Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал на ВЭФ о передовых цифровых решениях для внутренней и международной логистики.
Это, прежде всего, электронные навигационные пломбы, электронные очереди и электронный документооборот.
Электронный документооборот внедряется на всех видах транспорта на базе Государственной системы электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД. «С октября Минтранс России и «РЖД» опробуют использование электронного документооборота при мультимодальной грузовой перевозке», – рассказал Дмитрий Баканов.
Для отслеживания перевозок товаров по территориям двух и более государств-членов ЕАЭС применяются электронные навигационные пломбы. Совместно с Республикой Беларусь они используются при перевозке лесоматериалов. Их внедрение позволило значительно ускорить процедуру обработки судов в порту Новороссийска. Планируется также подключить порт Владивостока.
Для грузовых транспортных средств в трех пунктах пропуска через государственную границу, включая «Забайкальск» на границе с Китаем, начала работать электронная очередь. С 1 марта 2024 г. перевозчики смогут бронировать дату и время не только на сайте ФГКУ «Росгранстрой» или через терминалы самообслуживания перед погранпереходом, но и на портале «Госуслуг», а граждане иностранных государств – в ГИС ЭПД.
Конечная цель формирования единой цифровой среды – создание системы «одного окна» для всей транспортной отрасли и бесшовной мультимодальной логистики.
На пути к мультимодальной логистике российский транспортный бизнес давно и успешно инвестирует в цифровые решения, как для повышения эффективности и прозрачности, так и для увеличения безопасности и управления грузопотоками. Прошедшие 1,5 года показали, что именно «цифровой задел» стал «подушкой безопасности» для российского транспорта: позволил в кратчайшие сроки перестроиться, продолжить развитие, попутно решая вопросы импортонезависимости.
«Бесшовная» грузовая логистика является одним из основных направлений, которые реализуются Минтрансом в рамках стратегии цифровой трансформации отрасли. По мнению Дмитрия Баканова, юридически значимый электронный документооборот позволит построить ядро дальнейшей мультимодальной логистики. «Сегодня наша основная задача – не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше, и главное здесь – от реализации монопроектов перейти к их комплексному использованию, системно увязав их между собой», – добавил замминистра.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, у «РЖД» существует ряд проектов для грузовой логистики, при этом компания старается предоставить клиентам комплексные и удобные услуги. Речь в первую очередь о системе «ЭТРАН», к которой уже подключено 16 тыс. клиентов, а таже же системе «ИНТЕРТРАН», которая позволяет значительно сократить время прохождения груза на всех этапах. Евгений Чаркин рассказал о системе смарт-контрактов, делающей взаимодействие со всеми участниками отрасли максимально прозрачным, и электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» – сейчас ей пользуется более 9 тыс. клиентов из 15 стран.
«РЖД» планирует больше использовать технологии искусственного интеллекта. «Мы считаем, что до 2035 года в основе каждого бизнес-процесса компании будет стоять искусственный интеллект, который будет помогать нам принимать эффективные решения. Ключевые направления – планирование и моделирование, анализ того, что происходит на инфраструктуре, для того чтобы перейти на предиктивную модель», – отметил он.
Вице-президент по информационным технологиям FESCO Дмитрий Суровец напомнил, что цифровая трансформация в компании началась более 5 лет назад. Результатом стало создание во Владивостокском морском торговом порту инновационной для России системы информационной обработки. При этом компания готова делиться своими наработками со всеми участниками рынка. «Мы можем совместными усилиями создать некоторые пространство, в котором компании, партнеры и государство могут взаимодействовать между собой», – сказал он.
Как и любая масштабная инновационная задача, создание транспортно-логистической платформы потребует не только новых цифровых решений, но и совершенствования правового регулирования. Как считает сенатор Артем Шейкин, главная задача, которую должна решать такая платформа – формирование единых стандартов, правил и требований ко всем участникам рынка. «Для этого, во-первых, нужно выявить и проанализировать противоречия, которые сегодня есть в законодательстве. Затем нужно обеспечить функционирование этой платформы с учетом существующих норм, потребностей и интересов заинтересованных сторон. В-третьих, необходимо вовремя утвердить и принять законодательные акты. Все эти пункты были синхронизированы», – сообщил сенатор.
Источник: mintrans.gov.ru