В Москве обсудили настоящее и будущее «умного» транспорта России.
Особую торжественность Международному форуму «Интеллектуальные транспортные системы России», который недавно прошел в Москве, придали слова приветствия, прозвучавшие с орбиты. Обращаясь к участникам форума, командир 49-й экспедиции на международную космическую станцию Анатолий Иванишин, в частности, сказал:
– Легендарный полет Юрия Гагарина стал одним из самых ярких, знаковых событий в истории XX века. И сегодня, спустя 55 лет, Россия прочно удерживает ведущие позиции в ракетно–космической отрасли. Дальнейшее развитие страны невозможно без применения высоких космических технологий. Использование ГЛОНАСС, создание национальной сети высокоточного позиционирования открывают новые перспективы в развитии интеллектуальных транспортных систем, необходимых для обеспечения комфортных условий жизни в нашей стране.
Форум показал, что ИТС в России только как теоретические понятия давно перестали существовать. Сегодня идет их активное практическое развитие, в чем смогли убедиться участники встречи. Среди них – представители Администрации Президента РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной думы, АО «ГЛОНАСС», ОАО «Российские железные дороги», специалисты IT и транспортных компаний, руководители крупных подрядных организаций, работающих в дорожной отрасли, и представители вузов.
Насыщенная деловая программа предполагала обсуждение вопросов, связанных с развитием дорожно–транспортной инфраструктуры, перспективой применения инновационных IT–сервисов на российских дорогах и созданием придорожных многофункциональных зон. По мнению экспертов, этот форум можно считать единственной на данный момент площадкой, где так подробно, масштабно и с различных ракурсов обсуждается тема ИТС России.
– Транспортная отрасль одной из первых реагирует на новые условия меняющегося мира, когда ресурсы становятся более дешевыми, когда возникают новые технологии, – отметил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих. – Мы должны получать более подробную информацию о том, какие потоки и какими путями следуют, чтобы помочь бизнесу поддерживать эти потоки. Бизнес должен понимать, каким образом эти потоки движутся, чтобы оптимизировать собственную логистику, собственные доходы. 2020 год – это тот срок, когда мы сможем показать, как все это правильно работает.
В своем выступлении на тему «Использование ИТС на федеральной сети автомобильных дорог» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов подчеркнул, что базовые принципы и бизнес–архитектура ИТС, которые закладывались 40–50 лет назад, устарели. Сейчас стоят новые задачи, ряд из которых уже решается посредством систем, удовлетворяющих требования пользователей в вопросах безопасности, функционального набора услуг, комфорта. В частности, это система оперативного мониторинга транспорт-
но–эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в режиме реального времени. Сегодня эта система используется в ситуационном центре Росавтодора, а также во всех ситуационных центрах подведомственных ему учреждений. Кроме того, на автодорогах действуют технические средства оперативного мониторинга. Речь идет об автоматизированной системе метеообеспечения. Ее развитие в Федеральном дорожном агентстве началось в 2007 году. Сегодня система включает 966 метеостанций и 1371 видеокамеру, которые установлены на автодорогах. На них также установлен и 981 автоматизированный пункт учета интенсивности движения.
Важная роль в агентстве отводится единой системе навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание федеральных автомобильных дорог – «Дортранснавигация». Это объективный инструментальный контроль, учет и анализ выполнения транспортной работы муниципальным транспортом, оперативное регулирование отклонений, возникающих при выполнении заданных объемов работ. В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» этот комплекс уже внедрен во всех 34 федеральных казенных учреждениях Росавтодора, которые организуют работы по содержанию федеральной сети автомобильных дорог. Под контролем системы работают около 9 тыс. дорожных машин, принадлежащих более 600 подрядным организациям. Все машины оснащены бортовым навигационным связным оборудованием.
– Одной из важнейших задач в области сохранности автомобильных дорог является контроль за весовыми параметрами транспортных средств, – подчеркнул Игорь Астахов. – Еще в июне 2013 года Росавтодором был утвержден план мероприятий по развитию системы весогабаритного контроля на сети автомобильных дорог общего пользования, включая развертывание автоматической системы весогабаритного контроля. Пункты контроля работают в автоматическом режиме. Все они связаны в единую систему, которая позволяет контролировать каждое транспортное средство, проходящее через весы, и определять такие параметры, как нагрузка на каждую ось, полная масса, расстояние между осями, габариты транспортного средства и его государственный номер.
По базе данных ГИБДД определяется собственник транспортного средства, по данным Росавтодора – наличие специального разрешения на транспортное средство, а по базе Ространснадзора – наличие допуска к международным перевозкам. В случае автоматической фиксации правонарушения собственнику транспортного средства отправляются постановление об административном правонарушении и квитанция на оплату штрафа.
Вопросам весового контроля, а также взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, было посвящено много выступлений и дискуссий. Как отметил Евгений Дитрих, благодаря новой системе «Платон» появилось более четкое понимание, куда и сколько грузов возят по автомобильным дорогам. Информационная подпитка от «Платона» показывает, какие направления работают эффективно, а какие нужно развивать дополнительно.
На форуме было отмечено, что за неполный год работы «Платон» себя полностью оправдал. Владельцам большегрузов выданы 560 745 бортовых устройств, которыми оснащены 86% транспортных средств российских перевозчиков.
В рамках форума между Федеральным дорожным агентством и правительством Калужской области был заключен меморандум о создании комплексного дорожно–испытательного полигона. Подписи под документом поставили руководитель Росавтодора Роман Старовойт и губернатор области Анатолий Артамонов. Полигон будет построен на условиях государственно–частого партнерства. Он предназначен для испытания современных материалов, разрабатываемых для строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.
– Интенсивное развитие транспортного комплекса диктует нам необходимость внедрения транспортных систем по управлению движением транспорта, – сказал Анатолий Артамонов. – Калужская область входит в первую пятерку регионов, которые эти системы внедряют. Применение BIM–технологий при строительстве автотрасс позволило нам на 15% снизить аварийность.
В свою очередь Роман Старовойт отметил, что успешный опыт Калужской области в реализации инвестиционных проектов позволит осуществить запуск полигона в оптимальные сроки. За период с 2010 по 2015 год на территории региона вновь построено и реконструировано 33,5 км дорог и более 320 погонных метров искусственных дорожных сооружений. Еще около 900 км автодорог и более 680 погонных метров искусственных сооружений отремонтировано. Дороги строятся с применением новых технологий, строительных материалов, что значительно увеличивает производительность труда в дорожной отрасли, сокращает сроки работ, повышает их качество. Затраты на содержание таких дорог снижаются, а межремонтные сроки увеличиваются.
Еще одно соглашение было заключено между Московским автомобильно–дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и АО
«ГЛОНАСС». Оно направлено на сотрудничество в области эффективного использования спутниковых навигационных технологий. Свои подписи под документом поставили проректор по научной работе МАДИ Султан Жанказиев
и генеральный директор АО
«ГЛОНАСС» Андрей Недосеков.
– Навигационно–информационные технологии, которыми занимается АО «ГЛОНАСС», становятся приоритетом развития транспортной отрасли, – подчеркнул Андрей Недосеков. – МАДИ – ведущий институт в этой сфере, и новое соглашение даст возможность плотно сотрудничать с университетом в плане развития ИТС и навигационно–информационных технологий.
Руководитель АО «ГЛОНАСС» отметил также важность появления такой деловой площадки, какой является нынешний форум, объединяющий разные виды транспорта и дающий возможность обсудить создание и использование для них ИТС. Очень важно, что в комплекс вопросов включены такие аспекты, как навигационные и информационные технологии, применение режима видеонаблюдения, что, в свою очередь, напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
О необходимости нормативно–правового регулирования создания и использования ИТС высказался и председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он отметил, что в процессе выступлений и обсуждений были зафиксированы главные инновационные тенденции науки, бизнеса, общественной активности, объединенные названием форума. Причем важно, что исходили они непосредственно от носителей информации, людей, которые работают в этом направлении.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.