Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Под бдительным оком «ЭРЫ-ГЛОНАСС»

 |  IT-технологии

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.

Год 2020-й для государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА–ГЛОНАСС» и ее оператора АО «ГЛОНАСС» стал юбилейным. Пять лет назад состоялся ввод системы в промышленную эксплуатацию. Тогда же по поручению Президента России был создан и оператор ГАИС.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Если по итогам 2015 года количество автомобилей, зарегистрированных в системе, составляло всего 0,003 млн, то в 2020 году их стало уже 5,37 млн. Число вызовов соответственно возросло с 0,005 млн до 6,18 млн. Из них почти 74,5 тыс. потребовали реагирования экстренных оперативных служб. Выросла численность и операторов системы — с 4 до 37. Кроме того, если пять лет назад автоматизированное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой-112 обеспечивалось только в двух субъектах РФ, то в 2020 году такое взаимодействие уже налажено в 52 субъектах. Среднее время передачи информации о ДТП в Систему-112 составляет 19 секунд. Сопряжение ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и региональных систем-112 сокращает время передачи информации в экстренные оперативные службы.

COVID ПРОЙДЕТ, «ЭРА-ГЛОНАСС» ОСТАНЕТСЯ

Приведенные выше данные были представлены на прошедшем в Москве юбилейном X Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС — эра новых возможностей».
— Мы были первопроходцами, одними из первых в мире, кто внедрил международные рекомендации по безопасности колесных транспортных средств в части создания высокотехнологичных систем экстренного реагирования при аварии, — отметил заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров АО «ГЛОНАСС» Юрий Борисов.

«ЭРА-ГЛОНАСС» стала основой цифровизации транспортной отрасли страны. На ее платформе развернуты сервисы по мониторингу движения автомобильного и железнодорожного транспорта, как пассажирского, так и грузового.

По мнению Юрия Борисова, через пять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» выступит в качестве цифровой транспортно-логистической экосистемы, а возможно, и платформы для управления беспилотными автомобилями. Кроме того, подобные сервисы необходимы в геодезии, картографии, инженерных и строительных измерениях, сельском хозяйстве и городской инфраструктуре, при управлении дорожно-строительной техникой, что в итоге должно привести к созданию единого информационного пространства.

Председатель общественного совета Минтранса России, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, член экспертного совета при Правительстве РФ Михаил Блинкин отметил:
— Да, 2020 год несколько затормозил развитие некоторых процессов, но я уверен, что эра COVID будет недолгосрочной, а цифровая эра транспорта будет существовать по крайней мере весь ближайший век.
Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Игорь Милашевский, комментируя способности системы, отметил, что в 2020 году среднее количество вызовов в сутки через ГАИС по сравнению с 2019 годом увеличилось вдвое и превысило 17 тыс. Более миллиона автомобилей подключены к сервису «Помощь на дороге». В качестве примеров Игорь Милашевский привел случай, когда 8-летний ребенок оказался один в запертом автомобиле, но сообразил, что нужно нажать кнопку вызова. Однажды «ЭРА-ГЛОНАСС» приняла участие даже в рождении ребенка. Роды начались прямо в машине, и будущий отец нажал кнопку экстренного вызова, благодаря чему операторы системы обеспечили его необходимой консультацией и услышали первый плач новорожденного.

ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКОВ

В 2020 году рост критических аварий по сравнению с 2019-м составил 20%.
— Парадокс в том, что аварийность растет на, казалось бы, вполне нормальных, ровных автодорогах, — считает член Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ, координатор проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев. — Объяснение этому одно: водители перестают соблюдать скоростной режим. Одним из способов противостоять этому является приведение дорог к нормативному состоянию. Тем более, что речь об этом идет в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Важным источником данных о ДТП, конечно же, является ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Необходима информация и из других источников. Используя в совокупности весь этот массив данных, можно добиться очень заметного снижения ДТП, поскольку будет получена информация о наиболее уязвимых местах».
Александр Васильев

О развитии платных дорог в России и работе над обеспечением безопасности трасс и повышением комфорта для водителей на примере трассы М-4 «Дон» рассказал заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Игорь Козубенко.

— В рамках пилотного проекта, который сегодня реализуется совместно с «ЭРА-ГЛОНАСС», мы подключили диспетчерские центры по трассе М-4 для ускорения реакции аварийных комиссаров, поскольку их прибытие к месту ЧП регламентировано и не должно превышать 10 минут, — пояснил Игорь Козубенко. — Есть также «золотой час», в течение которого можно спасти больше всего жизней. В результате в 2020 году стало на 86 спасенных человек больше, чем в 2019 году.

Системы компании работают в комплексе не только с платными участками, но и с региональными дорогами. Благодаря такой интеграции есть возможность взаимодействовать с «Яндексом». Пилотный проект с этой системой дает возможность предупреждать водителей об опасном участке впереди, ДТП или наличии аварийной остановки. Игорь Козубенко заверил участников дискуссии в том, что

«Дорожная инфраструктура, находящаяся в ведении ГК «Автодор», к 2030 году сможет обеспечить провоз порядка 20% грузов беспилотным транспортом».

Игорь Козубенко

Недавно тестирование прошли беспилотные грузовые тележки, которые работают на водородном аккумуляторе и могут преодолеть расстояние до 1000 км со скоростью 40–60 км/час. Правда, безопасное передвижение беспилотного транспорта невозможно без соответствующей инфраструктуры.
По поводу перспектив развития беспилотного транспорта на ближайшие десять лет высказался и председатель наблюдательного совета университета «Иннополис» Николай Никифоров. Он убежден, что к 2030 году в нашей стране будут сотни тысяч автономных автомобилей, что транспорт станет беспилотным гораздо быстрее, чем это кажется, поскольку уровень готовности сегодня очень высок.

Еще одно мнение по вопросу развития беспилотного транспорта озвучил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Василий Шпак. Он отметил, что развитие автономных авто тормозит нерешенный вопрос ответственности за возможные происшествия. Поэтому изначально движение беспилотников должно происходить только по выделенным дорогам или полосам. В результате люди постепенно привыкнут к таким машинам.

«Думаю, что первый шаг разумного компромисса — разрешить беспилотную доставку грузов по выделенным полосам. Это даст возможность бурного развития беспроводной системы обмена данными между транспортными средствами и объектами дорожной инфраструктуры (V2X)».
Василий Шпак

АЛТАЙ — ЦИФРОВОЙ КРАЙ

Глава Республики Алтай, один из тех, кто стоял у истоков ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и АО «ГЛОНАСС», Олег Хорохордин рассказал о том, как осуществляется внедрение системы в этом субъекте.
Основное внимание в субъекте уделяется дорожному хозяйству как составляющей в том числе туристических маршрутов, поскольку туризм на Алтае развит очень хорошо.
Как отметил Олег Хорохордин, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» республике выделены беспрецедентные средства для того, чтобы к 2024 году довести до нормативного состояния 50% дорог.
Республика Алтай — в числе 14 регионов страны, являющихся участниками национальной программы «Цифровая экономика России 2024» федерального проекта «Информационная инфраструктура». К 2022 году практически вся территория субъекта будет охвачена Интернетом, а к 2024 году будет создана качественная дорожная инфраструктура. Уже сегодня на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в регионе формируется система управления транспортом.
— Я благодарен АО «ГЛОНАСС» за продуктивное сотрудничество, которое позволит в ближайшее время провести в республике аудит всех информационных систем, реализовать проект мониторинга, а также создать портал туристических направлений, — резюмировал Олег Хорохордин.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Под бдительным оком «ЭРЫ-ГЛОНАСС» можно прочитать №52 2020 г., оформив подписку на газету «Транспорт России».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться