Цифровизация на транспорте движется семимильными шагами.
Цифровые технологии настолько стремительно вошли в нашу жизнь, что кажется, что они были всегда. В действительности еще каких–нибудь пять лет назад о «цифре» говорили, как о каком–то пилотном проекте с непонятными перспективами. А сегодня без нее невозможна работа любой отрасли. Более того, уже определились направления ее отраслевого и межотраслевого развития. Цифровые технологии поддерживаются на государственном уровне, входя практически во все национальные проекты. Формируется правовая база их использования.
Транспортный комплекс в сфере цифровизации входит в число лидеров. О трендах развития, которые сложились на транспорте в сфере цифровизации в 2022–2023 годах, шла речь на первом международном форуме «Цифровая транспортация».
Поговорим о некоторых из них.
Импортозамещение
Проблема, которая стала актуальной для отрасли, начиная с 2014 года, – импортозамещение. Кроме перехода на отечественные ПО и ИТ–оборудование, необходим также переход к импортируемым ИТ–сервисам, прежде всего к международным системам бронирования авиа-билетов. В этом отношении авиаперевозки, встроенные в глобальные альянсы, наиболее уязвимы. Ключевым драйвером решения проблемы являются государственные меры по обеспечению технологического суверенитета. Помимо широкого перечня мер поддержки ИТ–сферы, в середине 2022 года были определены индустриальные центры компетенций (ИЦК) в отраслях, в том числе четыре на транспорте, лидерами которых стали ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт», реализующие 18 отраслевых проектов импортозамещения.
В 2023 году ИЦК представили результаты первой волны проектов и планы по второй волне. Механизм ИЦК доказал свою высокую эффективность. Участники всех ИЦК готовятся к переходу на экспорт в дружественные страны комплексных цифровых проектов на основе отечественных решений, апробированных в России. Ярким примером является перевод российских авиакомпаний на систему бронирования билетов «Леонардо» и снятие риска отключения наших авиакомпаний от каналов обмена авиационной информацией за счет перехода на информационную систему «Авиационная сервисная платформа».
Кибербезопасность и защита данных
Вопросы кибербезопасности актуальны в отрасли, поскольку участники перевозки используют сети связи общего доступа, что требует защищать и транспортные средства, и транспортную и цифровую инфраструктуры, и системы грузоотправителей и перевозчиков, и цифровые сервисы, включая государственные. Существенную уязвимость имеют и мобильные устройства пассажиров. Также злонамеренно могут искажаться данные ИТС, что для высокоавтоматизированного и беспилотного транспорта может вести к ошибочным решениям и авариям.
В 2022 году необходимость принятия мер по обеспечению кибербезопасности резко возросла: увеличилось число кибератак, изменились источники проведения атак от одиночек и групп хулиганов к организованным группировкам, имеющим поддержку недружественных государств. При этом объекты транспортной отрасли составляют существенную часть государственного списка критической информационной инфраструктуры (КИИ). Летом 2023 года объявлено о создании в России первой облачной платформы кибербезопасности автомобилей, включая государственный центр обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на транспортные средства.
Электронный документооборот
Крупные российские грузоотправители и перевозчики широко используют электронные документы В2В. Например, ОАО «РЖД» создало автоматизированную систему «Электронная транспортная накладная» (АС «Этран»).
Драйвер развития – перевод электронных перевозочных документов в юридически значимый (для государства и третьих лиц) вид, что позволит упростить организацию мультимодальных перевозок, реализовать цифровые сервисы (например, страхование, смарт–контракты), внедрить новые бизнес–модели (например, электронные торговые площадки).
С сентября 2022 года запущена ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов), которая к концу 2023 года реализует шесть видов документов для автомобильных перевозок, но уже в юридически значимом виде. Запланировано дальнейшее развитие ГИС ЭПД за счет внедрения новых видов документов и охвата всех модальностей.
Государство заинтересовано во внедрении ЭДО (электронного документооборота) как для сокращения «серого» сектора, так и в качестве источника данных для госрегулирования. Роль государства в развитии ЭДО грузоперевозок ключевая и включает принятие нормативных актов, а также создание, поддержку и развитие ГИС. В 2023 году расширился перечень документов ГИС ЭПД для автомобильных перевозок, запущены работы по интеграции с системой ЭТРАН (РЖД) и переводу в электронный вид документов при морских перевозках. ГИС ЭПД станет основой для создания национальной транспортно–логистической платформы.
Самый сильный и масштабный игрок в отрасли – ЭТП РЖД, а наиболее фрагментирован автомобильный сегмент, где более 20 площадок. В мае 2022–го на рынок выведен сервис «Яндекс.Магистраль», что постепенно меняет правила игры. Ряд площадок формируют полные пакеты сервисов, например платформа «Монополия». Государство занимает при этом пассивную роль, специально не регулируя процесс.
Логистические системы маркетплейсов
С развитием интернет–торговли растут объемы перевозимых и доставляемых грузов, развиваются новые сервисы и модели: постаматы, доставка на такси, срочные доставки (от 30 минут), доставка продуктов питания и готовых блюд, курьеры, использующие средства индивидуальной мобильности (СИМ).
Компании–маркетплейсы стали крупнейшими логистическими операторами уровня 4PL, развивают собственные сети складов, распределительных центров, пунктов приема и выдачи, курьерские службы. Растет значимость маркетплейсов/служб доставок как инструмента обеспечения связности территорий и устранения «логистического неравенства», что совпадает с национальными интересами и обеспечивает тренду мощную государственную поддержку межотраслевого характера. В 2023 году количество занимаемых маркетплейсами складских площадей уже достигло 14% от общих объемов.
Грузовые БАС
Среди беспилотного транспорта наиболее востребованными являются беспилотные авиационные системы (БАС) для перевозки грузов.
К внедрению БАС необходимо подходить комплексно и решить ряд вопросов, связанных с разработкой и производством БАС различной грузоподъемности, созданием коммерческих и государственных систем управления трафиком и их инфраструктурой, разработкой сервисов (например цифровых карт), регулированием и интеграцией в воздушное пространство, системой защиты объектов от БАС.
Ключевой драйвер – спрос на быстрые доставки со стороны почтовых компаний, в первую очередь в Сибири и Арктике. В 2022–2023 годах введен ряд экспериментальных правовых режимов для БАС (шесть позиций). На базе ГТЛК создан оператор беспилотной доставки. Барьером для широкого применения является необходимость в системе защиты от дронов и регулировании их эксплуатации. Главная роль в развитии БАС принадлежит государству: в 2023 году Правительство РФ утвердило национальный проект по развитию БАС, включающий четыре федеральных проекта: «Кадры для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС», «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих», «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности БАС».
Безэкипажное судовождение
Внедрение морских автономных и дистанционно управляемых судов (МАНС), как и других беспилотных ТС, необходимо рассматривать комплексно: беспилотные технологии, инфраструктура, бизнес–модели, регулирование. В настоящее время разрабатываются и испытываются суда различных классов и назначений: прибрежные перевозки, пассажирские паромы, контейнеровозы, грунтоотвозные баржи. Реализуются различные подходы к управлению судном: удаленное управление, частично и полностью автоматизированное управление.
К преимуществам МАНС относятся: оптимизация маневров, снижение расхода топлива, мониторинг эксплуатации, уменьшение влияния человеческого фактора, сокращение численности экипажа и затрат на жизнеобеспечение. Есть российские проекты в этой сфере: беспилотные паромы на маршруте Балтийск – Усть–Луга (запуск в 2023 году), танкер «Михаил Ульянов» – регулярные рейсы Мурманск – МЛСП «Приразломная», грунтоотвозная шаланда «Рабочая» и земснаряд «Редут» (Росморпорт). Роль государства высока: вводятся режимы так называемых регуляторных песочниц, то есть установление особого защитного правового режима на начальном этапе и субсидирование участников проектов.
Беспилотные автомобили
Беспилотные автомобили могут использоваться на дорогах общего пользования и вне их (карьерные самосвалы, на складах). Наиболее перспективны для внедрения на дорогах общего пользования беспилотные такси и беспилотные грузовики при дальних магистральных перевозках. Второе направление ближе к реализации – более очевиден экономический эффект при меньших рисках. Теоретические выгоды беспилотных автомобилей эксперты видят в снижении себестоимости перевозки и затрат на техническое обслуживание и ремонт, экономии топлива, снижении аварийности (исключение человеческого фактора). Большие макроэкономические и социальные эффекты ожидаются на горизонте более 20 лет. Главные факторы торможения: модель распределения ответственности и ее регулирование, создание инфраструктуры для беспилотного движения и госцентров мониторинга. Россия уже сегодня среди мировых лидеров: в 2022 году начали действовать три экспериментальных правовых режима для ВАТС (высокоавтоматизированных транспортных средств). Беспилотный логистический коридор (БЛК) на магистрали М–11 не имеет аналогов в мире и включен в перечень социально–экономических инициатив страны до 2030 года. 14 июня 2023 года в рамках проекта БЛК на М–11 «поехали» беспилотные грузовики КамАЗ – впервые в мире началась массовая коммерческая эксплуатация на дорогах общего пользования. Начиная с 2024 года планируют расширить применение беспилотных решений с трассы М–11 на другие важные транспортные коридоры страны – на М–12 и ЦКАД.
Государство играет ключевую роль в развитии перевозок беспилотными автомобилями. До подтверждения экономических эффектов обязательны субсидии для производителей и перевозчиков.
Цифровизация грузовых терминалов
Основные направления в этой сфере: «цифровые диспетчеры» (отслеживание и оптимизация движения грузов), роботизация операций (беспилотные грузовики и тележки), мониторинг операций, цифровой документооборот, обмен данными (например, резервирование времени работы оборудования). Ключевыми преимуществами являются увеличение пропускной способности и снижение времени на обработку грузов. Безусловные лидеры в этой сфере– контейнерные терминалы. Примерами таких проектов служит цифровизация терминалов FESCO – терминальная операционная система, «единое окно» для клиента, цифровой двойник порта, интеграция с ФТС и РЖД, а также платформа транспортно–логистических узлов РЖД – управление логистикой. Государство не регулирует вопросы цифровизации грузовых терминалов.
Городские и пригородные MaaS
Решения MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга) радикально повышают удобство пользования общественным транспортом и предоставляют данные, необходимые перевозчикам и госорганам. Функционал может включать планирование поездки, «привязку» поездки к конкретным рейсам, учет предпочтений пассажира, сопровождение поездки – учет изменений движения, инструкции пассажиру, средства оплаты проезда с учетом льгот и абонементов, управление маршрутами и графиком движения для организаторов перевозок, включая подачу по требованию. Драйверы MaaS: разгрузка городских дорог, легализация «серого» сегмента, снижение аварийности, предоставление возможности льготного проезда и безналичной оплаты. Примерами внедрения служат MaaS–решения компании «Датапакс» с «умной» оплатой по геолокации пассажира в Ярославле, Твери, Казани, Курске, Ижевске и пилотный проект на пригородном железнодорожном транспорте Казани. В Москве – это планирование маршрутов, сопровождение поездки, интеграция средств оплаты. Разработаны мобильное приложение «Яндекс.Карты»: планирование и сопровождение поездки; мобильные приложения «РЖД Пассажирам»: покупка билетов, расписание движения; оплата проезда через Сбербанк «Платежные решения» с интеграцией социальных льгот.
Агрегаторы такси
Появление агрегаторов в 2010–х стало возможных благодаря комплексу цифровых технологий, которые полностью изменили модель работы такси. Россия входит в число мировых лидеров в сфере таксомоторных перевозок во многом благодаря работе агрегаторов. Преимущества от работы агрегаторов такси получают пассажиры, перевозчики и государство. Доля заказов через агрегаторов растет и превышает 70%. Развивается функциональность агрегаторов: совместные поездки, подача такси в аэропортах. Государство заинтересовано в развитии агрегаторов такси, так как это снижает количество поездок на личных автомобилях, уменьшая нагрузку на дороги, сокращается холостой пробег автомобилей–такси, с их помощью контролируется качество услуг перевозки, снижается доля нелегальных перевозок.
В декабре 2022 года принят федеральный закон «О такси», который ввел правовой статус агрегаторов. В Москве в 2021 году запущена КИС «Аналитика работы такси» для мониторинга работы водителей. С 1 сентября 2023 года запущена ФГИС «Такси». Система обеспечивает сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений трех реестров: агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси.
Каршеринг
Бурное развитие каршеринга также стало возможным благодаря комплексу цифровых технологий. Москва – мировой лидер каршеринга: действуют 4 оператора с общим парком 30 тыс. машин. Каршеринг доступен уже в 22 крупных городах России. Новый вид городских перевозок выгоден пользователям (даже тем, кто может позволить себе покупку автомобиля) и городу (снижение нагрузки на дороги). Важнейший драйвер развития каршеринга – платные городские парковки. Операторы ввели рейтинги пользователей, что привело к снижению числа ДТП и большей дисциплине. Городские администрации стимулируют развитие каршеринга через субсидирование абонемента на парковку машин и субсидирование процентных ставок на обновление парка.
Отдельно надо сказать о каршеринге самокатов. На конец 2023 года в Москве действовали четыре компании с общим парком около 60 тыс. самокатов. В 2023 году в столице на самокатах совершили свыше 64 млн поездок – почти в 2,5 раза больше, чем в 2022 году. В России порядка 40 операторов и более 200 тыс. самокатов. Самокаты доказали свою «вандалоустойчивость» и удобство и заместили велосипеды как арендуемые СИМ. В 2022 году выручка компаний кикшеринга выросла на 64%, до 13,3 млрд руб. (по прогнозам, к 2025 году рынок увеличится в 3 раза). Продолжилась экспансия в регионы. В 2022 году на рынке кикшеринга введено государственное регулирование (вступило в силу с 01.03.2023): установлены понятие СИМ, ответственность, ограничения скорости и мест движения.
ИТС городских агломераций
Функционал включает мониторинг потоков (камеры, датчики интенсивности, распознавание номеров, выявление аварийных ситуаций), управление потоками («умные» светофоры, ситуационные центры, приоритизация машин экстренных служб и общественного транспорта), управление системой общественного транспорта (мониторинг, информирование пассажиров), управление городскими парковками, системы эксплуатации дорог (мониторинг состояния дорожного полотна, управление очисткой и освещением) и другое.
Ключевой драйвер – национальный проект «Безопасные качественные дороги». ИТС Москвы – наиболее развитая ИТС городской агломерации в России и один из мировых лидеров. Опыт ИТС Москвы переносится в другие регионы России. Примерами может служить ИТС в Твери, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, Казани, Нижегородской области, Сочи и других городах.
Приложения «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» де–факто являются сервисом ИТС и представлены во всех городах России, информируя водителей о пробках и предлагая оптимальный (при выбранных пользователем критериях) маршрут. Государство играет ключевую роль в развитии ИТС городских агломераций. Заказчиками внедрения и модернизации ИТС выступают городские и региональные администрации, а источником – бюджеты соответствующих уровней.
Цифровизация железнодорожных перевозок
Из–за масштаба РЖД программы цифровизации компании зачастую и формируют отраслевые тренды. Цифровизация железнодорожной транспортной инфраструктуры включает цифровое управление движением поездов на линейных участках и станциях, планирование перевозок, цифровизацию строительства и эксплуатации линейной инфраструктуры (применение BIM–систем на всех этапах жизненного цикла), построение станционных и перегонных сетей цифровой радиосвязи. Цифровизация подвижного состава включает: системы диагностики и самодиагностики подвижного состава, доверенную среду «Вагоны», доверенную среду «Тяговый подвижной состав», беспилотное вождение (проект «Ласточка» на МЦК протестировали в 2023 году, планируется к запуску на МЦК в 2024–м). Роль государства сводится к постановке перед ОАО «РЖД» целей по повышению эффективности системы железных дорог: увеличению провозной способности конкретных направлений и скорости движения грузов, согласованию тарифов перевозок.
Цифровизация морских и речных перевозок
Ее основные направления: цифровизация судовождения – электронные навигационные карты, системы поддержки решений, системы управления движением судов (СУДС); цифровизация диспетчирования – управление движением и расстановкой судов в портах и на водных путях, электронные обмен документами и оплата сборов; цифровизация эксплуатации сооружений и дноуглубительных работ.
Цифровое развитие инфраструктуры морских перевозок опережает показатель для внутренних водных путей. Главные проекты: в ФГУП «Росморпорт» – PortCall (регистрация судозаходов), «Портовые сборы», ситуационный центр, автоматизированные рабочие места для лоцманов, СУДС (совместно с Sitronics Group); в Росморречфлоте – электронные навигационные карты и «е–Навигация»; цифровизация инфраструктуры Севморпути – управление мореплаванием, обеспечение навигации, ледовое обеспечение, мониторинг экологической обстановки.
Цифровизация строительства
С 2022 года применение BIM стало обязательным при строительстве объектов в рамках госконтрактов. Цифровой мониторинг состояния сооружений проводится последние 12–15 лет и включает оборудование датчиками (тензометры, деформометры, датчики температуры и др.) и аналитическую обработку данных (включая сопоставление с данными с видеокамер, погодными условиями и др.). Оборудуются как новые строящиеся, так и эксплуатируемые объекты. Государство определяет требования к оборудованию сооружений системами мониторинга, софинансирует внедрение и эксплуатацию. «Цифровые двойники» инфраструктуры используются для собственных объектов (более 200 тыс. территориально распределенных устройств) и в интересах заказчиков помогают насытить объекты датчиками, подключить к системе связи. Это позволяет актуализировать цифровую модель объекта и в режиме реального времени оценивать состояние конструкций и оборудования, в том числе с применением ИИ. Основные драйверы этого – растущие требования к надежности и бесперебойности эксплуатации объектов капитального строительства.
Цифровизация льгот для пассажиров
Предоставление льготного/бесплатного проезда – важная составляющая пассажирских перевозок в Российской Федерации. Реализация прав большого количества льготных категорий пассажиров и различных вариантов льготных билетов, федеральных, региональных, отраслевых и корпоративных льгот невозможна как без поддержки государства, так и без современных цифровых технологий.
Необходимо также создание государственных сегментов ИТ–систем для подтверждения льготного проезда и автоматизации выплаты субсидий перевозчикам. Отдельная тема – интеграция коммерческих перевозчиков в систему городских (муниципальных) пассажирских перевозок для реализации льгот на коммерческих маршрутах. В 2023 году начата работа по созданию портала субсидированных перевозок (ПСП) для подтверждения права пассажира на приобретение субсидированного авиабилета.
* * *
В области цифровизации транспортного комплекса сделано уже немало. «Цифра» идет дальше, и планы на перспективу до 2030 года большие. Некоторые из них кажутся фантастичными, но так же воспринимались несколько лет назад действующие сегодня технологии. Время показало, что для цифровых технологий практически нет ничего невозможного.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.