Навигационный космический аппарат «ГЛОНАСС–М», который 29 мая был запущен с космодрома Плесецк на ракете «Союз–2.1б», вышел на расчетную орбиту в запланированные сроки. Связь с аппаратом была установлена в соответствии с планом, она устойчивая, и все бортовые системы спутника «ГЛОНАСС–М» функционируют в стандартном режиме. Перед вводом в эксплуатацию, который запланирован на июль, аппарат должен пройти ряд летных испытаний.
Сегодня система ГЛОНАСС обеспечивает определение пространственно–временных координат как движущихся, так и стационарных объектов в любой точке земного шара. Система с точностью до 2,8 м определяет местоположение объектов. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС, которыми российская спутниковая система покрывает всю поверхность Земли, предоставляется бесплатно и без ограничений российским и зарубежным гражданам.
Орбитальная группировка
В настоящее время в орбитальной группировке ГЛОНАСС помимо спутника, запущенного 29 мая, находятся еще 28. Всего же до конца 2017 года по критерию оперативной необходимости орбитальную группировку отечественной навигационной системы
ГЛОНАСС могут пополнить до восьми спутников. Причем для запусков планируется использовать не только «Союзы», но и тяжелые ракеты «Протон–М», один из запусков которой сразу с тремя аппаратами системы ГЛОНАСС может состояться в 2016 году.
Основы государственной политики в области спутниковой навигации в России изложены в Федеральном законе «О навигационной деятельности». Регламентируются они Указом Президента РФ № 638 от 17 мая 2007 года «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально–экономического развития Российской Федерации», а также постановлениями Правительства РФ. Как отмечает начальник департамента навигационных спутниковых систем Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Андрей Волков, сегодня практически все разработчики и производители навигационной аппаратуры предусматривают в своей деятельности безусловное использование системы ГЛОНАСС.
– Но жизнь не стоит на месте, – говорит представитель ведомства, – требования потребителей к навигационным системам растут. Исходя из этого, сформирована стратегия развития системы на среднесрочную перспективу, на базе которой в марте 2012 года была утверждена Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». Большая часть государственных контрактов, предусмотренных ею, заключена. Более того, в рамках программы предполагается реализация мероприятий, направленных на повышение точности и целостности навигационного обеспечения, создание условий для гарантированного решения навигационного временного обеспечения в сложных условиях, как то: горная местность, плотная городская застройка, а также в условиях преднамеренных и непреднамеренных помех.
Дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС предполагает более чем четырехкратное повышение точности навигационного обеспечения. Для решения этой задачи программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на модернизацию космического комплекса системы, наземного комплекса управления и функциональных дополнений.
Минусы и плюсы
Один из системообразующих проектов в области внедрения спутниковой навигации в России – создание системы «ЭРА–ГЛОНАСС», он реализовывался в общей сложности почти восемь лет, от зарождения идеи в 2007 году и до начала промышленной эксплуатации в 2015 году. Все это время проект находился в фокусе внимания руководства страны, и в итоге удалось сделать многое, но, к сожалению, не все, что планировалось. Пока что, к примеру, не удалось создать специализированные институты развития технологий ГЛОНАСС, которые способствовали бы расширению коммерческих сервисов на основе навигационной системы и помогли бы выйти на зарубежные рынки. Не увенчалось успехом и развитие национальных систем экстренного реагирования при авариях с использованием «ЭРА–ГЛОНАСС» в странах Таможенного союза, несмотря на то, что работа там велась довольно долго, шло финансирование, создавались национальные операторы. Вопрос ускоренного создания систем сегодня обсуждается в рамках исполнения технического регламента Таможенного союза.
Определенные сдвиги есть в переговорах, которые ведутся с партнерами по БРИКС и ШОС. Прежде всего речь идет о Китае и Индии. Кстати, итогом прошедшего в мае 2016 года в Сочи саммита Россия – АСЕАН стали принятая декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и план развития сотрудничества АСЕАН с Российской Федерацией до 2020 года. Одно из предложений Президента РФ Владимира Путина касалось создания кооперации ассоциации с государствами Юго–Восточной Азии в сфере транспорта. В частности, было предложено развивать современные системы спутниковой навигации, и Владимир Путин порекомендовал делать это на основе российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Кроме того, принята стратегия развития АО «ГЛОНАСС», которая направлена на коммерциализацию инфраструктуры «ЭРА–ГЛОНАСС».
А еще начала работу система «Платон» по возмещению ущерба, наносимого федеральным трассам автомобилями массой более 12 тонн. Система была успешно запущена 15 ноября 2015 года.
Как отмечает президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, в число самых перспективных навигационных рынков сегодня входят навигационно–информационные услуги на автомобильном транспорте, indoor–навигация (навигация внутри помещений), сельское хозяйство и развитие беспилотных авиационных систем.
За рулем… робот
Одно из дальнейших направлений развития системы – это экспорт решений и технологий ГЛОНАСС за рубеж, и в первую очередь в страны Евразийского экономического союза. На базе апробированных решений и терминалов «ЭРА–ГЛОНАСС» могут создаваться аналогичные системы других государств. Об этом говорит один из основных участников внедрения ГЛОНАСС на транспорте заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов.
Международное сотрудничество в области создания технических требований активно развивается, и очень важно, что именно Российская Федерация возглавляет международную группу по разработке правил ООН в отношении требований к транспортным средствам, оснащенным устройствами вызова экстренных оперативных служб. Опыт создания и внедрения российской системы «ЭРА–ГЛОНАСС» ляжет в основу глобальных международных требований, которые будут универсальными и для создаваемой eCall – европейской системы автоматического оповещения о дорожных происшествиях на автотранспорте, и для других национальных систем экстренного реагирования.
Сейчас созданы все условия для проведения сертификационных испытаний автомобилей. Как отмечает Александр Морозов, в ЕАЭС аккредитованы семь органов по сертификации и три испытательных центра, осуществляющих сертификацию как устройств вызова экстренных оперативных служб, так и полнокомплектных автомобилей, оснащенных такими устройствами. Результаты испытаний взаимно признаются на территории всех государств – членов ЕАЭС.
К деятельности по развитию «ЭРА–ГЛОНАСС» привлечены инвестиции российских и международных производителей автомобильной электроники. К 12 апреля 2016 года выданы 16 одобрений типа транспортных средств (ОТТС) на автомобили, оснащенные ГЛОНАСС. Ожидается, что в 2016 году ОТТС получат еще порядка 50 моделей, а в общей сложности для проведения испытаний и одобрения типа транспортных средств заявлены более 200 моделей.
Таким образом, абсолютное большинство производителей транспортных средств и их официальных представителей в Российской Федерации ведут работу по установке сертифицированного оборудования «ЭРА–ГЛОНАСС», комментирует Александр Морозов.
Еще один недавно стартовавший в Российской Федерации высокотехнологичный проект – «Автонет». В рамках проекта разрабатывается система автоматического вождения и система помощи водителю. Одним из первых вопросом создания беспилотного грузовика российского производства озаботился КАМАЗ. Компания обещает представить готовый беспилотный грузовик в 2023 году, а к 2025 году планируется собрать порядка 20 таких машин.
Валерий Будумян,
обозреватель «ТР»
23.06.16
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.