Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вас узнают по лицу

 |  IT-технологии

 Как работает оплата по биометрии и насколько это безопасно?

Что такое Face Pay

Face Pay («Фейс пэй») – это система распознавания, которая позволяет оплачивать проезд в метро с помощью лица. Сервис является полностью российской разработкой, которую Московский метрополитен интегрировал в свои действующие цифровые системы.
Тестировать сервис в столице начали осенью 2019 года на нескольких станциях, а уже в октябре 2021 года он заработал на всех станциях метро в Москве. С сентября 2022 года он стал доступен при проезде на Московском центральном кольце (МЦК).
Оплата по лицу существенно экономит время, что особенно ценно в метро в часы пик. Однако у пассажиров есть выбор, пользоваться Face Pay или платить за проезд более привычными способами – «Тройкой», социальной или банковской картой.
Камеры с функцией распознавания лиц использовались в метро и ранее для оценки пассажиропотока и обеспечения безопасности. По данным Департамента транспорта Москвы, за несколько лет с помощью этой системы было задержано более 2,7 тыс. преступников, находящихся в федеральном розыске.
В январе 2023 года сервис Face Pay получил название на русском языке – «Система биометрической оплаты».
Такой вариант поддержало большинство москвичей (более 21%) по итогам голосования в «Активном гражданине», в котором участвовало свыше 195 тыс. человек.

Как работает Face Pay

Технология Face Pay основана на аутентификации человека по биометрическим данным его лица.
Биометрический дескриптор, то есть особенности лица, такие как расположение носа, кривизна надбровных дуг, расстояние между зрачками, считается уникальным и практически не меняется с возрастом, если не было критических изменений во внешности (например, серьезного челюстно–лицевого хирургического вмешательства).
В базе данных хранятся не фотографии пассажиров, а дескрипторы, причем в зашифрованном виде. Во–первых, так данные занимают намного меньше места, во–вторых, скорость их обработки многократно возрастает,
в–третьих, это надежнее защищает информацию.
Таким образом, камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.

Подобрать дебетовую карту

К уникальному цифровому ключу привязывается банковская карта. Во время прохода камера считывает не изображение лица, а дескриптор и сравнивает его с цифровыми отпечатками из базы данных. Точность распознавания приближается к 100%–ной, но не равна ей. Это сделано умышленно, иначе при косметических изменениях во внешности (смене прически или макияжа, появлении бороды) система уже начнет ошибаться.
При этом разработчики уверяют, что у близнецов проблем с использованием сервиса не возникнет, так как у них есть минимальные отличия во внешности, не видимые человеческому глазу, но заметные для системы. При сканировании лицо разбивается на множество связанных между собой точек. В ходе анализа сравниваются все соотношения, благодаря чему эти отличия и обнаруживаются.
После того как система «узнает» человека, запрос с ключом подтверждения отправляется на обработку в банк. При оплате деньги списываются с привязанной банковской карты, но «Тройка» для корректной работы сервиса тоже нужна. В ближайшее время должна появиться возможность привязывать к Face Pay социальные карты и льготные проездные билеты.

Как подключить Face Pay

Чтобы система могла распознавать биометрические данные пассажира, их в нее сначала нужно загрузить. Для подключения к сервису Face Pay понадобится смартфон и немного времени, чтобы проделать следующие шаги:
1. Установить приложение «Метро Москвы» (доступно в Google Play, AppGallery и App Store).
2. Войти в «Кабинет» (кнопка находится в нижней части экрана) с помощью проверочного кода из СМС, установить пароль для дальнейшего входа в систему (без него доступ к Face Pay будет ограничен).
3. В разделе «Мои карты» добавить транспортную карту «Тройка».
4. В разделе «Face Pay» сдать биометрию, соблюдая следующие требования:
– снять головной убор, маску, убрать волосы от лица;
– линзы очков не должны скрывать глаза и давать блики;
– фотографироваться при достаточном освещении в анфас, смотря прямо в камеру;
– лицо на фото должно занимать 70–80%.
5. В этом же разделе привязать банковскую карту, с которой будет списываться плата за проезд. Подойдет карта любой платежной системы, но она обязательно должна поддерживать технологию защиты платежей 3d secure.
6. Дождаться сообщения об успешном подключении.
Обратите внимание. Процедуру регистрации лучше пройти перед поездкой заранее, так как подтверждение может занять несколько часов. На сайте «Мосметро» предупреждают: если нужно вернуться к привычным способам оплаты проезда банковской картой или «Тройкой», следует отключить Face Pay через личный кабинет.

Как оплачивать проезд через Face Pay

Пройти в метро по Face Pay можно через специальные турникеты, оборудованные «умными» камерами. Найти нужное устройство помогут круглые черные стикеры «Оплата по биометрии», наклеенные как на сам турникет, так и на полу перед ним.
Рекомендуется снять головной убор и убрать от лица все, что мешает его распознаванию (хотя проходить удается и в капюшоне, и даже с маской на лице). Для сканирования нужно встать на черный круг и посмотреть в установленную на турникете камеру. Процедура займет несколько секунд, после чего загорится зеленый свет и откроются створки для прохода.
Обратите внимание: плата за проезд взимается с некоторой задержкой. Если во время фактического списания на карте окажется недостаточно средств, она попадет в стоп–лист.

Плюсы и минусы Face Pay

У системы оплаты проезда в метро «лицом» есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы Face Pay:
– самый быстрый способ оплаты;
– работает на всех станциях московского метро и МЦК;
– «проездной» всегда при себе.
Минусы Face Pay:
– нужно заранее завести биометрические данные в сервис, привязывать банковскую карту и «Тройку»;
– нет на наземном транспорте и Московских центральных диаметрах, МЦД (на данный момент);
– нельзя привязать социальную карту и льготные проездные (на данный момент).

Насколько безопасна оплата «лицом»

На официальном сайте Московского метрополитена на странице, посвященной Face Pay, сообщается: «Биометрические данные пользователей хранятся в зашифрованном виде на защищенных серверах в соответствии с требованиями законодательства РФ».
Как именно обеспечивается безопасность персональных данных пассажиров, разъяснял заммэра Москвы, руководитель столичного Дептранса Максим Ликсутов. По его словам, биометрия безопаснее и надежнее, чем оплата банковской картой.
Хакерам нет особого смысла красть информацию, так как используется принцип разделенного хранения. Платежные данные пользователей находятся в банке, они защищены по строгому банковскому протоколу безопасности в соответствии с требованиями законодательства.
Зашифрованные обезличенные биометрические ключи хранятся отдельно от персональных данных на других защищенных серверах. Технология принадлежит Правительству Москвы, а все серверы расположены на территории России.
Процессинг по банковским картам осуществляется через Национальную платежную систему, банком–эквайером выступает ВТБ.
Мнения экспертов по поводу безопасности разделились: одни считают, что у системы все–таки есть уязвимости и в плане хищения данных, и в плане вывода из строя, другие уверены, что данные системы хорошо зашифрованы и защищены.

Дальнейшее развитие технологии

По данным пресс–службы Московского метрополитена, ежедневно по Face Pay совершается около 120 тыс. проходов, а за 2022 год пассажиры воспользовались сервисом 32 млн раз.
Пока этот способ оплаты занимает небольшую долю относительно общего объема проходов в метро, но Дептранс Москвы ожидает, что со временем оплачивать проезд по биометрии будут около 15% пассажиров.
Постепенно технология станет доступна на всех видах городского транспорта. В настоящий момент тестирование Face Pay с участием реальных пассажиров уже ведется на московском наземном транспорте. В планах запуск бесконтактной оплаты проезда по биометрии на МЦД, «Аэроэкспрессе» и речном транспорте.
При этом городские власти намереваются постепенно внедрять возможность оплаты по биометрии повсеместно.

«Банки.ру»/Фото ТАСС


просмотры:

603

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться