Водная стихия «разгулялась» в 3D-формате
А-навигация, цифровые двойники и аддитивные технологии прочно вошли в жизнь предприятий водного транспорта. Романтики в профессии моряка это не убавит, но потребует новых компетенций, более высоких стандартов образования, креативного мышления. Под российским флагом зарождается новая реальность отрасли.
В рамках цифровой стратегии трансформации транспорта Минтранс России разработал шесть инициатив, которые также вошли во фронтальную стратегию социально-экономического развития страны. Прежде всего, это беспилотный транспорт и элементы искусственного интеллекта. Вторая инициатива — «зеленый» цифровой коридор для пассажира, который освобождает его от необходимости при посадке в любой вид транспорта предъявлять паспорт и посадочный талон. Третья — это бесшовная грузовая логистика, в частности внедрение электронной товарной транспортной накладной для снижения стоимости перевозок.
Четвертая инициатива — это цифровое управление транспортной системой, которая исключает человеческий фактор. Пятая инициатива — цифровизация в части усиления транспортной безопасности, то есть применение систем искусственного интеллекта для предотвращения разного рода вмешательств. Последняя инициатива — цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры.
ЭКВИВАЛЕНТНО ЧЕЛОВЕКУ
Водный транспорт активно включился в реализацию всех намеченных направлений. В некоторых из них он не просто лидирует, а находится впереди планеты всей. В мае нынешнего года на 103-й сессии комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) российская межведомственная делегация представила документы с информацией о проводимом в России эксперименте по опытной эксплуатации автономных судов под государственным флагом Российской Федерации.
А накануне сессии состоялась онлайн-конференция по автономной и дистанционной навигации (a-навигация), которая была организована Министерством транспорта РФ при поддержке ИМО. В ней приняли участие около ста экспертов из судоходных и инжиниринговых компаний, регулирующих органов и исследовательских центров. В ходе конференции Россия первой в мире продемонстрировала международному морскому сообществу автономное судовождение в реальных условиях. Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, приглашая участников конференции посмотреть видеозапись с испытаний, предложил всем странам присоединиться к этому опыту ради безопасности судоходства.
Масштабный пробный проект автономной навигации был запущен в 2019 году группой российских судоходных и технологических компаний, исследовательских центров и университетов под эгидой отраслевого центра «МАРИНЕТ». В этом году начался уже национальный эксперимент по опытной эксплуатации автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) под российским флагом. В его рамках любая судоходная компания сможет оснащать свои суда под российским флагом автономными навигационными системами и эксплуатировать их в своей обычной деятельности.
Впервые в мире российскими специалистами создан полный комплекс технологий автономной навигации, эквивалентный человеку в реальных условиях. Также Россия первой в мире создала и апробирует караванное управление (беспилотный караван). Испытания ведет ФГУП «Росморпорт» на своих судах — грунтоотвозной шаланде «Рабочая» и земснаряде «Редут». Эксперимент заключается в том, что пульт дистанционного управления находится не на берегу в офисе судоходной компании, а на борту «Редута», с него можно управлять шаландой. Подобный вариант подходит, например, для условий Арктики, когда станция дистанционного управления располагается на борту ледокола, ведущего караван полностью беспилотных судов, следующих за ледоколом.
Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Александр Пинский, выступая на «круглом столе» «Морская техника, судостроение и технологии освоения ресурсов Мирового океана», прошедшем в рамках Международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития», сообщил, что с осени этого года разработчики приступают к первым коммерческим проектам в этой области — начинают оснащать суда, которые должны будут получить официальный класс автономности. Это будут уже не просто эксперименты, а первые официально автономные суда. И это будут суда под российским флагом.
Спикер отметил, что речь идет не только об автономном судовождении для морского транспорта, но также о возможности применения этих технологий в портовом флоте, в рыбопромысловом флоте, в целом ряде других направлений вплоть до досугового флота. «Мы изначально создавали технологии и правовые решения, ориентированные на то, чтобы их можно было применять не только в России, но и за рубежом, и мы готовы этим опытом делиться», — подчеркнул Александр Пинский.
Полностью статью «Автономное плавание» можно прочитать в №29 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.