Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Парадигма ИТ: качество жизни – эффективность – безопасность

 |  IT-технологии

Выборы Президента России, до которых осталось несколько дней – хороший повод для того, чтобы подвести итоги работы, проведенной за последние годы, и поговорить о достигнутом. Генеральный директор подведомственного Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов рассказывает о том, что дает обычному россиянину: пассажиру, водителю, грузоотправителю или перевозчику – процесс цифровизации транспортного комплекса.

– Илья Владимирович, вы возглавляете предприятие, которое традиционно находится в авангарде внедрения цифровых технологий на транспорте. Какова главная цель, ради чего прилагаются такие усилия и тратятся серьезные ресурсы?

– В действительности за внедрением новых цифровых технологий всегда стоит человек. Как подведомственное предприятие Минтранса России нас в первую очередь заботит, чтобы этому человеку было безопасно и комфортно при решении его транспортных и логистических вопросов – будь то рядовая поездка или сложный процесс отправки груза. Это же отражено в основной уставной цели деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей в части информационных технологий на транспорте. Все решения и проекты, в реализации которых принимает участие ЗИТ (прим. ред. – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»), в итоге нацелены на улучшение качества жизни людей, на повышение эффективности бизнеса, на обеспечение безопасности.

– Когда речь идет о транспортном комплексе, то для человека очевидным достижением может являться создание новой инфраструктуры, например, открытие новой дороги или аэропорта. Вы сможете привести такие же примеры из сферы цифровых технологий?

– Мне кажется, что хорошим примером служит ГИС ЭПД – Государственная информационная система электронных перевозочных документов, которая была введена в эксплуатацию в 2022 году и с того времени активно развивается. Минтрансом России совместно со многими федеральными ведомствами была проведена существенная работа по подготовке необходимой нормативной базы и внедрению новых процедур, а разработчиком системы и ее техническим эксплуатантом выступило ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». ГИС ЭПД положила начало переходу на электронный документооборот в грузовых перевозках. Это – та же самая инфраструктура, цифровая инфраструктура, о которой вы упоминали в примере с дорогой или аэропортом, основа, на базе которой уже сейчас появляются новые удобные сервисы, инструменты и услуги, меняющие жизнь простого человека.

Мне, длительное время проработавшему в авиации, близка аналогия с переходом на электронные билеты в пассажирских авиаперевозках, который мы наблюдали десяток лет назад. Сейчас уже немногие вспомнят бумажный билет на самолет – такую купонную книжку с отрывными страницами, ведь для современного человека покупка билета на самолет – это несколько нажатий в телефоне и письмо в электронной почте о регистрации на рейс. А ведь именно появление электронного билета изменило всю индустрию, привнесло новый уровень комфорта для потребителя, ранее недоступные формы отношений между участниками, послужило катализатором для появления новых бизнесов и услуг.

Электронный документооборот в грузовых перевозках имеет не меньший потенциал, он упрощает и повышает прозрачность взаимодействия не только между участниками перевозки, но и между государством и бизнесом, способствует снижению временных, трудовых и финансовых издержек в сфере грузоперевозок. Уже сейчас компании, внедряющие электронные перевозочные документы, отмечают повышение эффективности своих бизнес-процессов – это и сокращение времени на подтверждение первичной документации, и ускорение расчетов, и возможность пройти дистанционный медосмотр при оформлении электронного путевого листа, а также повышение прозрачности операций как для менеджмента, так и для контрольных органов. Уже сегодня миллионы перевозок стали эффективнее благодаря новой цифровой инфраструктуре.

А еще ГИС ЭПД помогает заботиться об окружающей среде: уменьшать неэффективное перемещение автомобильного транспорта, снижать вредные выбросы в атмосферу. Отказ от печати бумажных документов ведет к сокращению вырубки деревьев и сохранению лесов. Эту экологическую составляющую мы даже взяли за основу для одного из наших стендов на международной выставке-форуме «Россия», где посетителей, среди которых много детей, встречает необычный гид – трехмерная движущаяся голограмма колонка, уникального зверька, обитающего в лесах Дальнего Востока и Предуралья.

– Технологический суверенитет, импортозамещение – новые термины, которые встречаются обывателю все чаще. Расскажите о работе, которую предприятие ведет в этом направлении.

– Термину «импортозамещение» я лично предпочитаю термин «импортонезависимость», так как он более четко отражает суть происходящих изменений. Весь комплекс мероприятий должен обеспечить устойчивое функционирование информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Государством проводится последовательная политика в этой сфере, обеспечена нормативная и методическая база, принят ряд важнейших документов, таких как Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем впервые было введено понятие реестра отечественного программного обеспечения, были определены условия для приоритетного выбора отечественных продуктов при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Конечно, вы помните, что это ограничительное регулирование было введено не случайно, а в рамках санкционного противостояния после принятия Крыма в состав РФ в 2014 году и, безусловно, было нацелено на обеспечение безопасности в самом широком смысле этого слова: и информационной безопасности, и технологической безопасности, и экономической безопасности.

Был издан Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который не только ввел запрет на приобретение иностранного ПО, но и впервые установил запрет на использование иностранного ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

В стране сформирована структура управления, направленная на ускорение разработки независимых отраслевых решений – индустриальные центры компетенций (ИЦК), представляющие отраслевых заказчиков решений. В ведении ИЦК находится реализация особо значимых отраслевых проектов. Также была создана сеть отраслевых центров компетенций (ОЦК), которые оказывают методическую поддержку организациям каждой отрасли. ОЦК в транспортной отрасли был создан в 2022 году на базе нашего предприятия.

Напомню, что организации транспортной отрасли, в структуре которых есть значимые объекты КИИ, в соответствии с требованиями законодательства должны осуществить переход на российское программное обеспечение до 1 января 2025 года. Наш ОЦК осуществляет всестороннюю поддержку этого процесса: проводит методическую работу по вопросам импортозамещения и категорирования объектов КИИ, при поддержке Минтранса России организует семинары с регионами и региональными предприятиями. В центре организована горячая линия по телефону и электронной почте для поддержки специалистов, отвечающих на местах за вопросы импортозамещения. Эта работа, в том числе, позволяет за счет обмена опытом ускорять выполнение планов, в особенности среди небольших предприятий.

Помимо методической работы центром установлены партнерские отношения с большим числом отечественных разработчиков отраслевого программного обеспечения и оборудования. Прямой диалог очень важен для тестирования разработок, подбора отечественных аналогов для замещения иностранных ИТ-решений, поэтому наш ОЦК проводит технические вебинары с участием организаций транспортной отрасли и производителей отечественного программного обеспечения и оборудования.

– Спрос на отечественные решения в ИТ существенно возрос. А ведет ли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» разработку собственных программных продуктов, и как они влияют на жизнь обычных граждан?

Спасибо за этот вопрос. Да, действительно, в последнее время потребность в отечественных программных продуктах возросла, и упомянутый мной ранее механизм индустриальных центров компетенции (ИЦК), представляющий отраслевых заказчиков, в том числе способствует ускоренному появлению новых отраслевых решений. Так, один из наших проектов, начатых в 2021 году – информационная система «Авиационная сервисная платформа» (АСП) – был принят ИЦК «Авиационный транспорт». В условиях, когда иностранные операторы услуг по передаче авиационных сообщений покинули рынок Российской Федерации, наша система обеспечила необходимую авиакомпаниям функциональность. Благодаря поддержке Минтранса России и ПАО «Аэрофлот», как опорного заказчика, в очень сжатые сроки были разработаны необходимые сервисы платформы.

Как же АСП соприкасается с гражданином? Допустим, что вы – пассажир российской авиакомпании. Практически любое ваше решение – будь то резервирование конкретного места в самолете или сдача багажа – сопровождается специальным сообщением, которое отправляют и получают причастные участники перевозочного процесса. От того, насколько этот информационный поток организован, зависит, например, не окажется ли у вас неожиданного «конкурента» на ваше место в салоне и прилетит ли ваш багаж вместе с вами в нужное место в нужный час. То есть вновь мы возвращаемся к парадигме «качество жизни – эффективность – безопасность».

В то же время Авиационная сервисная платформа – не единственных продукт, выведенный на рынок предприятием, и механизм ИЦК – не единственный возможный путь к заказчику. В конце 2023 года ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» представило систему «ОПТУРАН», предназначенную для оптимизации процесса планирования водителей и транспортных средств в области общественного пассажирского транспорта с применением передовых инструментов дискретной математики и искусственного интеллекта. На первый взгляд, назначить водителей и технику для всех маршрутов – несложная задача. Однако, заметьте, при этом нужно учесть буквально все: режим работы и отдыха водителей, распределение нагрузки, гарантирующее сотрудникам социальную справедливость по таким показателям, как зарплата, премия, возможность заранее спланировать отпуска и многое другое. Используя традиционный ручной процесс так называемой занарядки, сделать план работы устойчивым, справедливым, эффективным – практически невозможно. Невозможно для человека, а вот системе «ОПТУРАН» вполне по силам.

Итак, какие мы получим результаты от внедрения системы? Первое – это улучшение качества жизни и водителей, и пассажиров: довольный, отдохнувший водитель равняется счастливый пассажир. Второе – повышение эффективности бизнеса: потенциальный ежегодный эффект для предприятий может составить 10-15% за счет сокращения трудозатрат на непосредственно планирование, снижение объема переработок и работы в выходные дни, снижение простоев транспортных средств и аварийности благодаря равномерному распределению нагрузки между водителями. Два эти пункта в совокупности ведут к третьему – обеспечению безопасности всех участников процесса перевозки – пассажиров, водителей, пешеходов, водителей и пассажиров других транспортных средств и так далее. «ОПТУРАН» – именно то звено в комплексной задаче по достижению импортонезависимости, где переход на отечественные решения обеспечивает эффективность для бизнеса.

В целом, разработка отраслевых решений – сложная и ресурсоемкая задача, где предприятие, осознавая свою ответственность перед отраслью, продолжает инвестировать в развитие систем и качество построенных защищенных сетей передачи данных.

– Выборы Президента России – уже через несколько дней. В этом году стало доступным и дистанционное голосование. Как вы считаете, многие выберут возможность проголосовать онлайн?

– Выборы Президента – это событие, определяющее вектор развития страны на годы вперед. Я считаю, что по столь важному вопросу проголосовать нужно обязательно, и этот выбор должен быть абсолютно осознанным.

Безусловно, для многих поход на избирательный участок – это традиция, часто семейная. При этом в нашей профессии мы давно привыкли все делать онлайн. Мы и сами проектируем новые сервисы, которые позволяют гражданам ежедневно решать их вопросы дистанционно. Для себя я выбрал онлайн голосование, как наиболее удобное. Знаю, что многие мои коллеги также выбрали дистанционный вариант голосования и замечательно, что у нас есть такая возможность.


просмотры:

1560

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться