разрабатываемых федеральных проектов готова участвовать в приобретении 20 электробусов (15 в 2023 году и пять в 2024–м), а также шести зарядных станций.

До этого осенью 2022 года в Ростовской области сообщали о планах закупить 40 электробусов и 14 зарядных станций: помимо 20 машин и шести зарядных устройств, для Ростова–на–Дону планировалось обновить электропарки Волгодонска и Таганрога: в каждый из городов намеревались закупить по 10 электробусов и четыре зарядные станции.

В прошлом году в Ростове–на–Дону проходил испытания электробус Камаз–6282.

Новосибирск

По итогам встречи с послом Республики Беларусь в России мэр Новосибирска Алексей Локоть в своем Telegram–канале сообщил о планах опытной эксплуатации белорусского электробуса МАЗ в сибирских условиях во второй половине 2023 года. В случае положительных итогов испытаний в городе будут развивать это направление. Совместное российско–белорусское предприятие «БКМ–Сибирь», базирующееся в Новосибирске, уже позволило обновить четверть городских трамваев. В следующем году планируется обновить серию выпускаемых трамваев, используя более современный кузов.

Череповец

В Череповце, промышленной столице Вологодской области, в 1990–х не успели построить троллейбусную линию. В то же время город с не самой благополучной экологической обстановкой нуждается в развитии электротранспорта, а прокладка трамвайной линии в Зашекснинский район является дорогостоящим мероприятием. Поэтому череповчане обратили свое внимание на электробусы.

Тестовый экземпляр МУП «Автоколонна № 1456» рассчитывает получить в этом году. Если заявка Череповца на участие в федеральной программе развития электротранспорта будет одобрена, то город сможет получить 20 таких электробусов, сообщает сетевое издание «ГородЧе».

Пермь

В начале февраля МУП «Пермгорэлектротранс» на своем сайте в разделе «Вакансии» опубликовало объявление, в котором приглашает на обучение и работу водителей электробуса. Будущий работодатель обещает обучить желающих за счет предприятия, трудоустроить их на время обучения и подобрать индивидуальный график занятий.

16 электробусов для обслуживания нового маршрута № 81 «ст. Пермь II – микрорайон Ива (ЖК «Погода») планируют получить к осени. Маршрут электробусов будет проходить по Уинской ул., ул. Старцева, ул. Героев Хасана, Комсомольскому просп., Екатерининской ул. и ул. Луначарского. До сентября планируется установить четыре зарядные станции для электробусов. Работы начнутся с наступлением дорожно–строительного сезона, сообщило издание «Properm.ru».

14 февраля на сайте администрации Перми опубликован проект постановления «Об установлении расходного обязательства г. Перми на обновление подвижного состава (приобретение автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), и объектов зарядной инфраструктуры для них)». На приобретение транспорта и зарядных станций планируется использовать 736,24 млн руб. из средств федерального бюджета, 38,75 млн руб. из средств бюджета Пермского края и 9,81 млн руб. из бюджета Перми, сообщает сетевое издание «Эхо Перми.ру».

В прошлом году в Перми на маршруте № 50 тестировался электробус КамАЗ–6282.

Санкт–Петербург

В Северной столице пока объявили закупку одного электробуса, планомерно увеличивая количество подвижного состава с электродвигателями у главного автобусного перевозчика города СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Электробусный маршрут № 128 в городе работает уже несколько лет, поэтому у пассажиров уже сложилось определенное мнение о подвижном составе. В ходе опроса пассажиров выяснили, что наиболее важным преимуществом петербургских электробусов они считают экологичность (70,2% ответов). На втором месте по важности – бесшумность (18,3%). Наименее важным из предложенных свойств электробусов для респондентов оказался дизайн (11,5%).

Даже для флагмана электробусного парка страны – Москвы 2022 год дал минимальный прирост в парке электробусов, начиная с начала серийных поставок в 2018 году, – всего 55 машин. Этот сезон российские производители потратили на замену компонентной базы и наладку новых цепочек поставки. В Москве в 2023 году планируется перевести на электробусы около 30 маршрутов. Для этого готовится объявление о закупке в 2023–2024 годах около 1000 электробусов.

TR.ru


просмотры:

1349

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться