Как цифровые клоны становятся реальностью.
Будущее развития России во многом определяется внедрением цифровой экономики в промышленно–хозяйственный комплекс страны. В течение ближайших десятилетий будут реализованы мероприятия федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика», в том числе с помощью дорожной карты по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» (НПТ).
Не являясь специалистом в области цифровизации – а писать об этом журналистам приходится, – во время режима самоизоляции грех было не воспользоваться представившейся возможностью и подтянуть свои знания в этой сфере. На ресурсе «Все.онлайн», где собраны 500 сервисов для комфортной жизни в условиях самоизоляции, меня заинтересовала образовательная программа «Актуальная цифровая экономика», цель которой – познакомить слушателей с международным опытом развития цифровой экономики, существующими реалиями ее развития в России, современными и перспективными цифровыми технологиями и их применением в интересах социально–экономического развития.
Один из модулей посвящен трансформации бизнес–моделей под влиянием цифровых технологий, где речь идет о цифровых платформах, экосистемах, сервисной экономике и прочих элементах цифровой трансформации. Чтобы не запутаться в терминах, поясним, что под экосистемой специалисты понимают процесс взаимодействия участников между собой, а платформа – это не что иное, как технология, позволяющая поддерживать это взаимодействие.
Как сказал директор Центра цифровой трансформации Московской школы управления Сколково Николай Верховский, цифра ради цифры никому не нужна. Цифра необходима для того, чтобы достичь новых результатов. Именно на основе цифровых технологий строятся такие бизнес–модели, которые раньше были невозможны. Причем самая перспективная бизнес–модель – это модель, построенная как платформа. Достаточно сказать, что самые дорогие компании мира – это платформы.
Чем же так привлекательны для бизнеса цифровые платформы? Они позволяют компаниям выйти на траекторию экспоненциального роста, пояснил Николай Верховский. Сегодня два региона конкурируют между собой по количеству платформ – это Северная Америка (64 платформы с капитализацией свыше 3 трлн долл.) и Азия (82 платформы с капитализацией свыше 930 млрд долл.). По понятным причинам центрами концентрации платформенных бизнесов являются крупные города США и Китая, где сосредоточено более 80% общей капитализации платформенных компаний. Например, в Сан–Франциско – 44 компании, в Пекине – 30.
Платформы могут развиваться в любой отрасли, при любой организационной структуре. Сегодня на первом месте по количеству платформ стоят электронная коммерция и маркетплейс, далее идут финтех, ПО и сервисы, социальная сфера и мессенджеры, медиа, транспорт.
По словам управляющего директора Accenture Digital в России Ларисы Мальковой, капитализация топ–15 компаний с цифровыми платформами превысила 2,6 трлн долл. Как показывают исследования, 42% компаний еще не используют все возможности цифровых платформ, поэтому такие технологии имеют большой потенциал развития.
«В основе каждой платформы лежит очень простая идея: организовать взаимодействие между производителем и потребителем в цифровом пространстве, – продолжила Лариса Малькова. – Цифровая платформа позволяет пользователю стать частью экосистемы. При этом для экономики цифровых платформ характерна консолидация, которая в отсутствие регулирования в пределе может привести к монополизации».
На онлайн–платформе Secuteck ADAPT состоялся семинар, посвященный цифровым интеллектуальным системам безопасности, основанным на 4D–ГИС. Консорциум «Интегра–С» подготовил концепцию цифровизации, основанную на применении цифровых клонов и 4D–ГИС. Программно–аппаратные решения компании уже внедрены более чем на 3000 объектах различных отраслей, в том числе и в транспортном комплексе. Одно из направлений компании связано с разработкой концепции безопасности как отдельных предприятий, так и города или региона.
Речь идет об интеграционной платформе «Интегра 4D–Планета Земля» для реализации проектов «Умный/Безопасный город», о которой рассказал генеральный директор ЗАО «Интегра–С» Владимир Куделькин: «Интеграционная платформа экосистемы умных сервисов управления ресурсами – это геоинформационная система (ГИС) высокого уровня, в которой все компоненты системы мониторинга (видеокамеры, датчики, приборы и др.) привязаны к географическим координатам Земли и времени. Таким образом, мы получаем виртуальный 4D–мир с объективной реальностью. Система применима для работы как с небольшими объектами, например, одиночными зданиями или подвижными средствами, так и с территориально протяженными объектами, такими как города, регионы, государства».
Немаловажно и то, что данная платформа предполагает применение операционной системы (ОС) с открытыми исходными кодами (Linux, Astra Linux, «Эльбрус» и др.), в отличие от программного обеспечения (ПО), разработанного и реализуемого с использованием закрытых исходных кодов.
По оценкам Владимира Куделькина, засилье такого ПО в РФ достигает 97%. «Эти программы целенаправленно созданы для нанесения ущерба и вреда их пользователям. Главенствующее положение здесь занимает Microsoft Corporation. Массовое применение этого ПО ставит под угрозу безопасность информационного пространства страны и делает национальную экономику и безопасность РФ уязвимыми от политического настроения поставщиков и «модераторов» такого ПО», – отметил он.
Наша страна взяла курс на импортозамещение. Необходимо уходить от вредоносного ПО, в том числе и в IT–сфере, особенно если это касается пользователей бюджетных организаций. В качестве примера можно привести Китай, где на правительственном уровне решено заменять в год до 15% ОС Windows на Linux. Да и страны Западной Европы развивают этот тренд: в Германии более 65% коммерческих компаний используют свободное ПО, во Франции – 67%, в Норвегии – более 50%, а в Финляндии СПО используют более 80% частных компаний.
Эксперт убежден в том, что необходимо поставить жесткий заслон перед подобными Windows программными продуктами, чтобы не оказаться в программно–аппаратном рабстве иностранных поставщиков. Именно поэтому компания «Интегра–С» приняла решение о разработке и установке программных продуктов только на основе открытых исходных кодов и использовании открытых протоколов, что делает невозможными установку шпионского программного обеспечения и прослушку, исключает возможность утечки информации. Кроме того, использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов позволяет интегрировать ПО и оборудование разных производителей в единый аппаратно–программный комплекс. В противном случае объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК невозможно.
Но вернемся к интеграционной платформе «Интегра 4D–Планета Земля». По словам Владимира Куделькина, она осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о состоянии и событиях на объектах в режиме реального времени. С ее помощью уполномоченные лица системы безопасности получают все необходимые данные, имеющиеся в базах данных системы и базах данных спецслужб, а также рекомендации по действиям в сложившейся обстановке.
Электронные паспорта объектов, полученные с помощью этой системы, позволяют всем заинтересованным службам дистанционно получать исчерпывающую информацию о состоянии объекта, наличии в нем людей, путях эвакуации и конфигурации внутренней системы безопасности.
Эта система успешно применяется на транспорте, например, на Крымском мосту, в акватории пяти морских портов полуострова (Севастополь, Керчь, Ялта, Феодосия, Евпатория). Системой оснащены более 300 объектов РЖД на территории РФ – железнодорожные вокзалы, ситуационные центры, вагонно–ремонтные депо, мосты, тоннели, парки, подстанции, более 47 морских портов и 20 гидроузлов. Не остались без внимания и аэропорты, где с ее помощью осуществляется контроль за движением самолета на посадочной полосе и правильностью его парковки, за маршрутом машины, разгружающей багаж, определяется территориальное нахождение работников аэропорта.
В целом «Интегра 4D–Планета Земля» позволяет объединить неограниченное количество объектов в единую систему безопасности, что обеспечивает комплексную защиту объектов транспортной инфраструктуры.
А вот еще один пример применения цифровых платформ, о чем рассказал заместитель генерального директора по бизнес-девелопменту компании Ctrl2GO Игорь Селезнев. Ctrl2GO разработала ряд цифровых решений для АО «Трансмашхолдинг» -- лидера на рынке транспортного машиностроения России. В продуктовой линейке холдинга – 73 модели локомотивов, электропоездов, вагонов метро, на сети РЖД обслуживаются 15 тыс. локомотивов.
Как выглядит трансформация бизнес–модели машиностроительной группы? «Раньше это были два отдельных направления – capeх и opex, когда одна структура поставляет оборудование, другая – его обслуживает. Модель, по которой мы сейчас работаем, – поставка техники на условиях контракта жизненного цикла + сервис (capex + opex). Следующий этап – продажа услуги работы машины, то есть только opex, – пояснил Игорь Селезнев. – Для того чтобы осуществить этот переход, нам, во–первых, необходимо знать, что происходит с нашими машинами, то есть нужны данные, во–вторых, необходимо заниматься снижением рисков – в сервисе и ремонте, в удовлетворенности потребителей, безопасности. Все это вместе взятое должно привести к эффекту сокращения стоимости владения».
С этой целью была создана платформа Ctrl4maintenance для управления парком машин для средних и крупных предприятий, с помощью которой обслуживается около 30% локомотивного парка РЖД (это 70 млн часов мониторинга). Принципиально важно, что эта платформа может обслуживать множество клиентов и разные типы машин, она легко интегрируется с производственными системами предприятий.
Отвечая на вопрос, какие ожидаются эффекты от внедрения платформенной бизнес–модели, Игорь Селезнев отметил: «Если прежняя бизнес–модель ставила цель произвести и продать лучшую машину/деталь/станок, то новая модель предполагает управление цифровой платформой, которая ориентирована на то, чтобы поддержать переход от модели владения основным средством к покупке услуги (opex) и создать технологическую основу повышения эффективности сервисных и эксплуатирующих компаний».
Скажем больше: за счет внедрения цифровых технологий в управление городской инфраструктурой можно создать прототип реального города для анализа его реакции на возможные изменения и внешние воздействия. Речь идет о платформе «Цифровой двойник города», которая включает в себя городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы безопасности.
Такой цифровой двойник создан в Новомосковске Тульской области. Город стал пилотным проектом наряду с Тулой, где внедряется система «Умный город». Основная цель проекта – повышение качества жизни горожан за счет внедрения цифровых технологий в управление городской инфраструктурой и процедуры принятия решений по развитию городов. Суть в том, что вся городская жизнь: здания, ЖКХ, дороги, видеокамеры, – объединены в единую сеть. На основе анализа работы всех систем можно смоделировать различные варианты развития событий.
Например, с помощью интеллектуальной транспортной модели можно проводить анализ транспортных маршрутов, оценивать загруженность дорог, оптимизировать движение, чтобы ликвидировать пробки. Система включает в себя установку «умных» светофоров, остановок с электронными информационными табло, «умный» паркинг. Таким образом, цифровая модель города объединяет разрозненные системы мониторинга и управления для оперативного реагирования на любые ситуации.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.