В 2023 году предприятию исполняется 65 лет
31 июля 1958 года все виды наземного общественного транспорта Москвы – автобус, троллейбус, трамвай – были объединены в единый производственно–технологический комплекс – Управление пассажирского транспорта, ставшее впоследствии Государственным унитарным предприятием (ГУП) «Мосгортранс». Таким образом, 31 июля 2023 года Мосгортранс имеет полное право отметить свое 65–летие. Дата, вне всякого сомнения, значимая. Путь, пройденный предприятием, тернист и в то же время полон многочисленных событий, достижений.
Обо всем этом в интервью с руководителем предприятия Николаем Асаулом.
– Николай Анатольевич, что сегодня представляет собой ГУП «Мосгортранс», каковы объемы пассажироперевозок, их география, какими результатами предприятие завершило 2022 год?
– Сегодня Мосгортранс – крупнейший в России оператор городского наземного пассажирского транспорта. Наша работа направлена прежде всего на обеспечение безопасных и комфортных поездок в столице. Мы в сутки перевозим почти 3 млн пассажиров. Парк предприятия насчитывает свыше 7 тыс. автобусов и электробусов, которые ходят по почти 700 столичным маршрутам. Подвижной состав постоянно обновляется, дизельные автобусы заменяются на современные электробусы российского производства. На сегодняшний день средний возраст подвижного состава Мосгортранса составляет 3,8 года. Кстати, наш парк наземного транспорта самый молодой в Европе.
Первые автобусы на электрической тяге поехали по столичным маршрутам в сентябре 2018 года. Сейчас по 79 экологичным маршрутам ходят 1050 инновационных отечественных электробусов.
В июле 2022 года мы открыли первый в России электробусный парк «Красная Пахра» в ТиНАО. Экологичный транспорт впервые вышел на маршруты Новой Москвы. Парк рассчитан на 300 единиц. Сейчас электробусы связывают Троицк с ближайшими поселениями, довозят пассажиров до станции метро «Теплый Стан». За полгода по этому направлению электробусы перевезли свыше 660 тыс. пассажиров.
В этом году мы продолжим развитие экологичного транспорта. Весной планируем открыть еще один электробусный парк на северо–западе Москвы в районе Митино. Парк рассчитан на 210 машиномест, площадь его территории более 94 тыс. кв. м (9,4 га), и обслуживать он будет свыше 20 маршрутов. С появлением нового парка увеличится количество городского транспорта на маршрутах, улучшится транспортное сообщение между округами. Для пассажиров сократится время ожидания транспорта на остановках в часы пик. Для зарядки электробусов в парке планируется установить 37 ультрабыстрых зарядных станций, которые смогут подавать заряд на 210 зарядных постов.
Для расширения сети электробусных маршрутов в этом году мы подпишем контракт на поставку 1 тыс. электробусов. Поступят они в 2023–2024 годах. Кроме того, в городе установят почти 200 ультрабыстрых зарядных станций.
Также в 2023 году мы протестируем электробус малого класса от Группы «ГАЗ». Если все пройдет успешно, планируем закупить несколько десятков таких машин. В наших планах заменить ими автобусы малого класса, которые ходят по маршрутам с небольшим пассажиропотоком.
Важная часть работы Мосгортранса – развитие транспортной инфраструктуры. На Сокольническом вагоноремонтно–строительном заводе (СВАРЗ) мы собираем остановочные павильоны нового типа. Они выполнены в едином стиле Московского транспорта, защищают от ветра, снега и дождя. В 2022 году на СВАРЗе собрали более 900 таких павильонов. Из них 700 Мосгортранс уже установил на остановках городского транспорта. Это вдвое больше, чем за 2021 год. Естественно, это не весь список наших проектов, уже реализованных и находящихся в процессе, но об основных я рассказал.
– Какими показателями ГУП «Мосгортранс» завершило 2022 год?
– В 2022 году мы выросли по всем нашим ключевым показателям. За год перевезли свыше 791 млн пассажиров. Это на 40 млн больше, чем в 2021 году. Постепенно возвращаемся к показателям, которые были до пандемии.
Важным событием стало пополнение парка предприятия 55 новыми электробусами с улучшенными характеристиками. Запас хода у них после подзарядки увеличен до 90 км. В салоне работает адаптивное освещение. Оно меняется от холодного к теплому в течение дня. Зимой комфортную температуру в салоне поддерживает электроотопитель. Он работает от заряда батарей и не загрязняет окружающую среду.
В прошлом году мы перевели на электробусы 13 маршрутов в ТиНАО, ЗАО, СВАО и ЦАО. Самым популярным экологичным маршрутом стал маршрут № 16. По нему перевезли более 6,4 млн пассажиров по территории Западного, Юго–Западного и Центрального округов столицы. Всего наши электробусы в 2022 году перевезли свыше 117 млн пассажиров, а с 2018 года – более 276 млн пассажиров.
Хороших результатов мы добились в части привлечения новых сотрудников. В 2022 году к нам на работу пришли 3,3 тыс. водителей. Это на 33% больше, чем в 2021 году. Таких результатов нам помог добиться новый проект «Приведи друга». Сотрудники Мосгортранса получают премию 20 тыс. руб., если пригласят друга на работу водителем. В прошлом году благодаря проекту мы трудоустроили 1023 сотрудника.
Для улучшения условий труда наших водителей Мосгортранс строит новые конечные станции. Всего в Москве их больше 150. В новых зданиях создаются необходимые условия для комфортной работы: обустраиваются комнаты активного и спокойного отдыха, душевые, столовые, медицинские пункты. В 2022 году мы построили 4 новые конечные станции, из них 3 заработали в ЮЗАО, еще одна в конце года открылась на улице Подольской на юго–востоке города. Она будет обеспечивать работу автобусных и электробусных маршрутов. В этом году планируем построить еще 10 новых конечных станций. Ожидается, что они будут обслуживать около 40 маршрутов, принимать порядка 400 автобусов и электробусов в сутки.
Серьезное развитие в 2022 году получил проект «По пути». Это первый в России сервис персонализированных перевозок по требованию, который мы запустили на территории ТиНАО. Он работает по принципу такси. Пассажиры заказывают автобус на нужную остановку в приложении «Московский транспорт», стоимость поездки составляет 56 руб., как при оплате банковской картой в наземном транспорте. В мае сервис был переведен на отечественное программное обеспечение. Это позволило расширить географию его работы. Так, в декабре автобусы начали курсировать по территории Инновационного центра «Сколково». Помимо этого, появилась возможность совершать поездки не только до станций метро и МЦД, но и между важными социальными объектами внутри зон работы сервиса. Всего в 2022 году пользователи совершили более 570 тыс. поездок на автобусах «По пути».
– На пленарном заседании, организованном в рамках прошлогодней Российской недели общественного транспорта, была озвучена статистика, касающаяся внедрения, использования в Москве электробусов и развития необходимой инфраструктуры для их работы. Значит ли это, что традиционные автобусы, работающие на дизельном и газомоторном топливе, в итоге будут полностью вытеснены с улиц столицы? Если да, то назовите примерные сроки.
– Действительно, Мосгортранс идет по пути замены парка дизельных автобусов на современные электробусы российского производства. Сегодня электробусы составляют примерно 7–ю часть всего нашего парка. Мы планируем, что к 2025 году их число вырастет вдвое.
Как говорил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в столице намерены заменить основную часть автобусов на электробусы в ближайшие 10 лет. При готовности производителей будем эту работу ускорять.
– Московские электробусы работают уже пятую зиму, даже в сильные морозы. Между тем контракты с производителями транспорта заключены на 15–летний срок. Хватит ли «стойкости» этому подвижному составу на весь контрактный период?
– Мы закупаем электробусы по контрактам жизненного цикла. В течение 15 лет производитель обеспечивает их исправность, проводит сервисное обслуживание и ремонт. Зимы всех пяти минувших лет электробусы отработали в штатном режиме. Перед выходом на линию мы регулярно проводим осмотр техники. Кроме того, устойчивой работы в холода мы достигаем благодаря современным технологическим решениям. Зарядки электробусов способны бесперебойно работать при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов. Батареи электробусов также защищены от низких температур, за это отвечает система терморегулирования.
– Расскажите о новых способах оплаты проезда.
– Московский транспорт постоянно совершенствует пассажирские сервисы для повышения удобства и комфорта поездок. Добиваться этого помогает современное оборудование. В городских автобусах, электробусах и трамваях установлено свыше 30 тыс. валидаторов. Сегодня с их помощью пассажиры оплачивают проезд картой «Тройка», билетом «Единый», банковской и социальной картами. В процессе тестирования также находится система биометрической оплаты проезда на наземном транспорте.
Отмечу, что, помимо разных способов оплаты проезда, нашим пассажирам доступны удобные сервисы. Например, в 2021 году на маршрутах наземного транспорта заработали бесплатные пересадки. Они позволяют экономить средства при оплате поездок картой «Тройка» в течение 90 минут. Для этого ее нужно привязать в личном кабинете в приложении «Метро Москвы». В 2022 году пассажиры совершили свыше 6,7 млн бесплатных пересадок на маршрутах наземного транспорта. Это позволило им сэкономить более 161 млн руб.
Также с помощью валидаторов пассажиры наземного транспорта могут активировать удаленное пополнение карты «Тройка». В прошлом году сервис стал доступен на всех маршрутах наземного транспорта. Раньше для активации пополнения «Тройки» можно было использовать только валидаторы в метро. Новый сервис очень популярен у пассажиров. В 2022 году им воспользовались порядка 2,1 млн раз.
– Что сделано и что делается в отношении доступности городского транспорта для маломобильных пассажиров?
– Для удобства маломобильных граждан мы оборудуем автобусы и электробусы откидными аппарелями. Когда транспорт останавливается на остановке, надо нажать на специальную кнопку возле двери. Водитель увидит сигнал, выйдет, чтобы опустить аппарель, и, безусловно, поможет маломобильному пассажиру.
Вопрос транспортного обслуживания маломобильных пассажиров находится у нас на особом контроле. Специально для них работает служба «Социальное такси». Она помогает совершать ежедневные поездки на работу, учебу, вокзалы, аэропорты, в поликлиники и другие важные городские объекты. Водители социального такси проходят подготовку для работы с разными категориями пассажиров. Транспорт оборудован пандусами и креплениями для инвалидных колясок. В автобусах для коллективных перевозок есть специально оборудованный санузел, бортовая кухня. В салоне можно менять количество мест, чтобы разместить пассажиров в инвалидных колясках.
В 2022 году мы приняли 80 новых автомобилей службы «Социальное такси» для индивидуальных перевозок. Их число достигло почти 150. Сейчас набираем в службу новых водителей. Также в прошлом году появилась возможность онлайн–регистрации для новых пользователей. Благодаря нововведению за год их количество выросло на 10%. Всего за 2022 год служба «Социальное такси» перевезла больше 300 тыс. пассажиров. Свыше 75 тыс. – по индивидуальным заказам. Это на 5% больше, чем в 2021 году. Остальные перевозки – по коллективным заявкам Всероссийского общества инвалидов.
– 19 августа 2022 года ГУП «Мосгортранс» открыл новый маршрут дальнего следования из Москвы в Ялту. До этого были открыты еще два маршрута в города Новомосковск Тульской области и Геленджик. Предполагается ли открытие новых таких маршрутов, и в какой временной перспективе?
– Наши межрегиональные маршруты пользуются большой популярностью у пассажиров. Они стали достойной альтернативой авиа– и железнодорожным перевозкам на курорты Черного моря. Всего за время сезона летних отпусков автобусы в Ялту и Геленджик совершили 36 рейсов, перевезли почти 1 тыс. пассажиров. Маршруты в Новомосковск продолжают свою работу и сейчас. В 2022 году они перевезли уже почти 50 тыс. пассажиров.
Отмечу также, что поездки в другие города совершаются на комфортабельных автобусах Мосгортранса туристического класса: в них установлены удобные кресла со столиками, индивидуальное освещение. Для обеспечения безопасности в поездках на дальние расстояния предусмотрена смена водителей в пути. Пока один водитель ведет автобус, другие отдыхают, чтобы затем его сменить.
Билеты в Новомосковск можно приобрести на автовокзалах и автостанциях Москвы, в приложении «Московский транспорт». Мы видим, что наши рейсы в другие города востребованы у жителей и гостей столицы, поэтому в ближайшей перспективе планируем продолжить работу и запустить маршруты в другие регионы. Сейчас прорабатываем новые направления.
Беседу вел
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.