Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Наша сила – в интеграции

 |  IT-технологии

Эксперты обсудили приоритетные направления цифровизации транспортного комплекса.

В рамках деловой программы XVII форума «Транспорт России» состоялась пленарная сессия «Данные на транспорте: от корпоративных проектов к национальной платформе». Представители ведущих российских компаний в области транспортно–логистической отрасли обсудили приоритетные направления цифровизации транспортного комплекса, развитие цифровых логистических сервисов и транспортно–логистических платформ федерального уровня.

Цифровые тренды

В 2021 году в РФ принята Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли РФ, в которой определены направления цифрового развития до 2030 года. Директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» и модератор сессии Полина Давыдова напомнила, что Правительство РФ приняло актуализированную редакцию этой стратегии. Если раньше каждый вид транспорта рассматривался отдельно, то сейчас упор делается на развитие мультимодальных перевозок. «Необходимо интегрировать государственные и корпоративные решения в национальную систему. Сложность в том, чтобы совместить эти разные решения, найти компромиссы, которые бы удовлетворяли всех участников процесса – и государство, и бизнес», – сказала Полина Давыдова.

Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов рассказал о работе, проводимой Минтрансом России по развитию проекта цифровых решений на транспорте.

«Перестройка транспортно–логистических цепочек, переориентация грузов на Восток явились предпосылками к созданию единой транспортно–логистической платформы в качестве инструмента для оценки и моделирования транспортных потоков. На данный момент в России уже создан целый ряд важных сервисов и продуктов для решения локальных задач. Сейчас пришло время их систематизировать и связать между собой», – сказал Дмитрий Баканов.

Каковы же основные цифровые тренды на транспорте?

В 2022 году была разработана Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В настоящее время в электронном виде можно представить шесть документов для автотранспорта. С 2024 года возможность электронного оформления будет доступна уже для шести видов документов на водном транспорте.

В настоящее время компании из 63 регионов – перевозчики, грузоотправители, получатели передают информацию в ГИС ЭПД. Ежедневно в системе обрабатываются в среднем 12 тыс. документов.

Сейчас начинается стыковка автомобильных и железнодорожных перевозочных документов – систем ГИС ЭПД и РЖД ЭТРАН. Следующий этап – подключение в 2024 году морских перевозок, далее – авиаперевозок. «Таким образом, у нас три вида транспорта начнут стыковаться между собой по прозрачному цифровому документообороту. Без этого никакой мультимодальности и бесшовности не обеспечить», – заявил Дмитрий Баканов.

Инновационным решением стало внедрение электронного путевого листа, электронного договора фрахтования и электронного заказа. Достаточно сказать, что Мосгортранс с начала года сформировал 30 тыс. электронных путевых листов для водителей автобусов и электробусов, что позволило избавить сотрудников предприятия от лишней нагрузки по заполнению бумаг (они экономят 2,5 дня своего времени). Теперь водители могут полностью сосредоточиться на своей основной работе – комфортно и безопасно перевозить пассажиров, а Мосгортранс экономит на электронных документах 1,5 тонны бумаги в месяц.

Проведена цифровизация предрейсового медицинского контроля. Для повышения безопасности внедряются цифровые приборы онлайн–мониторинга состояния водителя непосредственно в движении.

Развивается проект по внедрению электронных навигационных пломб (ЭНП) при перевозке грузов. За 2023 год установлены более 50 тыс. таких пломб. По словам Дмитрия Баканова, пломбирование позволяет создавать так называемые зеленые коридоры, упрощающие при пересечении границы таможенные и досмотровые процедуры.

ЭНП имеют огромный потенциал для расширения сфер использования. В прошлом году это решение позволило значительно ускорить процедуру обработки судов в порту Новороссийска. За год в порту были навешены более 1,5 тыс. пломб.

Еще один сервис Минтранса России, который также может стать частью единой транспортно–логистической платформы, – электронная очередь при пересечении государственной границы для грузовых ТС.

Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой были выбраны в качестве «пилотов» проекта. Начиная с 1 сентября с помощью электронной очереди суммарно на трех пунктах пропуска на выезд из России проследовали более 33 тыс. грузовиков.

Завершается активная фаза эксперимента с использованием электронной международной транспортной накладной e–CMR для сопровождения грузовых автомобильных перевозок между Белоруссией и Россией.

Главная цель – тестирование технологий передачи e–CMR между участниками и внесение в государственные информационные системы Союзного государства. Минтранс планирует масштабировать проект и для ЕАЭС.

Интеграция имеющихся в России коммерческих и государственных цифровых транспортных сервисов, по мнению Дмитрия Баканова, является необходимым шагом для цифровой трансформации отрасли.

Одним из ключевых международных проектов России в сфере цифровизации транспорта является создание Национальной цифровой транспортно–логистической платформы (НЦТЛП), которая будет использоваться для оценки и моделирования транспортных потоков. Ожидается, что благодаря этой платформе средняя скорость доставки товаров увеличится до 15% и объем грузоперевозок вырастет до 12%.

Платформа будет создана на облачной платформе «ГосТех». Одна из задач, стоящих перед НЦТЛП, – объединение в единую систему документооборота для бесшовной перевозки грузов и пассажиров на всех видах транспорта по территории России, а в будущем – и в дружественные страны.

Директор ФГБУ «Ситуационно–информационный центр Минтранса России» Дмитрий Горшков указал на важность моделирования транспортной системы в масштабе всей страны. «Нам нужно понимать, как передвигаются пассажиры и грузы по территории РФ, какую инфраструктуру для этого нужно развивать. Прослеживаемость транспортных потоков, грузоперевозок в особенности, поможет развитию проектов федерального масштаба. Для этого и создается НЦТЛП. Структура платформы уже формируется, а значит, впереди нас ждет ее активное развитие», – сказал он.

Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов поделился опытом реализации Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

Ценный актив

Компания «РЖД» обладает развитой организационной структурой. Хозяйственную деятельность 16 железных дорог обеспечивают более 700 тыс. сотрудников.

В компании используются 260 отчетных и 1040 учетных статистических форм. Массив данных о деятельности ОАО «РЖД» превышает 5 Пбайт ежегодно. Цифровизация бизнес–процессов превысила 67%. Только за 10 месяцев текущего года обработаны 15,8 млн электронных документов.

«Большие данные в холдинге «РЖД» – ценный актив и конкурентное преимущество, – заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. – Для того чтобы этот огромный массив данных способствовал развитию компании, мы взяли курс на создание корпоративной системы управления данными (КСУД), которая обеспечивает высокий уровень информирования руководителей, специалистов, а также наших клиентов. Система позволяет им получать достоверную, непротиворечивую информацию оперативно и в нужном объеме. Кроме того, наша система повышает эффективность хранения данных и работы с ними за счет исключения дублирующих потоков данных и неоправданного хранения одной и той же информации в различных системах».

КСУД дает важное конкурентное преимущество, так как управленченский персонал получает адресную аналитику в реальном времени с высокой степенью детализации, что способствует принятию максимально точных и эффективных решений.

По мнению Евгения Чаркина, внедрение единых платформенных решений, интеграция участников транспортного рынка, а также организация эффективного обмена данными в электронном виде между участниками перевозочных процессов – это очень важная и перспективная задача государственного уровня.

ОАО «РЖД» активно работает с Минтрансом России над созданием единого информационного пространства, интеграцией собственных информационных систем и ГИС ЭПД. Ключевой системой и источником данных для интеграции является АС ЭТРАН НП. В настоящее время порядка 90% грузоотправителей взаимодействуют с РЖД без физических бумажных документов. В компании серьезно поработали над импортозамещением системы ЭТРАН, которая вошла в реестр отечественного ПО.

Сейчас идет тестирование сервиса построения логистической цепочки мультимодальной доставки груза от двери до двери в формате «одного окна» (компания «Мультилог»), который станет доступным для всех желающих оформить и выполнить мультимодальную грузовую перевозку автомобильным и железнодорожным транспортом.

Российские железные дороги активно взаимодействуют и с операторами морских терминалов при планировании подвода грузов под выгрузку в адрес припортовой станции.

От идеи к воплощению

Компания FESCO обслуживает важнейшие транспортные коридоры и экспортно–импортные направления. 35 судов находятся в управлении, доля в контейнерообороте Дальнего Востока составляет 40%.

Цель цифровой трансформации компании – обеспечение устойчивой работы бизнеса, сохранение доли рынка, компенсация снижения ставок и парирование рисков. Об эффектах, полученных от внедрения цифровых решений, рассказал вице–президент по информационным технологиям ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Дмитрий Суровец.

Прежде всего было налажено электронное взаимодействие между Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) и государственными контролирующими органами в части обмена/получения решений, принимаемых Федеральной таможенной службой России и Россельхознадзором. Благодаря внедрению электронного документооборота время оформления экспортных поручений сократилось с 10 до 2 часов. В 2023 году 90% всех поручений созданы в ИС ВМТП и переданы с помощью электронного документооборота в ФТС России. На практике это привело к тому, что время для получения разрешений от таможни на проведение операций сократилось с 48 до 3 часов; досмотр и взвешивание контейнеров производятся в три раза быстрее; сократилось количество досмотровых операций в пунктах пропуска.

В настоящее время развитие цифровых сервисов FESCO идет по нескольким направлениям.

Так, создана мобильная версия рабочего места сотрудника таможенного органа (РМ СТО), позволяющая отмечать исполнение мер таможенного контроля, а также иметь доступ к истории грузов и таможенным декларациям по грузам в режиме реального времени.

«Единое окно» экосистемы ПАО «ВМТП» предоставляет широкий спектр услуг по подаче и исполнению заявок, связанных с перевозкой груза, сокращению сроков обработки контейнерных грузов и автоматизации процессов.

Внедрение электронных навигационных пломб – совместный проект ФТС, ЦРЦП, ГЛОНАСС и FESCO, благодаря которому обеспечивается прослеживание местонахождения груза в пути в режиме реального времени. Планируется пилотная отправка грузов из Вьетнама в контейнере, опломбированном ЭНП, до склада временного хранения во Владивостоке.

Проект «Умный и безопасный порт» предполагает создание комплексной системы индивидуальной видеоаналитики, транспортного мониторинга и мониторинга безопасности труда с единой биометрической базой.

Электронный сторож

Географическое положение России определяет ее уникальные транспортные возможности. Здесь пролегает самая быстрая транзитная зона между Европой и Азией. Доставка грузов происходит в три раза быстрее, и экономится до 30% стоимости каждого рейса по сравнению с традиционным морским путем.

Применение электронной навигационной пломбы (ЭНП) позволит стране обеспечить лидерство в глобальной системе международных транспортных коридоров. Российским оператором промбирования является компания «Центр развития цифровых платформ» (ООО «ЦРЦП»), 100%–ная дочка ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы». Оператор пломбирования оказывает круглосуточную информационную поддержку.

Пломба поддерживает электронный документооборот, позволяет снизить затраты времени на пересечение границ и делает возможным безбарьерный и безостановочный транзит через территорию России. Применение пломб обеспечивает профессиональное взаимодействие участников рынка и контролирующих органов. Растет скорость доставки, снижается количество проверок.

Пломба позволяет отслеживать каждую перевозку в режиме онлайн, содержит в памяти юридически значимые документы о перевозке и может быть навешана на установленный маршрут.

Применение пломбы минимизирует нарушения, которые могут произойти с грузом: уход с маршрута, несанкционированный доступ. Устройство позволяет оперативно реагировать на нештатную ситуацию.

Сейчас все усилия направлены на то, чтобы система ЭНП заработала в рамках Евразийского экономического союза, сказала коммерческий директор ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы» Елена Игнатенкова. В апреле 2022 года главами стран Союза было подписано Соглашение о применении электронных навигационных пломб в Евразийском экономическом союзе, направленное на развитие транзитного потенциала ЕАЭС, упрощение процедур международной торговли и повышение безопасности трансграничных поставок. На данный момент все страны, входящие в ЕАЭС, ратифицировали соглашение. Российская Федерация завершила процедуру ратификации 22 октября 2022 года.

Применение электронной навигационной пломбы позволит обеспечить контроль за транзитом грузов по территории ЕАЭС, сократить время прохождения таможенных процедур, повысить безопасность перевозок, улучшить сбор информационно–аналитических данных федеральными органами исполнительной власти и повысить эффективность принимаемых на их основе решений, в том числе для совершенствования инфраструктуры.

«Мы интегрировались с национальными операторами других стран. Проведены достаточно серьезные эксперименты с Казахстаном и Белоруссией. В Киргизию уходит наша отечественная разработка. Там будут пользоваться российской системой. Все это приведет к тому, что в первом полугодии 2024 года эта система уже войдет в промышленную эксплуатацию в рамках соглашения. И мы увидим массовое применение электронных навигационных пломб», – сказала Елена Игнатенкова.

ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы» является оператором государственной системы взимания платы «Платон», которой исполнилось 8 лет. «Платон» стал одним из крупнейших источников больших данных федерального масштаба на транспортном рынке.

Данные, поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В 2021 году правительство использовало во время пандемии данные системы «Платон», чтобы понимать уровень экономической активности в стране.

«Вместе с государством заходим в коммерческий проект по созданию на базе системы «Платон» востребованных услуг для всех участников транспортной отрасли. На текущий момент в системе зарегистрированы более 816 тыс. пользователей и более 1,8 млн ТС, из которых 73% принадлежат российским грузоперевозчикам, 27% – иностранным логистическим компаниям. Система «Платон» знает все о парке транспортных средств, какие это машины, как часто они применяются. На основе этих данных можно замерить интенсивность движения на определенных участках дорог. На основе полученных данных мы можем формировать рейтинг перевозчика. И с этой точки зрения мы становимся интересны банкам и страховым компаниям», – рассказала Елена Игнатенкова.

Таможня не дает добро

Авиационные грузовые перевозки составляют всего лишь 2–5% от всех грузоперевозок, но это самые ценные грузы, которые требуют максимально оперативной доставки. В 2021 году компания «С 7 Карго» смогла запустить процесс электронной авианакладной, и сегодня большинство грузов, перемещаемых авиакомпанией С 7, перевозятся по электронным документам.

Заместитель генерального директора по таможенной деятельности ООО «С 7 Карго» Елена Новикова сделала акцент на информационном взаимодействии авиаперевозчиков с таможенными органами РФ. По ее словам, существует ряд проблем, которые требуют своего решения. В частности, в РФ нет стандарта для воздушного транспорта CARGO IMP или CARGO XML. Существенно замедляет процесс таможенного оформления необходимость дублирования на бумаге отдельных сопроводительных документов для обеспечения таможенного контроля при прибытии на таможенную территорию. Отсутствие электронного формата информационного взаимодействия для представления сведений о перемещаемых припасах, включая получение разрешения на их выгрузку, приводит к невозможности автоматизации полного цикла электронного взаимодействия в пункте пропуска.

По мнению директора по информационным технологиям ГК «Дело» Бориса Сопельника, основные проблемы участников логистического процесса связаны с отсутствием единого источника данных и единой методологии планирования и учета (стандартов). Большую роль играет качество данных, его улучшение требует перестройки бизнес–процессов и взаимоотношений с подрядчиками.

На очереди – Марс

«Зачастую грузоотправители и грузополучатели рассматривают бесшовную грузовую логистику очень просто, как перевозку из точки А в точку Б. Если бы это было так, мы, наверное, были бы уже на Марсе», – отметила директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Лариса Коршунова. Однако логистика представляет собой сложный конгломерат различных участников, которые могут быть не связаны между собой напрямую, и услуг. «Сегодня логистика – это лоскутное одеяло, где лоскуты не сшиты между собой, и отсюда все наши проблемы, – утверждает эксперт. – Основная задача, которую должна решить национальная транспортно–логистическая платформа, – установить национальные стандарты данных, участвующие в той или иной перевозке, которые будут обязательны для исполнения всеми участниками процесса, причем не только транспортно–логистическими компаниями, но и федеральными органами исполнительной власти, в той или иной степени заинтересованными в получении тех или иных данных».

Необходимо сформировать единый справочник всех транспортных операций для того, чтобы в дальнейшем формализовать его для обеспечения стандартов передачи данных, чтобы бесшовные транспортно–логистические услуги, формируемые от двери до двери, фактически не зависели от уровня цифровой зрелости участников. На первом этапе это должно привести к формированию «одного окна» для взаимодействия бизнеса и государства.

По мнению специалиста, все успешные корпоративные и различные государственные информационные системы должны быть интегрированы в национальную транспортно–логистическую платформу, для того чтобы обеспечить ее эффективное использование в интересах государства и бизнеса. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества транспортно–логистических услуг, сделает их более доступными, позволит увеличить скорость доставки и снизить их стоимость.

О том, какие возможности открывают цифровые технологии на транспорте, пойдет речь и на международном форуме «Цифровая транспортация», который пройдет в Москве 19 декабря при поддержке Минтранса России.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

2014

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться