Через стандарты — к комфорту на дорогах
В Москве состоялся «круглый стол» «Актуальные вопросы стандартизации в области интеллектуальных транспортных систем». В нем приняли участие представители ассоциаций «Цифровая эра транспорта», РОСАСФАЛЬТ, ФАУ «РОСДОРНИИ», поставщики комплексных подсистем ИТС.
Эксперты дорожной отрасли обсудили проблемы нормативно-правового и нормативно-технического государственного регулирования вопросов внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на территории всей страны в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Цифровая трансформация транспортного комплекса — это уже не фантастика, а реальность. И мы не просто наблюдаем за изменениями на дорогах общего пользования, в пассажирском транспорте, на объектах инфраструктуры, но и становимся участниками этого процесса. Появляются новые сервисы, беспилотные технологии… Все это делает нашу жизнь не только комфортнее, но, что самое важное, безопаснее.
В России ИТС должна появиться в 64 городских агломерациях с численностью населения более 300 тысяч человек в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Из федерального бюджета на это выделено более 3,3 млрд руб.
«Для ассоциации «Цифровая эра транспорта» этот вопрос является важным. Причина в том, что активным ходом идет реализация программ внедрения ИТС в регионах. Уже есть первые результаты. Сейчас идет вторая волна — получение финансирования. Мы должны понимать, куда нам надо двигаться, чтобы помочь федеральным институтам, Росавтодору, Минтрансу России в вопросах стандартизации».
Президент ассоциации «Цифровая эра транспорта» Антон Журавлев
Когда вносили ИТС в нацпроект, расчет был на то, что федеральное финансирование позволит грамотно решить существующие на местах транспортные проблемы, наметить пути их решения при помощи цифровых технологий и определить результат, к которому нужно будет прийти через несколько лет. В итоге возникла проблема: оказалось, что регионы не понимали, на что необходимо тратить выделенные государством средства.
На уровне Министерства транспорта РФ был поднят вопрос о разработке единых методических указаний для специалистов ИТС в России.
По словам Антона Журавлева, данная тема на повестке уже 5 лет, но рынок ИТС до сих пор ничтожно мал. Чтобы его увеличить, необходимо формировать техническую политику со стороны региональных и федеральных властей. Кроме того, у региональных властей должно быть понимание того, что внедряемая система важна в первую очередь с точки зрения безопасности и эффективности работы транспортных систем.
Начальник управления интеллектуальных транспортных систем РосдорНИИ Василий Кургузов рассказал о статусе внедрения ИТС в городских агломерациях и национальной системе ИТС.
РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ИТС
Тем не менее Минтранс понимает, что нельзя останавливаться на внедрении в регионах ИТС, необходимо развивать национальную сеть интеллектуальных транспортных систем. Единый подход будет гарантировать, что все субъекты пойдут одним курсом и по отношению друг к другу будут функционально совместимы.
Задачи национальной сети есть в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» и в комплексном плане мероприятий по развитию национальной сети ИТС, подписанном вице-премьером Андреем Белоусовым. Разработкой документа занимаются в РосдорНИИ. На данный момент проект документа находится на согласовании в Минтрансе России. В текущем году он должен быть утвержден.
Полностью национальная сеть ИТС будет готова к 2030 году. Технологические и организационные компоненты системы проектируются и будут приниматься и внедряться до 2024 года.
ИТОГИ
Все участники «круглого стола», подводя итоги, сошлись во мнении, что необходимо создать постоянную площадку для обсуждения вопросов ИТС. На данный момент у участников нет удовлетворения от количества информации, которая поступает. Также они просят обеспечить максимально широкое обсуждение важнейших документов в области ИТС, которые сейчас формируются.
Кроме того, участники считают, что на сегодняшний момент отсутствует четкий план развития стандартизации в области ИТС. Также необходимо выработать более четкие единые требования к конкурсным процедурам.
Наталья РОДИВИЛОВА
Полностью статью «Транспорт вступил в цифровую эру» можно прочитать в №26 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.