Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Цифра» меняет жизнь

 |  IT-технологии

В Москве обсудили новые возможности навигационных технологий в регионах.

В работе «круглого стола», посвященного этой теме, приняли участие специалисты из ряда российских регионов, которые поделились собственным опытом создания и дальнейшего использования Региональной навигационно–информационной системы (РНИС) и систем безопасности дорожного движения. Практически в каждом выступлении звучала мысль о том, что потребности в навигационных технологиях растут буквально с каждым днем, а навигационный рынок в регионах еще в полной степени не сформирован. Именно эти обстоятельства влекут отставание некоторых субъектов в решении таких важных задач, как обеспечение безопасных перевозок пассажиров и грузов, контроль за соблюдением маршрутов, скоростей, режима труда и отдыха водителей. Участники дискуссии поделились практикой применения средств автоматической фиксации правонарушений в сфере дорожного движения в своих регионах и обсудили их роль в общей архитектуре ИТС.

Цифровой двойник дороги

Министр цифровых технологий и связи Калининградской области Алексей Игнатенко считает, что методы, применяемые для анализа условий, способствующих ДТП, устарели. Поэтому в Калининградской области совместно с ООО «ГЛОНАСС БДД» было решено провести эксперимент, используя два критерия. Первый – оценка качества автомобильных дорог региона путем определения их транспортно–эксплуатационных характеристик. Второй – оценка эффективности влияния комплексов фотовидеофиксации (ФВФ) на снижение числа ДТП. Эксперимент проводился на основе цифрового двойника дороги.
Набор элементов двойника включает восемь позиций: уличное освещение и типы барь-
ерного ограждения, количество полос движения и ширину проезжей части, типы съездов и примыканий, а также пешеходных переходов, варианты размещения автобусных остановок и дорожных знаков. Определяемые характеристики цифрового двойника – радиусы поворота и протяженность прямых участков дорог, дистанция между развязками и перекрестками и расстояние до камер ФВФ.
Каждый элемент имеет свою значимость и существенно влияет на изменение показателей безопасности дорожного движения, считают специалисты. Проведя оцифровку дорог с помощью компьютерного зрения и цветовую визуализацию, калининградцы получили ряд участков дорог черного цвета, которые не соответствуют безопасности дорожного движения для своей категории. Помимо этого, используя методики, разработанные МАДИ и РОСДОРНИИ, была проведена оцифровка дорог с определением эффективности работы комплексов ФВФ.
– Наши специалисты проанализировали их влияние на изменение количества ДТП вне населенных пунктов по видам дорожно–транспортных происшествий, – рассказал Алексей Игнатенко. – Так, число наездов на пешеходов после установки камер сократилось на 60%, столкновений автомобилей – на 53%. Что касается нарушений ПДД, то самые высокие показатели при использовании комплексов ФВФ имеют несоблюдение бокового интервала – 100%, нарушение правил проезда пешеходных переходов – 67%, такой же показатель имеет несоблюдение очередности проезда.
Как подчеркнул Алексей Игнатенко, Калининградская область – первый регион в стране, где для обеспечения безопасности дорожного движения проводится эксперимент с использованием искусственного интеллекта. И очень важно, что проводится он не постфактум, а превентивно. Все полученные результаты исследований в виде рекомендаций предлагаются дорожникам для принятия мер по повышению безопасности дорожного движения.

Под присмотром –перекрестки

О развитии ИТС в своем регионе рассказал министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин. Он отметил, что эта работа ведется здесь с 2006 года, то есть фактически с момента зарождения спутниковой навигации.
– За минувшие 13–14 лет было проведено много экспериментов, пройден не один этап в освоении и использовании ИТС, что в конечном счете убедило нас создать на региональном уровне некий проектный офис, – сказал Дмитрий Вавилин. – В нем сконцентрированы все основные направления цифровизации транспортной отрасли Ульяновской области. Вместе с тем в ряде муниципальных образований есть и собственная практика работы с ИТС.
В министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области создан также Центр организации дорожного движения, в рамках которого был образован проектный офис АНО «Цивилизация». Ее учредителями являются два ведомства – администрация города Ульяновска и министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. Генеральный партнер проектного офиса – ООО «Телеком.ру», которое ведет сбор всех актуальных решений в области ИТС отечественного и зарубежного рынков.
На сегодняшний день в числе основных направлений цифровизации транспортной отрасли региона уже действуют комплексы ФВФ, система приема электронных платежей на транспорте, видеомониторинг дорожной обстановки. В стадии внедрения – метеоконтроль. В ближайшей перспективе – ввод в эксплуатацию автоматической системы весогабаритного контроля и продолжение поэтапного внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением.
В целях ликвидации заторов на улично–дорожной сети города Ульяновска в 2019 году в тестовом режиме проводилась работа по внедрению на основных магистралях города (улица Рябикова и Димитровградское шоссе) двух автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД). Результатом эксперимента стало увеличение в среднем на 30% скорости движения на этих участках. В 2020 году планируется начать работу на 128 перекрестках и ввести их в единую информационную систему. Задачи ее, в частности, касаются оптимизации работы светофоров на каждом перекрестке и корректировки этой работы с учетом транспортной загрузки улично–дорожной сети, адаптивного централизованного и локального управления транспортными и пешеходными потоками, сбора, накопления и обработки статистической информации о транспортных потоках, а также видеоконтроля и записи выбранного сегмента АСУДД в реальном времени.
Коснувшись числа комплексов ФВФ, Дмитрий Вавилин подчеркнул, что в Ульяновской области в этом смысле есть к чему стремиться, поскольку сегодня в регионе один комплекс в среднем охватывает 35 км дорог, в то время как в Москве один такой комплекс покрывает 3 км дорог. И тем не менее если сравнивать число зафиксированных нарушений на территории области в 2017 году и за 9 месяцев 2019 года, то статистика обнадеживает. При использовании 133 комплексов в 2017 году вынесены порядка 664 тыс. постановлений на общую сумму 405,7 млн руб., а за обозначенный период 2019 года при использовании 205 комплексов вынесены без малого 1,5 млн постановлений на сумму более 950 млн руб.

Медосмотр проведет… смартфон

Председатель департамента транспорта города Липецка Евгений Чекрыжов в своем выступлении, посвященном технологиям для решения региональных и муниципальных задач в транспортном комплексе, акцентировал внимание участников встречи на пассажирских перевозках. Все пассажирские транспортные средства в регионе подключены к единому центру диспетчеризации перевозок. Осуществляется навигационный мониторинг транспорта с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, внедрена система управления дорожным движением, а также система видеонаблюдения «Безопасный город» на перекрестках, в общественных местах и дворовых территориях. К автоматизированной системе оплаты проезда, как особо подчеркнул Евгений Чекрыжов, сегодня подключены более полумиллиона пользователей. Всем льготникам выданы соответствующие транспортные карты.
Преимущество системы безналичной оплаты проезда прежде всего в том, что она дает возможность «обелять» рынок пассажирских перевозок. Кроме того, сегодня в условиях перехода на контрактную систему безналичная оплата проезда дает возможность грамотно распределить маршруты по убыточным и прибыльным направлениям, чтобы минимизировать нагрузку на бюджет.
Сейчас перед специалистами стоит задача объединить системы безналичной оплаты и навигации с тем, чтобы получить определенную карту мобильности населения. Она позволит определить, в каких точках имеет место наиболее интенсивный пассажиропоток, а где есть необходимость в изменении логистики маршрутов.
– В 2019 году одно из наших подведомственных муниципальных предприятий в тестовом режиме опробовало систему автоматизации предрейсовых медосмотров водителей, – рассказал Евгений Чекрыжов. – Результатом мы довольны, поскольку процент ошибок в диагностике у комплекса по отношению
к медработнику был минимальным. Автоматизация предрейсовых медосмотров водителей позволяет экономить на медперсонале и пробегах до предприятия при пересменке водителей, дисциплинирует водителей, снижает риски осложнения профессиональных заболеваний.
Тему предрейсовых медосмотров затронул и координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов. Он, в частности, отметил, что медицинские пункты для водителей на заправках сегодня не актуальны. Стоимость полного комплекта для самостоятельного медицинского освидетельствования, измеряющего все жизненные показатели, относительно невысокая, и комплект может быть установлен на любой смартфон. Искусственный интеллект мог бы давать прогноз на основе данных, которые поступали бы в него постоянно. Однако нормативная база сегодня расходится с реальностью, и это требует особого внимания общественности и научных кругов.

Перезагрузка на уровне региона

С вопроса о совершенствовании федерального законодательства в части навигационной деятельности начал свое выступление директор по развитию АО «РНИЦ Новосибирской области» Владимир Мордасов. Он сказал, что, как и многие его коллеги, с нетерпением ждал внесения изменений в федеральный закон о навигационной деятельности, которые заметно облегчили бы жизнь региональным навигационно–информационным центрам, поскольку бытует мнение, что они себя изжили.
– К сожалению, наши надежды не оправдались, этот вопрос на уровне правительства пока что решается, – отметил Владимир Мордасов. – Поэтому мы посчитали, что пришло время, так сказать, перезагрузки на уровне региона, и от имени нашего акционерного общества разработали проекты законов, которые сегодня находятся на согласовании у губернатора.
Первый законопроект касается навигационно–информационного обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления Новосибирской области. За основу были взяты положения федерального законодательства, чтобы показать, что все решения, направленные на повышение эффективности государственного и муниципального управления и реализацию контрольно–надзорных полномочий в транспортном комплексе на территории Новосибирской области, принимаются на законном уровне. Транспортный комплекс в законопроекте содержит статистические данные по пассажирскому транспорту и дорожной технике, транспортным средствам Центра медицины и катастроф и технике ЖКХ, а также по транспортным средствам, актуальным именно для Новосибирской области: перевозящим лесоматериалы, задействованным в сельском хозяйстве и др. Вместе с тем в документе указан и тот транспорт, который необходимо оснастить аппаратурой спутниковой навигации в первую очередь. Это транспорт, перевозящий детей, транспортные средства категорий М2 и И3, а также перевозящие твердые коммунальные отходы, специальный транспорт для транспортировки крупногабаритных грузов плюс транспорт оперативных служб, который имеет свой отдельный перечень.
Законопроект нацелен прежде всего на то, чтобы мониторинговая информация о транспортных средствах представлялась сначала в РНИЦ Новосибирской области, а затем через центр – в государственные органы или органы местного самоуправления. Но чтобы все это начало эффективно действовать, был разработан еще один законопроект. Его цель – внести изменения в закон Новосибирской области «Об административных правонарушениях». В документе говорится, что нарушение требований, установленных правовыми актами Новосибирской области по передаче мониторинговой информации о передвижении и местонахождении транспортных средств, используемых для перечисленных нужд, влечет административное наказание для должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., а для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 70 тыс. до 100 тыс. руб.
По характеру выступлений и настрою всех участников «круглого стола» можно было сделать вывод: они согласны с тем, что назрела необходимость создания единой точки сбора навигационных данных на федеральном уровне, которая была бы тесно интегрирована с действующими региональными системами. А в качестве основы для построения эффективных РНИС может быть рекомендована ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС», поскольку она представляет собой готовую базовую инфраструктуру для множества сервисов интеллектуальных транспортных систем.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»


просмотры:

700

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться