Первые итоги подведены. Они впечатляют.
О первых итогах работы Большой кольцевой линии (БКЛ) столичного метро рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта, руководитель Департамента транспорта и дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
Официальный запуск БКЛ в эксплуатацию состоялся 1 марта 2023 года. В этом значимом для всего транспортного комплекса столицы событии приняли участие Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Запуск девяти станций последнего участка БКЛ – «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская» – сделал БКЛ самым крупным проектом отечественного метростроения. Протяженность линии составляет 70 км, что почти на 15 км больше, чем аналогичный объект в столице Китая, до недавнего времени занимавший лидирующую позицию в мире.
Между тем 70 км – это основная инфраструктура БКЛ. Но с учетом трех депо, два из которых уже работают, а третье будет запущено в недалеком будущем, протяженность БКЛ возрастет еще на 23 км.
Эффективность работы БКЛ уже в первые недели ощутили на себе подавляющее большинство москвичей. Новыми пассажирами метро стали 80 тыс. человек. В их числе те, кто пересел с личного транспорта, оставив его дома, либо те, кто перестал пользоваться услугами такси или каршеринга.
– Дороги в Москве стали свободнее, – прокомментировал Максим Ликсутов. – Подсчитано, что на 15–17 тыс. личных автомобилей численность легкового транспорта на дорогах столицы уменьшилась. Подтверждают это данные, полученные через ИТС. К примеру, на Ярославском шоссе транспортный поток сократился на 4,1 тыс. автомобилей, на Кутузовском проспекте – на 3,3 тыс., на проспекте Андропова и Варшавском шоссе – на 2,7 тыс., на Каширском шоссе и шоссе Энтузиастов – в общей сложности на 4,5 тыс. автомобилей.
Заметно улучшилась ситуация и для постоянных пользователей подземки. Существенно разгрузился ряд станций. Особенно пересадочных.
К примеру, переход между станциями «Проспект Мира» разгрузился на 35% в часы пик. Переходы между станциями «Каланчевская» – на 30%, а между «Марксистской» и «Таганской» –– на 28%.
Пассажиропоток БКЛ в рабочие дни теперь составляет более 1 млн пассажиров. Это на 60% больше, чем было до полного запуска линии. За первый месяц работы БКЛ по ней совершены более 26,5 млн поездок. Предполагается, что до конца 2023 года пассажиропоток в рабочие дни возрастет еще примерно на 31% и составит 1,3 млн пассажиров.
Серьезным подспорьем в формировании нового транспортного каркаса столицы станет запуск в 2023 году новых МЦД–3 и МЦД–4, которые будут связаны с БКЛ.
Предполагается, что к 2025–2027 гг. в будние дни по БКЛ будет передвигаться более 2 млн пассажиров. Следует отметить, что новое кольцо проектировалось и строилось с большим запасом провозной способности. С учетом технических и технологических решений, предусмотренных проектом, сейчас на линию в течение рабочего дня выходит до 86 поездов. В перспективе число их возрастет до 115. Увеличение парка предусмотрено планом закупок на несколько лет вперед. Электропоездов будет приобретено столько, сколько необходимо для того, чтобы БКЛ работала с минимальными интервалами между поездами.
На разгрузке линий отразится также реконструкция ряда вестибюлей и переходов Московского метрополитена. Часть работ будет завершена уже в 2023 году. Это строительство пересадки между БКЛ Арбатско–Покровской линии на станцию метро «Электрозаводская». Будет построен также северный вестибюль станции «Авиамоторная», пересадка между БКЛ и Калининской линией, между станциями «Текстильщики» Таганско–Краснопресненской линии и БКЛ. Завершится строительство второй пересадки между станциями «Каховская» БКЛ и «Севастопольская» Серпуховско–Тимирязевской линии. Будут открыты дополнительные выходы со станции «Аминьевская» БКЛ, что обеспечит комфортные подходы к новым строящимся там жилым кварталам и остановкам городского наземного транспорта.
Максим Ликсутов отметил также, что после запуска БКЛ в часы пик на других линиях стало меньше пассажиров. Так, в поездах на Кольцевой линии стало свободнее до 23%, на МЦК – до 16%, Люблинско–Дмитровская линия разгрузилась на 12%, Таганско–Краснопресненская – на 8%.
Самыми востребованными станциями нового участка БКЛ, который был запущен в начале марта текущего года, стали в будний день станции «Сокольники» БКЛ (34,4 тыс. пассажиров), станция «Каширская» (33,3 тыс. пассажиров) и станция «Текстильщики» с пересадкой на Таганско–Краснопресненскую линию (31,8 тыс. пассажиров).
Не остались без внимания и самые перегруженные перегоны в метрополитене. Если в 2010 году их было 16, то после запуска БКЛ осталось только два, что по сравнению с другими мировыми метросистемами является абсолютным рекордом.
БКЛ – это еще и самые современные поезда «Москва–2020» с широкими дверями, сквозными проходами между вагонами, информационными экранами, кондиционерами, USB–разъемами, улучшенной шумоизоляцией
и т. д.
Создание такой магистральной инфраструктуры в городах практически сразу дает экономический эффект, подчеркнул Максим Ликсутов. Результаты исследований показали, что при открытии первых станций БКЛ количество кассовых аппаратов увеличилось на 77%. В торговых точках возле этих станций выручка выросла до 40%. Стоимость жилья рядом с открывшимися станциями БКЛ увеличилась с 15% до 25%.
Еще один эффект от запуска БКЛ – перенос остановок наземного общественного транспорта ближе к выходам метро, изменение места пешеходных переходов. И эта работа будет продолжаться постоянно.
На всей БКЛ работает «большая четверка» мобильных операторов – МТС, Мегафон, Билайн, Tele2. Качество связи очень высокое, соответствует стандарту 4G. Кроме того, с открытием БКЛ было запущено пилотное тестирование B2B–сеть 5G от МТС. Для тестирования сети пока в закрытом контуре будут привлечены порядка 100 пассажиров. Они получат специальные мобильные телефоны с сим–картой, которая поддерживает 5G на пяти станциях БКЛ – «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Электрозаводская» и «Нижегородская».
На новых станциях БКЛ появилось 86 схем навигации для маломобильных пассажиров. С их помощью можно спланировать маршрут, узнать, какие выходы оборудованы пандусами, воспользоваться лифтами. Кроме того, в метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Сотрудники могут сопроводить пассажиров с нарушением слуха или зрения, функций опорно–двигательного аппарата, пожилых людей.
Заместитель мэра Москвы высказался и относительно работы Московских центральных диаметров. Максим Ликсутов подчеркнул, что эффект от МЦД–1 и МЦД–2 превзошел все ожидания. На данный момент общее среднесуточное число пассажиров, которые передвигаются по двум диаметрам, составляет 620 тыс. человек. С момента перехода этой инфраструктуры в режим диаметров пассажиропоток вырос на 33%. Причем основная часть поездок совершается в пределах Москвы. В столице число поездок на МЦД–1 и МЦД–2 выросло на 80%. Одна из причин в том, что цены на проезд на диаметрах по решению мэра Москвы стали такими же, как в метро и наземном транспорте.
С окончательным запуском большого кольца пассажирам МЦД в скором времени станут доступны новые пересадки. Сейчас на БКЛ можно пересесть с семи станций диаметров. На первом диаметре пересадочными являются станции «Кунцевская», «Тестовская» и «Савеловская», на втором диаметре – «Печатники», «Текстильщики», «Рижская» и «Марьина Роща». После запуска МЦД–3 и МЦД–4 число пересадок на БКЛ увеличится до 19.
В рамках пресс–конференции были затронуты также вопросы, касающиеся обеспечения вагонного парка электроникой, IT–технологиями. Как сообщил Максим Ликсутов, летом 2023 года на всех направлениях «Аэроэкспресса» заработает оплата по биометрии. Система уже работает на всех станциях метро, МЦК, а также в Южном и Северном железнодорожных терминалах «Аэроэкспресса» Шереметьево. На данный момент системой биометрии пользуются 320 тыс. пользователей, количество их постоянно растет.
В марте текущего года сотрудники метро в лабораторных условиях на базе российских технологий начали тестировать виртуальную «Тройку». Сервис позволяет использовать практически все билеты, которые можно записать на транспортную карту. В 2023 году виртуальная транспортная карта будет доступна всем пассажирам городского транспорта Москвы.
Еще одно изменение коснулось автоматов по продаже билетов в метро. Теперь они могут работать даже при временной потере связи с сервером, каких–либо задержек при пополнении карт «Тройка» или социальных карт не будет.
Большой интерес вызвала тема беспилотных поездов столичного метрополитена. По мнению Максима Ликсутова, это вопрос 5–10–летней перспективы. Впрочем, первые шаги уже сделаны. Для бесперебойной работы технологии необходимо иметь выделенный канал радиосвязи. Исходя из этого, по решению Государственной комиссии по радиочастотам столичному метрополитену выделена отдельная полоса в диапазоне 360–380 МГц, которая сейчас тестируется на Некрасовской линии, где установлены две тестовые базовые станции. Позднее, как ожидается, сеть будет расширена. Вместе с тем нужно решить все вопросы безопасности и, помимо технологического прогресса, учесть экономическую эффективность. И, наконец, самый главный вопрос: сохранить штат высококвалифицированных машинистов.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.