Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Компьютерное зрение» без отклонений

 |  IT-технологии

Опыта внедрения ИТС на дорогах Пермскому краю не занимать.

Орел и Рязань, Ульяновск и Калуга, Пятигорск и Тюмень. А теперь Пермь. Такова география ежегодной конференции–выставки «ИТС регионам». Ее цель – обобщить опыт работы в части развития цифровых технологий на транспорте и в дорожной отрасли, внедрения ИТС в регионах России, развития там транспортной инфраструктуры.

На площадке конференции были представлены новейшие разработки в области ИТС 37 регионов Российской Федерации. Участие в мероприятии приняли более 350 экспертов в области цифровизации.
Конференция прошла при поддержке и участии правительства Пермского края, Министерства транспорта РФ, Госдумы РФ, Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ», отраслевых объединений, экспертного и бизнес–сообществ.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов отметил, что конференция «ИТС регионам» – уникальная площадка для обсуждения тенденций развития ИТС в России. Конференция призвана содействовать ускорению развития ИТС в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», развитию и реализации ключевых цифровых инновационных проектов и технологий в субъектах Российской Федерации.
Подведению итогов реализации национального проекта на территории Пермского края за 2023 год и планам на 2024 год посвятил свою презентацию министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков.
Первые этапы цифровизации транспортной отрасли в регионе начались более 15 лет назад силами краевых и городских властей. Постепенно внедрялись светофорное управление,
видеонаблюдение, мониторинг параметров транспортного потока. Сегодня весь общественный транспорт межмуниципальных маршрутов и столицы Прикамья подключен к системе навигационного контроля, единой системе оплаты проезда и учета пассажиропотока. Все это дает возможность получать всю необходимую информацию для учета и анализа эффективности маршрутной сети и при необходимости принимать управленческие решения.
В числе реализуемых сегодня в рамках нацпроекта БКД такие проекты, как «Региональная и местная дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения», «Развитие общественного транспорта» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В минувшем году на реализацию этих проектов на территории Пермского края было потрачено 10,1 млрд руб. Из них 5,8 млрд руб. из федерального бюджета и 4,3 млрд руб. из регионального бюджета. Освоение средств – 100%.
В 2023 году были построены и приведены в нормативное состояние 92 объекта дорожной инфраструктуры. Движение транспорта в Пермской агломерации стали контролировать 334 детектора транспорта. Они предназначены для оценки загруженности на дорогах по часам, полосам и направлениям движения. Благодаря данным по трафику власти могут корректировать организацию движения и режимы работы светофоров. Датчики распознают номера и марки автомобилей, что помогает в поиске угнанных машин.
Благодаря реализации регионального проекта «Безопасность дорожного движения» в 2023 году на дорогах Пермского края были установлены и действуют различные элементы безопасности: оборудованы 83 пешеходных переходов, установлены 2,28 тыс. пог. м барьерного и пешеходного ограждения, 1,15 тыс. дорожных знаков, более 1,5 тыс. сигнальных столбиков, на аварийно опасных участках установлены 10 шериф–балок, нанесены более 2 тыс. шумовых полос и свыше1,4 тыс. кв. м. линий горизонтальной дорожной разметки краской и термопластиком со светоотражающими элементами. В минувшем году реконструировали 9 км трамвайного пути, парк общественного транспорта Перми пополнился 30 односекционными трамваями и 16 электробусами. Транспортные средства укомплектовали новый автобусный маршрут, который связал развивающийся микрорайон «Ива» с центральной частью города и железнодорожным вокзалом Пермь–2. На все эти работы было потрачено 16,2 млн руб. из регионального бюджета.
В рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» осуществлялось создание модуля управления ИТС для ЧС, контроля за складывающейся дорожно–транспортной обстановкой с автоматизированным выявлением и обработкой инцидентов. Осуществлена модернизация системы мониторинга транспортных потоков в части введения в эксплуатацию компонентов «компьютерного зрения», с помощью которой планируется определять инциденты на дороге и оповещать оператора для принятия решения. Проведено оснащение системы УДС 172 детекторами с функцией распознавания ГРЗ, 162 детекторами с определением разъездов на перекрестке с помощью искусственного интеллекта, 4 видеокамеры подключены к «компьютерному зрению».
Полученный эффект от внедрения ИТС позволил краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» отказаться от ранее используемого ПО. Теперь контроль за работой подрядчиков по содержанию дорог, а также процессы управления дорожной деятельностью осуществляются благодаря единой платформе управления транспортной системой Пермской городской агломерации (ЕПУТС ПГА). Помимо этого, ЕПУТС ПГА позволяет централизованно в одном рабочем окне диспетчерам ЦБДД, сотрудникам МВД следить за ситуацией на улично–дорожной сети и, следовательно, повышать скорость реагирования на инциденты.
Расширились зоны покрытия улично–дорожной сети детекторами транспорта на 63%, видеокамерами – на 42%, обеспечена возможность управления 110 светофорными объектами на основании оперативных данных о дорожной обстановке, а применение технологий искусственного интеллекта (в том числе «компьютерного зрения») до 40% повысило точность построения транспортных моделей, которые являются инструментом принятия решений по организации дорожного движения.
Применение технологий искусственного интеллекта (адаптивное управление светофорными объектами) на трех перекрестках по автодороге Пермь – Усть–Качка позволило сократить транспортные задержки по времени до 60%, а также уменьшить количество ожидающих транспортных средств.
Еще несколько важных показателей по цифровизации транспортного комплекса Пермского края: индекс цифровой зрелости общественного транспорта региона на конец 2022 года был равен 90%, к концу 2023 года он составлял 95%, а сегодня 95% транспортных средств региона оснащены системами безналичной оплаты проезда, движение по маршруту на картах можно определить у 98% транспортных средств, 92% транспортных средств оснащены системами видеофиксации.
В планах на 2024 год – ввод в эксплуатацию двух функцио-нальных модулей ЕПУТС ПГА: управления движением общественного транспорта и транспортного прогнозирования и моделирования, – а также интеграция инструментальной подсистемы «Весогабаритный контроль». Кроме того, региональная и местная дорожная сеть пополнится 46 объектами, на 68 пешеходных переходах будет установлено необходимое оборудование. Предусмотрена также установка 1170 дорожных знаков и нанесение более 1400 тыс. кв. м линий горизонтальной дорожной разметки краской и термопластиком со светоотражающими элементами. Планируется также реконструировать 18,3 км трамвайных путей, поставить 7 односекционных трамваев и завершить строительно–монтажные работы на 7 тяговых подстанциях. На все эти работы предусмотрено 6,7 млрд руб., из которых 4,1 млрд руб. из федерального бюджета и 2,6 млрд руб. из бюджета регионального.
Одним из значимых событий конференции «ИТС регионам» стала презентация компанией ПАО «Ростелеком» уникальной ИТС, действующей в Прикамье. Решение внедрено по заказу Центра безопасности дорожного движения и при поддержке министерства транспорта Пермского края. Система функционирует на территории городской агломерации в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и направлена на повышение безопасности дорожного движения и улучшения транспортной инфраструктуры. В нее входят дополнительные сервисы по оценке работы общественного транспорта региона, а также мониторинг и анализ нагрузки на дорожную инфраструктуру грузового транспорта. Все эти данные обеспечивают специалистов точной картиной движения машин на дорогах края. Результатом проекта ИТС стало снижение количества ДТП и загруженности основных магистралей.
– Для Пермского края внедрение интеллектуальной транспортной системы стало ключевым событием цифровизации региона в целом, – отметил директор Пермского филиала ПАО «Ростелеком» Ильдар Фахрутдинов. – В 2022 году стартовал первый этап построения и внедрения единой платформы управления транспортной системой. Для этого было разработано полностью отечественное решение. В конце 2023 года стартовал второй этап развития платформы. Сейчас идет установка дополнительных модулей и интеграция новых информационных решений, которые улучшают работу общественного транспорта и систему по оплате парковок.
Система помогает в реальном времени собирать и обрабатывать информацию, полученную с детекторов, находящихся на главных улицах города. Также ИТС автономно изменяет периодичность сигнала светофора, оптимизируя работу транспорта и уменьшая заторы на дорогах.
Красноречивым свидетельством богатого опыта Ростелекома является создание им региональных платформ управления транспортной отраслью страны. Так, в 23 городских агломерациях созданы и ведутся работы по внедрению интеллектуальных транспортных систем. В 2023 году построены 500 комплексов фотовидеофиксации (ФВФ). Всего установили 5978 комплексов ФВФ в 63 субъектах РФ, в 18 регионах ведутся техническое обслуживание и эксплуатация комплексов фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. В 34 субъектах Российской Федерации построили 193 автоматических пункта весового и габаритного контроля.
Результаты внедрения ИТС:
– единая платформа управления транспортными системами позволяет эффективно управлять транспортной инфраструктурой города;
– рост пропускной способности улично–дорожной сети составил до 20%;
– рост средней скорости движения транспортных средств – до 15%;
– до 25% снизились аварийность и число нарушений ПДД;
– увеличились поступления в дорожный фонд региона для финансирования дорожной деятельности.
В перечень регионов, где все эти показатели имеют место, помимо Пермского края входят Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Алтайский и Ставропольский края, Белгородская и Владимирская области.
С учетом полученного опыта и имеющихся инновационных решений регионам предлагается не снижать темпа реализации проектов ИТС в 2024 и 2025 годах, используя региональные средства дорожных фондов, распространить существующую методику реализации проектов по ИТС на агломерации свыше 150 тыс. населения.
Ростелеком готов помочь с внедрением наиболее перспективных решений и цифровых платформ в регионах для максимальной эффективности вложения средств с целью реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»


просмотры:

721

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться