Прошедший в апреле в Москве V Международный конгресс по интеллектуальным транспортным системам (ИТС), организованный АНО «Центр развития инфраструктуры» совместно с компанией PIBD, был интересен во всех отношениях. Методологически (что принято понимать под ИТС в мировой практике и у нас), законодательно (какое правовое поле создано для функционирования ИТС), практически (какое применение в транспортном процессе находят ИТС, насколько они облегчают его, повышают эффективность и безопасность). Одним словом, тема многогранная, находящаяся в развитии, и мы для своих читателей постараемся выделить самое интересное.
Прежде всего ИТС – это интеграция информационных и коммуникационных технологий, встроенных в транспортные средства и объекты инфраструктуры, с возможностями прогнозирования, моделирования и оперативного принятия решений на основе статистической и получаемой в реальном времени информации, доступной операторам и всем пользователям транспорта. Несмотря на наукообразное определение, практическая значимость ИТС понятна. Именно с их помощью транспортный процесс станет эффективнее, предсказуемее и безопаснее.
Таким образом, ИТС обеспечивают эффективность и инновационность всего транспортного комплекса России. А то, что транспортный комплекс работает не слишком эффективно, подтверждают такие официальные данные: потери от ДТП составляют 2,5% от ВВП, потери от транспортных заторов – 7–9% ВВП, ущерб экологии – 1,5–2% ВВП. Всего «набегает» 11–12% ВВП, который составил, по данным Росстата, за 2012 г. 62,6 трлн руб. Согласитесь – потери колоссальные, и они могли бы быть намного меньше, если бы внедрение ИТС в транспортный процесс было намного больше.
Несправедливо было бы заявлять о том, что в области ИТС у нас ничего не делается, во всяком случае в методологическом плане.
Нет, согласно ГОСТу Р ИСО 14813–1 – 2011 «Интеллектуальные транспортные системы» определены сервисные домены в области ИТС. Они включают в себя информирование участников дорожного движения; управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам; конструкцию транспортных средств; коммерческие перевозки; общественный транспорт; дорожно–транспортные происшествия; электронные платежи на транспорте; персональную безопасность, связанную с дорожным транспортом; погодные условия и состояние окружающей среды; катастрофы и чрезвычайные ситуации; национальную безопасность; управление данными ИТС.
Разработаны предложения по созданию механизма развития ИТС в России. Прежде всего, это государственная политика (закон об ИТС, национальная стратегия развития ИТС). Далее необходима интеграция в международный рынок ИТС (международное сотрудничество). Должна быть принята федеральная целевая программа по ИТС с финансированием и координацией исследований, разработкой и внедрением ИТС. И, наконец, определена научно–техническая политика ИТС (стандарты, технические регламенты).
В нормативно–правовом отношении есть достижения, но еще больше предстоит сделать.
На сегодняшний день создан Национальный комитет по стандартам ИТС ТК57. Россия – член Международного комитета по стандартам ИТС ИСО ТК204, возглавляет рабочую группу по управлению транспортными коридорами. Также налажено взаимодействие по гармонизации стандартов по проекту экстренного вызова при аварии с европейским комитетом CEN ТК278 и японским комитетом по стандартизации ИТС.
В дальнейшем, по мнению специалистов, в этой области необходимо принятие закона об ИТС, с тем чтобы: обеспечить скоординированное и эффективное внедрение систем в стране; устранить барьеры для развития рынка продуктов и сервисов ИТС; эффективно взаимодействовать органам управления транспортом, определить ключевые направления развития и внедрения ИТС.
Что же касается практического внедрения ИТС в жизнь, точнее в транспорт, то это, безусловно, полномасштабное функционирование системы ЭРА–ГЛОНАСС при авариях. Проект начался в мае 2010 г. и к декабрю 2013 г.
стал работать в полную силу. Благодаря этой системе сигнал об аварии с автомобильного терминала через спутник ГЛОНАСС поступает в диспетчерский центр системы ЭРА–ГЛОНАСС, далее в региональный центр МЧС, а оттуда в службы экстренного реагирования, которые выезжают к попавшему в аварию автомобилю.
Далее на базе системы ЭРА–ГЛОНАСС возможен переход от систем индивидуальной безопасности и комфорта автомобиля (удержание полосы, поддержание скорости и дистанции, помощь при перестроении и парковке, предупреждение бокового удара, контроль «слепой зоны») к интегрированной системе коллективной безопасности и комфорта. Она, в свою очередь, включает сбор и передачу данных о передвижении ТС и пешеходов с датчиков, встроенных в дорожную инфраструктуру и транспортные средства, с применением спутниковых технологий позиционирования, а также предотвращение происшествий благодаря прогнозированию потенциально опасных ситуаций.
Есть еще одно интересное направление – интегрированные системы безопасности V2X. Это система «автомобиль–инфраструктура», где бортовая система выдает предупреждения водителю, используя данные от объектов дорожной инфраструктуры (светофор, знаки, повороты дороги, приближающиеся машины и пешеходы) с помощью инфракрасных маяков. Система «автомобиль–автомобиль», в которой бортовая система выдает предупреждения водителю, используя данные от других автомобилей (их положение, направление и скорость движения) через радиосвязь. И, наконец, система «автомобиль–пешеход», в бортовой системе которой выдается предупреждение водителю, используя данные от пешеходов или централизованной базы данных о дорожной обстановке.
Для решения насущных транспортных проблем мегаполисов разработана ИТС для крупных городов. В качестве пилотного проекта взята Москва.
Концепция проекта утверждена постановлением правительства Москвы «О создании интеллектуальной транспортной системы города Москвы» № 1–ПП от 11 января 2011 года с бюджетом 6,26 млрд рублей.
Реализация проекта позволит перейти к централизованному управлению транспортной системой города на мультимодальной основе. А это значит, что сократятся транспортные заторы, повысится пропускная способность транспортных сетей, обеспечится управление парковочными местами, снизятся потери времени и негативное воздействие транспорта на окружающую среду, заработают мультимодальные пересадочные узлы и система управления парковками.
В состав ИТС для Москвы вошли система мониторинга параметров транспортных потоков; система управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения; система навигационно–информационного обеспечения на основе ГЛОНАСС; система информирования участников дорожного движения; система телеобзора; система фотовидеофиксации нарушений ПДД; система метеомониторинга; система мониторинга парковочных мест; система связи и передачи данных; интегрирующая система, которая обеспечит обмен данными между системами ИТС Москвы, а также внешними системами, функционирование единой диспетчерской службы, защиту информации.
Разработаны и во многих случаях уже работают ИТС для городов и регионов. Навигационно–информационные системы и мониторинг на базе ГЛОНАСС внедряются на общественном транспорте, транспортных средствах муниципальных экстренных служб, полиции в Московской области, Перми, Рязани, Дубне, Хабаровске. Направления их работы представлены в табл. 1.
ИТС для регионов
ИТС, можно сказать, «монтируются» в инфраструктуру для грузовых перевозок, что дает свои преимущества (табл. 2).
ИТС для регионов на примере Московской области
Сервисы, которые предоставляют ИТС, постоянно расширяются, становясь жизненно необходимыми. Речь идет об информировании пользователей о метеоусловиях на дорогах с помощью знаков переменной информации (влажность, температура воздуха, ограничение видимости). ИТС выполняют и фискальные функции – с помощью систем электронного сбора оплаты за проезд по участкам платных дорог собираются средства за проезд.
ИТС в полной мере используются при проведении таких массовых с точки зрения транспорта событий, как Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, ЧМ–2018.
Так, логистический транспортный центр Сочи представляет собой информационную систему управления мультимодальными олимпийскими перевозками всеми видами транспорта. Поэтапно его работа выглядит следующим образом: планирование перевозок, мониторинг железнодорожных перевозок, мониторинг морских грузовых перевозок, контроль работы грузовых дворов, учет вывоза грузов автотранспортом, обеспечение безопасности грузовых автомобильных перевозок, контроль выполнения грузовых автомобильных перевозок, формирование отчетности и анализ выполнения грузовых перевозок.
Цель системы – повышение эффективности транспортной системы для обеспечения массовых событий. Реализуется она за счет решения таких задач, как обеспечение регулярности, точности, надежности, удобства, доступности, простоты, безопасности, снижение заторов и загрязнений, снижение аварийности, травматизма и смертности.
Олимпийский Сочи станет испытательным полигоном для проверки многих новых технологий, в том числе и по обработке единой электронной системы сбора платежей и оплаты. Все возможные транспортные услуги, включая даже такие, как трансферы и шаттлы, пользование велосипедами, резервирование парковочных мест, будут стекаться в единый расчетный центр через систему ГЛОНАСС/GPS. В результате все возможные способы оплаты услуг (Интернет, колл–центры, покупка билета в кассе или в транспорте, автоматы самообслуживания и т. д.) сфокусируются в маленьком блестящем прямоугольничке – единой транспортной карте, которая будет работать благодаря ИТС. Так что будущее за ИТС, за транспортными картами – главное их не потерять.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
23.05.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.