Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Цифра делает жизнь людей проще

 |  IT-технологии

Эксперты обсудили вопросы цифровизации транспортного комплекса и развития беспилотных технологий на транспорте.

Цифровые технологии врываются в нашу повседневную жизнь, и то, что вчера казалось смелой мечтой, сегодня становится обыденностью. Какое будущее ждет транспортную отрасль?
На дорогах появляются беспилотные грузовики, доставляющие грузы, а на городских улицах деловито спешат робокурьеры. В работу крупных логистических центров и портовых терминалов внедряются роботизированные технологии. Бум беспилотных технологий стремительно развивается и в сфере судоходства. Беспилотная авиация становится средством последней мили.
На форуме «Россия» (ВДНХ) в рамках недели технологического лидерства, посвященной транспортной мобильности, прошел тематический день «Технологии на транспорте». Организаторами мероприятия выступили Минтранс России и Минпромторг России. Участники пленарной сессии обсудили перспективы цифровизации транспортного комплекса и развития беспилотных технологий на транспорте, рассказали о цифровых инструментах для развития городского и общест-
венного транспорта, а также о цифровой инфраструктуре для достижения технологического суверенитета в транспортной отрасли.
Модератор мероприятия – директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова отметила, что большинство задач, предусмотренных национальным проектом «Цифровая экономика», удалось решить, но новый национальный проект «Экономика данных» ставит новые задачи. С ее точки зрения, существенный вклад в развитие цифровых технологий на транспорте за последние годы внесли Государственная информационная система электронных перево-
зочных документов (ГИС ЭПД) и проекты по разработке всех видов беспилотного транспорта на суше, воде и в воздухе.

С цифрой по жизни

Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов рассказал о новых транспортных цифровых технологиях, существенно упрощающих жизнь людей. «Думаю, никто уже не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает за наличные, не берет бумажные квитки, чтобы положить в карман, не оплачивает наличными проезд в городском транспорте, не передает кондуктору деньги. Мы даже продукты домой заказываем через курьера, в магазин не ходим», – сказал он.
Дмитрий Баканов напомнил, что в июне 2023 года в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» состоялся запуск движения беспилотных магистральных тягачей КамАЗ–54901 по федеральной трассе М–11 «Нева» для перевозки грузов по маршруту Санкт–Петербург – Москва – Санкт–Петербург. Беспилотные грузовики оснащены системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. В первый рейс вышли четыре цифровых магистральных тягача. Сейчас уже 15 машин работают в режиме 24/7, то есть ограничения, связанные с режимом труда и отдыха водителей, на эту технику не распространяются.
Проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России, и технологические, организационные и бизнес–решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально–правового режима на М–11, лягут в основу будущих транспортно–логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
В этой связи Дмитрий Баканов призвал участников рынка инвестировать в развитие грузовой логистики, поскольку использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования позволит повысить безопасность движения, будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, сократит издержки на оплату труда водителей и расходы на топливо.
Но этим проектом беспилотное вождение не ограничивается. В настоящее время в реестре Росавиации порядка 100 тыс. БПЛА, выполнивших в 2023 году 175 тыс. полетных заданий. На МЦК начнут курсировать беспилотные «Ласточки», на первых порах с машинистом в кабине, с 2026 года – уже без машиниста, когда оператор будет осуществлять управление дистанционно. В декабре прошлого года был дан старт автономному судовождению между Балтийском и Усть–Лугой силами двух паромов – «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский».
Благодаря тому, что Минтранс России в 2022 году предоставил основным игрокам отрасли возможность перейти на отечественные решения, все российские авиакомпании стали использовать российские системы бронирования. С 1 ноября 2022 года по настоящее время оформлены порядка
150 млн билетов (99,9% рынка). Создание авиационной сервисной платформы для обмена телеграфными сообщениями позволило подключить 12 российских и 13 иностранных аэропортов, а также 56 авиакомпаний. За время работы системы переданы более 70 млн сообщений.
ОАО «РЖД» также перевело систему покупки билетов на отечественные технологии, а система «ЭТРАН» позволяет обмениваться перевозочными документами на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по всей территории Российской Федерации.
Еще один яркий пример упрощения и улучшения предоставления услуг для граждан – создание портала субсидированных перевозок, благодаря чему уже 1,5 млн пассажиров оформили авиабилеты в электронном виде с учетом всех субсидий. В дальнейшем эта услуга будет внедрена на всех видах транспорта, при этом особое внимание будет уделяться таким категориям пассажиров, как участники СВО и их родственники, сказал Дмитрий Баканов.
Еще одно важное направление – запуск дистанционных медицинских осмотров водителей. Если раньше эта процедура могла занимать до двух часов, то сейчас – несколько минут. Путевой лист и маршрутное задание формируются автоматически и также дистанционно проверяются государственными контрольными органами.
Внедрение цифровых технологий способствовало реформированию отрасли таксомоторных перевозок. Впервые за 20 лет произошел кардинальный пересмотр правового регулирования этой сферы автоперевозок. Запущены 12 государственных услуг, в том числе самые массовые из них – выдача, приостановка и продление лицензий. Поданы и обработаны более 75,5 тыс. заявлений.
Была создана Федеральная государственная информационная система легковых такси –
ФГИС «Такси», обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из трех реестров: агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Разработчиком и оператором системы стало ФГБУ «СИЦ Минтранса России». «Система помогает определять легальность перевозок. Из 20 млн граждан, пользующихся услугами такси ежемесячно, каждый десятый пассажир с помощью этой системы определяет легальность перевозки. Все эти меры направлены на «обеление» рынка и безопасность перевозок», – заявил заместитель министра транспорта РФ.
По словам Дмитрия Баканова, важным элементом цифровизации транспортной отрасли станет создание Национальной цифровой транспортно–логистической платформы «ГосЛог» («Государственная логистика»), которая включает цифровые продукты, государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также совокупность правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с перевозками. Таким образом, будут обеспечены сквозная прослеживаемость и мультимодальность перевозок грузов.
Поскольку 70% населения нашей страны пользуются общественным транспортом, регулировать эту сферу будет пассажирская цифровая платформа, которая призвана решать следующие задачи:
– мониторинг горэлектротранспорта, позволяющий в режиме онлайн получать информацию о состоянии подвижного состава;
– управление льготными перевозками;
– контроль за пассажирскими межрегиональными перевозками, которые сегодня зачастую находятся в «серой» зоне.
Мониторинг осуществления перевозок пассажиров направлен на «обеление» рынка автобусных перевозок и своевременное обновление подвижного состава. Применение цифровых технологий в сфере пассажирского транспорта и внедрение электронной системы взаимодействия участников процесса будут способствовать эффективной борьбе с нелегальными перевозчиками, удовлетворению потребности пассажиров в качестве и безопасности проезда на общественном транспорте, повышению комфорта совершаемых поездок по маршрутам межрегионального сообщения.
Кроме того, в состав платформы будет входить федеральная навигационная информационная система, которая также в режиме онлайн позволит мониторить передвижение городского пассажирского транспорта.
Наконец, третий проект – цифровизация транспортно–экономического баланса, который будет являться механизмом отбора и приоритизации инфраструктурных проектов, а также формирования единой опорной транспортной сети. В цифровую платформу будут загружаться данные, и она на выходе покажет, насколько улучшится та или иная ситуация при появлении дополнительной транспортной инфраструктуры.

Совершенные дороги

В доверительном управлении ГК «Автодор» находятся порядка 5 тыс. км дорог, проходящих по территории, где проживает 55% населения страны. В целях безопасного, комфортного и быстрого проезда пользователей вся эта дорожная сеть оборудована интеллектуальными транспортными системами, разработанными по принципу технологической и импортонезависимости.
Заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Эркенова рассказала о преимуществах автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), направленной на предиктивное выявление дорожных событий, которые могут оказать негативное влияние на безопасность дорожного движения.
АСУДД состоит из нескольких компонентов:
– видеокамеры в режиме реального времени с применением машинного зрения осуществляют видеомониторинг сети дорог и выявляют такие события, как движение ТС задним ходом, остановка в неположенном месте, выход человека либо животного на проезжую часть;
– метеостанции осуществляют мониторинг более чем по 10 параметрам, начиная от температуры воздуха и заканчивая температурой дорожного полотна;
– детекторы транспорта фиксируют движение ТС и их параметры – скорость, тип, направление, позиционирование на полосе.
Все эти элементы интегрированы между собой, передают все параметры в программу АСУДД, где в зависимости от зафиксированных событий создается инцидент, и если этот инцидент влияет на безопасность, то инициируется выезд аварийных комиссаров на место. Параллельно с этим на придорожные табло выводится информация для остальных участников дорожного движения о необходимости корректировки скоростного режима.
По словам Виктории Эркеновой, совокупный эффект от внедрения АСУДД привел к 50–процентному сокращению аварийности.
Еще один пример использования цифровых технологий – система взимания платы, в том числе по технологии «Свободный поток». Ежегодно фиксируются порядка 300 млн транзакций, 3 млн персонифицированных клиентов – пользователей дорог, из которых
2,7 млн человек используют транспондер как средство регистрации и идентификации. При этом по одному транспондеру можно проехать по всем платным дорогам независимо от того, кто является оператором этой дороги. Все услуги можно получить онлайн.
«Система «Свободный поток» впервые была применена на ЦКАД, опыт был масштабирован и сейчас активно используется на дороге М–12», – проинформировала Виктория Эркенова.
Удобства для пользователей очевидны: отсутствие барьеров и пробок на пунктах оплаты; автоматическая идентификация транспортных средств; нет необходимости делать остановку или снижать скорость; возможность постоплаты.
Немаловажно и то, что «Свободный поток» снижает ущерб, наносимый окружающей среде. Ведь на трассах, оборудованных безбарьерной системой, не нужно обустраивать специальные площадки для пунктов взимания платы. Например, на М–12 благодаря «Свободному потоку» удалось сохранить территорию, равную 240 футбольным полям.
Применение системы «Свободный поток» позволило компании «Автодор» сократить на 44% капитальные затраты на стадии создания инфраструктуры, на 37% – эксплуатационные расходы. В результате скорость создания такой инфраструктуры при использовании подобных технологий увеличивается в 6 раз.
Благодаря системе «Свободный поток» время в пути для автомобилистов сокращается на 15%, а равномерный режим движения приводит к снижению расхода топлива и уменьшению вредных выбросов на 35%, что положительно сказывается на экологии.
ГК «Автодор» является участником федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры», сообщила Виктория Эркенова: «Благодаря тому, что наши дороги оснащены интеллектуальными транспортными системами, мы имеем возможность передавать на инфраструктуру беспилотника в машиночитаемом формате всю информацию для корректировки действий. При внедрении новых технологий на каждой новой дороге мы, имея соответствующий опыт, стараемся их сделать более совершенными».

Самый большой робот в мире

Генеральный директор концерна «Телематика» Алексей Нащекин рассказал об инвестициях в дорожные системы на основе искусственного интеллекта. Технологии, разрабатываемые и внедряемые компаниями, входящими в концерн, сфокусированы на таких стратегических областях, как интеллектуальные транспортные системы для городских агломераций и магистральных дорог; решения для платных автодорог; системы весогабаритного контроля; инфраструктура для «умных» дорог и подключенного транспорта; цифровизация железнодорожного транспорта; беспилотные мультимодальные грузовые автомобильные и железнодорожные перевозки, в том числе в рамках международных транзитных коридоров.
По словам Алексея Нащекина, решения концерна внедряются в 23 субъектах Федерации. «Современные автоматизированные предиктивные системы управления дорожным движением помогают уменьшить количество ДТП. Элементы системы «Умная дорога» сокращают время реагирования аварийных служб при спасении жизней; системы весогабаритного контроля, применяемые в десятках регионов, помогают экономить средства на дорожное строительство, – привел примеры Алексей Нащекин. – Такие элементы транспортно–логистической платформы, как системы пломбирования, электронной очереди, выдачи разрешений, создают основу для построения международных логистических коридоров».
Компания активно развивает беспилотное направление: сотни грузовиков работают на промышленных объектах.
Большой пласт работ ведется на железной дороге: разработаны и внедрены системы машинного зрения, диагностики, транспортной безопасности, интервального регулирования. Цифровая станция позволяет оптимизировать сотни операций. Современные диагностические комплексы полностью российского производства позволяют в режиме реального времени обеспечивать безопасность и надежность перевозочного процесса.
«Поставлена задача построить самого большого робота в мире. Совместно с ОАО «РЖД» и железнодорожной наукой мы сейчас объединяем огромное количество систем. С учетом того, что протяженность российских железных дорог 85 тыс. км, объединение в единое целое всех систем приведет к созданию единого искусственного интеллекта на железной дороге», – сказал Алексей Нащекин.
Генеральный директор ООО «Синара Алгоритм» Кирилл Колесников продолжил тему цифровизации на железной дороге. Одно из направлений компании связано с разработкой микро-
электроники, систем управления, диагностики, передачи данных для подвижного состава.
Например, один из проектов в области когнитивных технологий – блок распознавания и сопровождения препятствий (БРСП). «На рынке не было решения, которое можно было интегрировать в подвижной состав, мы разработали этот блок сами. Его также можно использовать для диагностики пути. Данный комплекс делает работу на путях более безопасной, способствует повышению эффективности», – пояснил Кирилл Колесников.

Из водителя – в операторы

Практика показывает, что в современных условиях ни один вопрос в транспортной отрасли сегодня невозможно решить без информационных технологий.
Генеральный директор ООО «ДелоТех» Борис Сопельник рассказал о терминальной операционной системе (TOS), которая превратилась в экосистему морских терминалов. «Основная проблема связана с очень высокой нагрузкой на склады, порты загружены контейнерами на 90% и более, что снижает эффективность работы всего порта. В этом году начали внедрять принципы искусственного интеллекта для оптимизации всех процессов, – сказал Борис Сопельник. – Ввиду нехватки кадров будем начинать пилотный проект по роботизированию порта, что предполагает удаленное управление кранами, где крановщик, находясь за компьютером в офисе, сможет управлять одновременно тремя кранами».
Технический директор ООО «Яндекс Беспилотные Технологии» Дмитрий Круглов предложил задуматься над тем, зачем вообще нужны беспилотные технологии в автомобильном транспорте. «Безусловно, в основе лежит желание с помощью искусственного интеллекта сделать управление автомобилем более безопасным. Но будет ли это замещение человека означать серьезный сдвиг в экономике, не приведет ли это к потере рабочих мест? Как ни странно, в ближайшие десятилетия этого опасаться не стоит, поскольку беспилотные технологии нацелены на закрытие острого дефицита водителей, который с каждым годом нарастает. И вся надежда на то, что нехватка людей будет компенсирована автоматизированными машинами, – уверен Дмитрий Круглов. – Мы ожидаем, что при достижении критической массы беспилотных машин на дорогах задача оптимизации трафика будет решаться намного проще».
Дмитрий Круглов подчеркнул, что благодаря действию у нас в стране уникального экспериментального правового режима (ЭПР от 09.03.2022 № 309, разрешающий пассажирские перевозки на беспилотных автомобилях, и ЭПР от 29.12. 2022 № 2495, разрешающий тестировать технологию автономного вождения на трассах) стало возможным развивать беспилотный транспорт.
На сегодняшний день парк автомобилей компании насчитывает более 100 ТС, которые с 2017 года проехали почти 30 млн км в беспилотном режиме. «Развитие беспилотных технологий сродни космической гонке, в которой могут участвовать только развитые страны, способные решать очень ресурсо– и наукоемкую задачу, – считает Дмитрий Круглов. – Серьезно этим занимаются США, Россия и Китай. Существуют разные подходы в этой области, где пока ни одна страна не достигла окончательного успеха. Мы прилагаем все усилия, чтобы первые беспилотные автомобили поехали именно в России».

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

602

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться