Спрос на приобретение ИТ–оборудования в лизинг растет.
Программа импортозамещения развивается во всех отраслях. Этому способствуют различные инструменты поддержки. Один из них – активно развивающийся льготный лизинг цифровых активов, благодаря которому реализуется переход на отечественное программное и аппаратное обеспечение. Эксперты прогнозируют рост спроса на приобретение ИТ–оборудования в лизинг на 20–30% в 2024 году по сравнению с прошлым годом.
В 2024 году порядка 54% отечественных компаний планируют увеличить бюджеты на информационные технологии. Дополнительное финансирование позволит использовать инновационное ПО и оборудование, повысив тем самым рентабельность бизнеса с одновременным повышением уровня кибербезопасности.
Поставки корпоративных ПК и серверов российского производства выросли более чем на 70%. За два года отечественные компании фактически полностью переориентировали закупки корпоративного ИТ–оборудования на решения локальных вендоров. Текущая суммарная доля локальных игроков оценивается на уровне 70–80%, и эта цифра продолжает расти.
Льготный лизинг цифровых активов ГТЛК, запущенный совместно с Минцифры России, реализуется в рамках принятой программы «Цифровой лизинг». Ключевая цель программы, стартовавшей в конце 2019 года, – поддержка российских производителей радиоэлектроники и вычислительной техники. Ее главное направление – переориентирование российского потребителя на отечественные технологии, содействие импортозамещению и поддержка цифрового суверенитета нашей страны. Таким образом, программа начала свою работу до введения полномасштабных санкций 2022 года и успешно развивается.
Реализация программы позволит российским разработчикам загрузить производственные мощности, расширить научную деятельность, создать новые рабочие места.
Льготный лизинг поможет сделать российскую радиоэлектронику более привлекательной в части соотношения цены и качества.
В предмет лизинга должны входить оборудование и ПО преимущественно российского происхождения.
Текущий срок действия программы – до 2024 года с продлением до 2030–го. За это время с использованием инструментов льготного лизинга реализуются 10 проектов по внедрению сквозных цифровых технологий. При этом доля оте-
чественных технологий в них 70% и выше.
Объем финансирования программы – 10,3 млрд руб. Государство инвестировало в программу 3 млрд руб. через уставный капитал ГТЛК, оставшиеся 7,3 млрд – коммерческие средства, которые компания привлекает на рынке. Фактически речь идет о кооперации государства и коммерческих структур, что позволит поддерживать отечественный сектор радиоэлектроники и ИТ не только за счет бюджета.
У программы есть и ограничения. Главное – в предмет лизинга должны входить оборудование и ПО преимущественно российского происхождения. Это должно быть подтверждено их наличием в одном из реестров: в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных или в реестре контрольно–кассовой техники ФНС России.
В октябре 2020 года расширились условия применения программы. Под критерии «произведено в России» теперь подпадают программно–аппаратные комплексы (ПАК), отечественное происхождение которых может быть подтверждено декларациями ЕАЭС, а также сертификатами и декларациями о соответствии, имеющими сведения об изготовителе и месте производства продукции на территории Российской Федерации.
Сквозные цифровые технологии также являются индикатором, указывающим на соответствие проекта программе. Их перечень сегодня довольно широк – это и большие данные, и искусственный интеллект, и дополненная реальность, и квантовые технологии, и блокчейн, и новые производственные технологии, и промышленный интернет вещей. Такие проекты будут иметь первостепенное значение. В структуру договоров могут также включаться и дополнительные услуги: страхование, сервис (обслуживание и поддержка), услуги по запуску, монтажу и наладке ПАК. Благодаря этому компании, которые видят конкурентные преимущества в цифровой трансформации, активно входят в этот процесс, даже несмотря на возможные финансовые сложности.
Инструменты финансового стимулирования снижают порог входа и могут подвигнуть к реализации более интенсивных программ развития, отрегулировать темп происходящих изменений.
Основные преимущества имеют не только лизингодатели и лизингополучатели, но и поставщики российского ПО и оборудования. Дело в том, что традиционные продажи оборудования, ПАК или проектов – канал, которым пользуются все. Льготный лизинг – новый канал, позволяющий вендорам продавать больше, с дополнительным комфортом. Предлагая ПАК в «одной упаковке» с таким финансовым инструментом, как льготный лизинг, производитель или поставщик повышает привлекательность своего предложения, снижает риски неплатежа, получает единовременную оплату за весь поставляемый товар.
Конечным лизингополучателям программа также приносит свои выгоды: например, позволяет снизить налоговую нагрузку. Как минимум речь идет об НДС и налоге на прибыль. Все лизинговые платежи облагаются НДС, и конечный лизингополучатель может его возместить. Учитывая, что лизинговые платежи в полном объеме засчитываются на расходы компании, это позволяет снизить налогооблагаемую базу и по налогу на прибыль. В итоге экономия на налогах может достигать до 40% стоимости договора лизинга.
В 2019 году при запуске программы планировалось, что ГТЛК не только возьмет на себя роль оператора этой меры поддержки, но и обеспечит привлечение частных инвестиций для финансирования проектов. Так, заключаются сделки, в которых есть не только государственные, но и частные средства – деньги коммерческих банков. Привлечение частных инвестиций заложено в сам механизм работы программы.
Программа построена на принципах возвратности и реинвестирования бюджетных средств.
Примером может служить сделка с «Почтой России». Общий объем – примерно 3 млрд руб. Это касается услуг лизинга серверного, телекоммуникационного и весоизмерительного оборудования. Стоимость передаваемых активов по трем договорам поставки – 2,95 млрд руб., из которых 2,26 млрд руб. пришлось на бюджетные инвестиции. Доля отечественного оборудования по этим сделкам – 78%, что полностью соответствует параметрам проекта.
Финальная ставка по лизингу цифрового актива определяется сообразностью проекта параметрам программ. И конечно, она зависит от соответствия контракта сквозным цифровым технологиям, определенным национальной программой «Цифровая экономика РФ» и федеральным проектом «Цифровые технологии».
При реализации коммерческих проектов по лизингу цифровых активов применяется рыночная ставка, но в рамках льготных программ финальная ставка ниже уровня инфляции.
ГТЛК на данном этапе не ставит задачу получения сверхприбыли от программы льготного лизинга цифровых активов. Цель другая – стимулировать производство российского оборудования и ПО, перенаправить бюджетные потоки с иностранных производителей на российских.
Лизинг цифровых активов – не единственный инструмент государственной поддержки. Есть и льготное кредитование, и прямые субсидии от Минпромторга – разным компаниям удобны специальные инструменты. Тем не менее льготный лизинг – это инструмент, который совершенно точно и двигает, и будет и дальше двигать импортозамещение.
При этом есть факторы, объективно тормозящие развитие льготного лизинга. Несмотря на интерес к внедрению оте-
чественных технологий и платформ с применением мер финансовой поддержки от государства, лизинг ИТ–оборудования и цифровых активов в нашей стране пока не очень популярен. Во–первых, из–за недостаточной осведомленности рынка о таких инструментах, а во–вторых, из–за незнания, как ими пользоваться. Но это, так скажем, проблемы технические.
Ключевая проблема лизинга вычислительной техники и программного обеспечения скорее не в дефиците финансирования, а в быстром устаревании самого оборудования и ПО. Из–за этого срок финансирования получается достаточно коротким и требует особого подхода к заключению договоров лизинга.
И как раз с учетом специфики лизинговых договоров ИТ–технологий хотелось бы остановиться на уже реализованном проекте ГТЛК.
Компания передала в лизинг для облачной платформы RCloud by 3data серверное оборудование российского производства. Проект реализован по программе льготного лизинга в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
RСloud by 3data является агрегатором облачных сервисов и услуг. Платформа создана для компаний, которым нужен удобный инструмент построения надежной и безопасной облачной инфраструктуры.
3data – сеть премиальных дата–центров – первой в России реализовала концепцию «ЦОД шаговой доступности». 24 площадки работают в Москве и Московской области, Краснодаре, Самаре, Омске, Владивостоке.
Дата–центры 3data соответствуют высоким требованиям к надежности и безопасности, имеют удобное расположение в деловых районах города вблизи станций метро и автомагистралей, а также соответствуют требованиям 152–ФЗ и стандарта PCI DSS, что позволяет хранить персональные данные и размещать платежные системы.
Сегодня появляется ряд определенных искусственных ограничений и санкций, которые так или иначе влияют на российский рынок облачных услуг. Облачная платформа RCloud by 3data продолжает свою работу, обеспечивая полную безопасность сервисов. Более того, в каждодневном режиме обдумывает дальнейшее возможное развитие событий.
Общая ситуация настолько сильно изменилась, что решения действующими и потенциальными клиентами ИТ–технологий принимаются очень быстро. Цикл заключения контракта сократился с нескольких месяцев до нескольких дней, а иногда даже и часов. Заказчики больше не планируют тратить время на длительные диалоги и готовы пользоваться облачными ресурсами здесь и сейчас. Так что известное выражение «время – деньги» соответствует лизингу цифровых технологий в полной мере.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.