Автопилот давно и успешно применяется на самолётах, осваивается на автомобилях, готовясь стать серийным. На очереди — судоходство. Россия не отстаёт от мировых трендов: грузовое судно Росморпорта совершило первый рейс в автоматическом режиме. Во избежание нештатных ситуаций за работой электроники присматривал опытный экипаж. Носителем высоких технологий выступила грунтоотвозная шаланда «Рабочая», рейс прошёл в районе морского порта Геленджик.
Росморпорт начал тестировать оборудование для безэкипажного судовождения в прошлом году. Проект поддерживают Минпромторг и Минтранс. В 2019-м для отработки технологий Росморпорт выделил под испытания два судна дноуглубительного каравана — земснаряд «Редут» и совсем новую шаланду «Рабочая». Среди прочего оборудования, на первом корабле установили пульт дистанционного управления шаландой.
Специалисты Росморпорта рассчитывают, что в перспективе на два судна будет достаточно одного экипажа. Вторым кораблём он будет «рулить» дистанционно. Что неизбежно приведёт к сокращению численности состава моряков. Зато – новые технологии и вклад в инновационное развитие мирового судоходства.
В прошлом году в Невско-Ладожском районе ФБУ «Администрация «Волго-Балт» создана тестовая акватория «Беспилотник». Здесь тоже станут испытывать беспилотные морские и речные суда и их технологии. В состав водного полигона вошли речной и озёрный сегменты на участках Невы, Ладожского озера и устья Свири. В акватории можно тестировать судов всех четырех уровней автономности по классификации Международной морской организации (от помощи капитану до полной самостоятельности).
Перспективным направлением в мировом масштабе являются суда-«роботы», задействованные при гидрографических исследованиях, тралении, контроле местоположения средств навигационного оборудования и других задачах. Такие уже испытали на невской площадке полигона в сентябре 2020 года.
Фото Росморречфлота