Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Система думает и принимает решения

 |  IT-технологии

О пользе анализа больших данных для развития транспортной инфраструктуры регионов

Еще несколько лет назад, говоря об умной инфраструктуре специалисты имели в виду камеры видеонаблюдения, светофорные объекты, информационные табло, метеостанции. Но вскоре ряд интеллектуальных транспортных систем, используемых в автомобильно-дорожной сфере, пополнился комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД, автоматическими пунктами весогабаритного контроля и рядом других подсистем. Однако данные каждой из них — от мониторинга параметров транспортного потока до метеомониторинга — накапливались и анализировались разрозненно, в рамках своих ведомственных и региональных платформ.

НА ЕДИНОЙ ПЛАТФОРМЕ
Между тем потребность в консолидации всей информации, касающейся развития дорожной и автотранспортной сфер, и ее анализе с каждым годом росла. Эту роль взял на себя проект национальной сервисной телематической платформы «Автодата», о начале создания которой было объявлено более года назад. Проект предусматривает создание на базе этой платформы ряда функциональных сервисов, включая «Умную дорожную сеть», «Умную автомобильную магистраль» и страховую телематику. Насколько они могут быть полезными для развития транспортной инфраструктуры регионов?

По словам председателя правления ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Андрея Денисенкова, в последнее время наблюдается большой спрос со стороны регионов на построение маршрутных сетей общественного автотранспорта на основе анализа данных, полученных от ИТС.

Скорость, с которой поступают новые данные, также все время возрастает, так как увеличивается количество источников информации, подключенных к сети. Проанализировать весь этот поток цифровой информации, аккумулируемой разными, зачастую обособленными системами, — немыслимая задача. Этим и занимается единая платформа «Автодата». Ее задача — консолидировать так называемые большие данные, предоставляемые транспортными средствами, включая информацию о техническом состоянии и скорости автомобиля, манере вождения, профиле дороги, погодных условиях и окружающей среде.

ОПТИМИЗИРОВАТЬ МАРШРУТНУЮ СЕТЬ
Что касается ассоциации «ОКО», являющейся одним из крупных игроков на рынке фотовидеофиксации нарушений ПДД, то год назад совместно с платформой «Автодата» она начала реализацию пилотного проекта ИТС на дорожных объектах Подмосковья. Специалисты взяли на вооружение новый способ сбора данных, предполагающий создание так называемых цифровых двойников объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Это позволяет с высокой степенью точности производить инвентаризацию дорожных объектов, контролировать их состояние, интегрировать с другими системами ИТС. В России в настоящее время этим занимаются как государственные компании (в том числе ФАУ «РОСДОРНИИ»), так и частные.

По словам Андрея Денисенкова, на участках дорожной сети Красногорска и Сергиева Посада протяженностью, соответственно, 40 км и 65 км специалисты подключили к интеграционной платформе камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД, АСУДД, снифферы (анализаторы трафика), дополнительно установили 70 детекторов транспорта. В течение нескольких месяцев поступающая цифровая информация анализировалась, что позволило оптимизировать трафик на упомянутых участках дорог Подмосковья, сократить время движения транспортных средств в пиковые часы и повысить интенсивность движения.

СЛЫШИТ И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Адрес еще одного опыта, связанного с развитием инфраструктуры ИТС, — Самара. Компания «СМАРТС» занимается там реализацией проекта создания автодорожных телекоммуникационных сетей. В регионе вдоль автодорог специалисты укладывают оптико-волоконный кабель и на определенном расстоянии устанавливают специальные колодцы для того, чтобы можно было подключать элементы ИТС на всем протяжении трасс. Построено уже более 1500 км инфраструктуры, основанной на использовании сетей связи нового поколения V2X, которые в перспективе обеспечат «общение» движущихся автомобилей между собой и с дорожной инфраструктурой. Они позволят заблаговременно предупредить водителя, а в дальнейшем беспилотный автомобиль об опасных ситуациях на дорогах, обеспечить приоритетный проезд и сократить время нахождения автомобилиста в пути.

По словам генерального директора АО «СМАРТС» Елены Бибиковой, цифровая трансформация отрасли невозможна без наличия выделенной технологической сети связи для пропуска того большого объема данных, которые будут формироваться объектами умной дороги. И эта инфраструктура по сути становится ее неотъемлемой частью.

АВТОМОБИЛЬ СПРОСИЛ, ДОРОГА ОТВЕТИЛА
Тему возможностей использования сетей связи V2X продолжил технический директор ООО «Среда» Ярослав Домарацкий. По его словам, эта продвинутая технология обеспечивает осведомленность автомобиля об окружающей дорожной обстановке. Общая картина складывается благодаря информации, поступающей из транспортных средств, подключенных к инфраструктуре. Первая фаза внедрения V2X обеспечивает безопасность движения на дорогах, повышая его эффективность. Специальные сервисы информируют водителя авто о рекомендуемой скорости движения на том или ином участке трассы. Соблюдая предписанный скоростной режим, автомобиль попадет в «зеленую волну» и сможет проехать перекрестки, не останавливаясь на красный свет.

Шаг вперед — вторая фаза внедрения сетей V2X, когда другие автомобили или элементы дорожной инфраструктуры помогают транспортному средству двигаться по трассе, распознавая окружающие объекты с помощью сенсоров, находящихся на удалении. Наконец, третья фаза предполагает координацию перестроений транспортных средств на разных полосах движения. Когда автомобили смогут обмениваться информацией о намерениях и совместно принимать решения о проезде перекрестков, точек дорожного полотна, где требуются решения об изменении направления и скорости движения, пропускная способность трасс может увеличиться многократно. Третья фаза — пока удел будущего. А вот технологии второй фазы уже готовы к применению, считает технический директор ООО «Среда».

Полностью статью «Система думает и принимает решения» можно прочитать в №6 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться