Поможет совершить внедрение современных электронных навигационных карт.
Как сообщила пресс–служба компании Sitronics KT, завершена реализация трехлетнего проекта «Карта–озеро», итогом которой стали современные электронные навигационные карты (ЭНК) Ладожского озера.
После начала СВО официальные мировые распространители электронных навигационных карт (ЭНК) прекратили работать с Россией. Продажи карт и корректуры к ним были остановлены. С уходом этих компаний из России все обладатели навигационных плоттеров и радаров известных брендов Raymarine, Simrad, Furuno, Garmin остались без корректуры карт, профессиональные системы, в которых использовалась подписка на карты, остались без новых лицензий. В какой–то момент это могло бы создать проблемы для судоводителей и сделать навигацию и судоходство рискованными. Стал особенно актуальным вопрос создания отечественной цифровой базы данных навигационной информации для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений. Безусловно, отечественным разработчикам сложно конкурировать с иностранными производителями. Иностранные системы развивались долгие годы, на их разработку тратились огромные средства. Развивалась аппаратная и программная архитектура. Для иностранных систем рынком сбыта был весь мир. За счет этого производители могли сохранять приемлемые цены на свой продукт. В России же основной упор делался на разработку систем для больших судов международного плавания. Сегмент маломерного флота был занят иностранцами. Отечественные разработчики оказались в позиции догоняющих.
Профессиональные системы для регистрового и морского флота сейчас активно разрабатываются. Опыт, знания и, главное, команды разработчиков навигационных систем в России есть.
В 2021 году компания Sitronics KT (входит в Sitronics Group) сообщила о победе в аукционе на развитие комплексной автоматизированной системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных карт (ССП ЭНК) на суда подведомственных Росморречфлоту организаций. В том же 2021 году Sitronics сообщила о том, что выиграла открытый конкурс на выполнение работ по созданию электронных навигационных карт Ладожского озера, с проведением съемки рельефа дна всей площади акватории. Ладожское озеро является вторым по величине озером в России после Байкала, площадь рельефа дна составляет 19 100 км2.
Sitronics Group (входит в группу АФК «Система») – многопрофильная российская ИТ–компания, реализующая цифровые проекты для бизнеса и государства, занимается внедрением комплексных решений для «умного» города, цифровизацией стратегических отраслей экономики, судоходства, морской навигации; производит ИТ–оборудование под собственной маркой, предоставляет спутниковые данные и оказывает услуги цифрового мониторинга, разрабатывает IoT–системы и программное обеспечение.
Sitronics KT – разработчик морских интеллектуальных решений, в том числе судовых и корабельных систем управления, цифровой навигации, морской инфраструктуры, геоинформационных систем и оборудования, ситуационных центров, симуляторов и тренажеров различного назначения, мультимедийных и интерактивных инсталляций. Стратегической целью компании является унификация решений для морской индустрии на базе собственного программного обеспечения, разрабатываемого согласно требованиям российского законодательства.
Для выполнения задания по созданию электронных навигационных карт Ладожского озера Sitronics KT использовала космическую съемку береговой полосы, топографо–геодезических работов и гидрологические наблюдения. На январь 2023 года уже было оцифровано 12 тыс. км2.
Основной задачей проекта было создание актуальных высокоточных ЭНК Ладожского озера на основе результатов проведения съемки дна всей площади озера с использованием однолучевых и многолучевых эхолотов. В результате были созданы цифровые базы данных навигационной информации для обеспечения безопасного и оптимального движения судов, в том числе и по единой глубоководной системе европейской части России.
В 2021, 2022, 2023 годах последовательно был проведен комплекс работ соответственно на северной, юго–западной и юго–восточной частях акватории Ладожского озера. В ходе проведения работ активно задействовалось оборудование, разработанное и развернутое ранее Sitronics KT на данной акватории в зоне ответственности ФБУ «Администрация «Волго–Балт»: в частности, региональный картографический центр, автоматизированные промерно–изыскательские и судовые обстановочные комплексы, система удаленной передачи ЭНК, автономные уровнемерные посты и др.
«Предыдущие данные о глубинах озера были получены более полувека назад. Мы проводим промеры, используя многолучевые эхолоты и высокоточную привязку – такой метод значительно повышает точность и детализацию измерений. Полученные данные позволят определить рекомендованные пути и предложить новые маршруты, что обеспечит безопасность судоходства», – рассказал генеральный директор Sitronics KT Игорь Маренич.
Для создания цифровых карт всю территорию озера разделили на три части. На каждой была организована съемка из космоса. С помощью автоматизированного промерно–испытательского комплекса (АПИК) сделаны промеры дна. В Sitronics KT отмечают, что для работы АПИК используются высокоточный Глонасс/GPS–приемник с функцией спутникового навигационного компаса, приемник дифференциальных поправок от контрольно–корректирующих станций УКВ–диапазона, гидрографический эхолот с углом луча от 6 градусов. Все данные передаются в картографическую службу в режиме онлайн.
Это не первый подобный проект, реализуемый компанией для Министерства транспорта РФ. Ранее были оцифрованы почти 70 тыс. км судоходных рек России. Еще в 2011–2021 годах Минтранс России организовал масштабный проект по выполнению съемок всех судоходных рек России и созданию электронных навигационных карт. Помимо выполнения полевых и камеральных работ, потребовалось создать автоматизированные комплексы для съемки, программное обеспечение обработки данных, кодирование электронных карт, развертывание контрольно–корректирующих станций Глонасс и береговых станций АИС (автоматической идентификационной системы).
Как объясняют эксперты, похожие проекты выполнялись и в других странах, но с учетом территории России, ее климата и размеров сети внутренних водных путей этот проект можно считать беспрецедентным и по объему работ, и по стоимости. На сегодня силами картографических служб всех 15 бассейнов ВВП готовы к использованию и поддерживаются в актуальном состоянии электронные навигационные карты на более чем 70 тыс. км внутренних водных путей. Созданные электронные карты находятся в фонде пространственных данных Росморречфлота. Они передавались по лицензионным договорам коммерческим компаниям «Транзас», «Навионикс», «Гармин» и «С–МАР», которые имели собственную систему распространения данных. Три последние поставляли электронные карты для навигационных систем, ориентированных на маломерный флот, но ими активно пользовались и государственные заказчики. У компаний «Транзас» и «С–МАР» были картографические продукты, созданные на основе государственных карт, для электронной картографической навигационно–информационной системы (ЭКНИС) транспортного и пассажирского флота. На сегодняшний день суда подведомственных Росморречфлоту организаций полностью перешли на государственные электронные навигационные карты.
Большинство экипажей речных транспортных судов и почти все владельцы маломерного флота пользуются не бумажными, а электронными картами. По словам экспертов, электронные карты намного эффективнее бумажных. Автоматическая прокладка на электронной карте места судна, полученного по спутниковой системе навигации, позволяет практически в реальном времени видеть его текущее положение относительно подводных опасностей. Это существенно снижает риск навигационных происшествий и аварий. Отображение на электронной карте целей АИС (автоматической идентификационной системы) и РЛС дает полное представление о навигационной ситуации. Наложенное на карту изображение радара позволяет судоводителю визуально контролировать правильность позиции судна. Навигационные электронные карты корректируются на берегу в течение суток после получения администрацией бассейна новой информации. Корректурные наборы (файлы корректурных команд объемом несколько килобайт) могут загружаться на судно по запросу судоводителя при наличии канала связи.
Масштабное внедрение автоматизированной системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных карт позволит совершить качественный скачок в скорости обновления и доведения картографической информации. Судоводители смогут более оперативно получать актуальные электронные навигационные карты и корректуры к ним. Таким образом, появляется возможность вывести безопасность судоходства на новый уровень.
Без электронных навигационных карт стратегическая задача полноценной цифровизации отрасли внутреннего водного транспорта и такие проекты, как круглогодичная навигация на южных участках ВВП, невыполнимы.
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.