Транспорт на пороге новой эры
В Москве состоялась конференция «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы». Участие в мероприятии приняли представитель Минтранса России, эксперты рынка, топ-менеджеры ведущих российских компаний, юристы.
Необходимость встречи продиктована серьезными изменениями в законодательстве, инициативами Минтранса в плане глобального внедрения «цифры» в транспортную отрасль, и прежде всего в сферу автомобильного транспорта. Цифровизация его работы и транспортно-логистических услуг предполагает соблюдение таких обязательных условий, как наличие телематических сервисов, больших данных (Big Data), цифрового логистического пространства и комплекса услуг для клиента по системе «одно окно». На каком уровне находится сейчас каждый из этих компонентов? Как преодолеваются барьеры на пути к формированию экосистем и переход к платформенным структурам? Какова перспектива на пути к достижению задачи по скорейшему внедрению в транспортную отрасль страны цифровых технологий и какие приоритеты определены для государственной политики по ускорению цифровой трансформации? Об этом и шел разговор на конференции.
БЛИЗКОЕ БУДУЩЕЕ
Как известно, Минтрансом России разработана и уже реализуется Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли, получившая одобрение Правительства РФ и поддержку со стороны бизнес-сообщества. Основная задача стратегии — повышение конкурентоспособности и привлекательности транспортно-логистических услуг за счет масштабного применения цифровых технологий.
Участник конференции, начальник отдела цифровой транспортной логистики интеллектуальных транспортных систем Департамента цифрового развития Минтранса России Ян Комаха напомнил, что на данный момент в стратегию включены шесть приоритетных стратегических инициатив цифровой трансформации транспортной отрасли, реализация которых должна быть обеспечена до 2030 года. Это «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры».
В рамках первой из инициатив будет создаваться в первую очередь инфраструктура, обеспечивающая движение этих беспилотников, будет сделан упор на подготовку нормативно-правовой базы, технологических стандартов, создание центра управления. Первый эксперимент — это запуск беспилотных грузовиков. Он запланирован на 2024 год на трассе М-11.
Относительно инициативы «Зеленый цифровой коридор пассажира» представитель Минтранса России отметил, что опять же к 2024 году в стране появится единый цифровой документ пассажира. Самым интересным здесь является возможность оплаты проезда путем биометрической идентификации. Пилотные проекты уже реализуются в ряде аэропортов, и до конца года к проекту планируется подключить Шереметьево.
«Бесшовная грузовая логистика» — инициатива, в основе которой перевод бумажного документооборота в электронный вид. С 1 января 2022 года транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость на добровольных началах будут переведены в электронный вид. Это значит, что пока остается возможность иметь два вида документов — бумажный и цифровой. Однако в ближайшей перспективе — полный перевод документооборота в электронный вид.
* * *
В рамках форума также обсуждались такие темы, как использование различных видов транспорта для грузовой логистики, какими видами транспорта чаще пользуются пассажиры, в чем их преимущество или, наоборот, каковы недочеты в работе железнодорожного и авиатранспорта, какому виду транспорта чаще отдается приоритет для перевозки грузов и какую долю рынка занимает этот сегмент и многое другое.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
Полностью статью «В поле зрения «цифры» можно прочитать в №42 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.