Развитие рынка IT-решений для автотранспорта идет семимильными шагами
Развитие городских агломераций с точки зрения цифровизации транспортных систем является в последнее время одной из главных тем обсуждения многих конференций и «круглых столов». К примеру, научно-практическая конференция «Цифровизация процессов управления городскими транспортными системами: безопасность, качество и эффективность». Организована она была в рамках плана мероприятий по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Организатором конференции по заказу Минтранса России выступило ОАО «НИИАТ». В мероприятии приняли участие 200 человек. Вопросы, вынесенные на обсуждение, касались повышения безопасности транспортных систем, практического внедрения цифровых инноваций, цифровизации автобусных перевозок, формирования управляющих систем и т. д.
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, Алексей Бакирей и генеральный директор ОАО «НИИАТ» Алексей Васильков. Модератором конференции выступил научный руководитель ОАО «НИИАТ» Вадим Донченко.
Алексей Васильков отметил, что, несмотря на ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, в 2021 году было организовано немало очень важных научно-практических конференций, на которых российские эксперты, их зарубежные коллеги обсуждали вопросы, касающиеся развития транспортной системы страны. Одно из таких мероприятий — конкурс научных работ молодых ученых «Молодые кадры — автотранспортной науке». Участники конкурса — студенты вузов, колледжей, аспиранты, сотрудники НИИ в возрасте от 18 до 35 лет. Победителями в номинации конкурса «Наша цель — безопасность на дорогах» стали студенты Казанского государственного архитектурно-строительного университета и Иркутского национального исследовательского технического университета.
Как было отмечено, именно на плечи нынешних молодых ученых ляжет ответственность за дальнейшее успешное развитие информационных и телекоммуникационных технологий для транспорта общего пользования. Наиболее заметные изменения в этой области происходят под влиянием цифровых инноваций. Цифровизация осуществляется за счет уже имеющихся и разрабатываемых IТ-платформ, систем сбора, обработки, передачи и хранения информации.
Совсем скоро у перевозчиков должна появиться возможность оформления электронной транспортной накладной. Будет создана законодательная основа для использования электронных перевозочных документов и государственная информационная система. Планируется формирование единых баз данных, появятся их новые источники, позволяющие проводить оценку субъектов транспортной деятельности в сфере обеспечения безопасности перевозок на независимой и объективной основе.
СЕРВИСЫ ИТС
— Системы управления мобильностью сегодня — уже реальность, — отметил директор Академии интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожном комплексе РУТа, президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев. — Мало того, потребность в этих системах растет, меняется их структура, и недалек тот день, когда все это приобретет промышленные масштабы и, естественно, потребует сервисного обслуживания.
Как было отмечено, потенциальными выгодоприобретателями от реализации сервисов ИТС являются четыре группы. Первая — руководство администраций регионов, которое инвестирует в сервис и оптимизирует загрузку улично-дорожной сети, повышает качество социальной функции и получает прибыль от предоставления инфраструктуры в пользование операторам, составляющим вторую группу. В тесном контакте с ними работает третья группа — перевозчики, что дает им возможность повышать качество и своевременность выполнения транспортных работ, и, соответственно, увеличивать прибыль за счет оказания транспортных услуг. И, наконец, четвертая группа из числа выгодоприобретателей — это пользователи сервисов ИТС. В ближайшем будущем интеллектуальные транспортные системы будут реализовывать сервисы мобильности не только для пользователей автотранспортом, но и для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, и даже для тех, кто будет передвигаться пешком.
Коммерциализацию сервисов ИТС в масштабах Российской Федерации можно представить в данных, полученных научным путем. Так, если речь идет о потенциальной прибыли операторов, вне зависимости от того, как будет организовано управление большими данными, подсчитанный потенциальный минимум в годовом исчислении составит более 4,5 трлн руб. Далее, субъект управления улично-дорожной сетью от использования ИТС-инфраструктуры получит прибыль до 2,1 трлн руб., пропускная способность сети дорог возрастет до 40%, качество социальных услуг — до 50%. Оказание транспортных услуг за счет коммерциализации сервисов даст перевозчикам рост прибыли на 30-40%, а повышение качества и своевременность выполнения транспортной работы — до 70%. Что же касается пользователей сервисов ИТС, то повышение их мобильности, удовлетворения спроса на передвижение, перевозку возрастет до 40%, а уровень комфорта — до 60%. Данные эти рассчитаны на день сегодняшний и изменение их в дальнейшем вполне реально.
Между тем развитие рынка сервисов ИТС в Российской Федерации сопряжено с определенными рисками. В частности, нынешнее законодательство дает возможность занимать рынок сервисов нерезидентным компаниям. Кроме того, отсутствует стратегия устойчивого развития территорий. Имеют место также риски, связанные с неправомерным доступом к банку данных, включая личные данные, недобросовестное применение информации, касающейся коммерческой деятельности, гражданской и государственной безопасности.
— Чтобы противостоять этим рискам, необходим прежде всего закон об ИТС, структурное содержание которого в виде ряда подзаконных актов и соответствующих документов технического характера способствовало бы эффективному развитию сервисов интеллектуальных транспортных систем, — резюмировал Султан Жанказиев.
ПЕРЕВОЗЧИКОВ ВОСПИТЫВАЕТ «ЦИФРА»
Число аварий с общественным транспортом в России на сегодняшний день в абсолютном выражении не столь велико. Тем не менее уровень безопасности автотранспортных перевозок остается неудовлетворительным. Основная причина ДТП — снижение дисциплины перевозчиков, а также дефицит кадров, который за последние два года усугубился из-за сложной эпидемиологической обстановки. Беспокойство вызывает также техническое состояние подвижного состава.
— Одним из действенных методов, способствующих исправлению ситуации и реализации большинства транспортных проектов, является цифровизация, — отметил заведующий научно-исследовательским отделом «Проблемы подготовки водителей автотранспортных средств» ОАО «НИИАТ», Олег Съедин. — В основе большинства сервисов лежит концепция использования так называемых больших данных, которые можно получить за счет цифровизации деятельности перевозчиков вплоть до мониторинга работы отдельных транспортных средств и водителей.
Как было отмечено, интересы органов государственного управления, субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг можно объединить с помощью цифровой облачной платформы. Именно информационно-аналитическая система регулирования транспортного комплекса предоставляет широкие возможности для управления автомобильным транспортом.
Одним из примеров таких разработок является созданная ОАО «НИИАТ» автоматизированная информационная система «Безопасность перевозок». Это организационно-управленческая система, способствующая выработке решений на основе автоматизации информационных процессов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации пассажирских и грузовых автомобильных перевозок. Функционирует она благодаря использованию цифровых образов перевозчиков, основанных на полученной информации из больших данных. Международный опыт свидетельствует, что использование подобных систем способствует снижению числа ДТП. Плюс дорожно-транспортную аварийность можно уменьшать благодаря прогнозированию.
Задачи, которые решает АИС «Безопасность перевозок», — это формирование Единого федерального реестра перевозчиков в электронной форме. Сбор этот осуществляется с помощью смежных информационных систем и, прежде всего, МВД России. Вместе с тем система может быть расширена за счет появления новых баз данных. Таким образом, возникает необходимость создания дистанционного контроля перевозчиков контрольно-надзорными органами. И, наконец, еще одна задача АИС «Безопасность перевозок» состоит в формировании и ведении рейтингов безопасности перевозчиков.
— Эти рейтинги используются для усиления ответственности перевозчиков за обеспечение безопасности дорожного движения, для формирования объективных баз данных, позволяющих проводить оценки профессиональной деятельности перевозчиков, а также для повышения информированности участников рынка о характеристиках компаний, — пояснил Олег Съедин. — Рейтинги формируются для всех коммерческих перевозчиков, предварительно разбитых на группы. Рейтинг безопасности перевозчика зависит от его положения в группе, рассчитываемого на основании данных об аварийности и нарушениях ПДД.
Олег Съедин добавил, что в задачи системы АИС «Безопасность перевозок» входит также формирование показателя «Нарушения правил» для перевозчика по данным отчетного периода, определенного тремя годами. Этот показатель для каждого перевозчика формируется на основании сведений о нарушениях ПДД, полученных от МВД России. Информация о каждом нарушении оценивается в штрафных баллах в зависимости от кода статьи КоАП, в соответствии с которой классифицировано нарушение.
Аналогичный алгоритм действий касается и формирования показателя «Аварийность» для перевозчика по данным отчетного периода. Показатель этот, как и прежний, формируется для каждого перевозчика, но теперь на основании сведений о ДТП с пострадавшими (погибшими, ранеными), полученных от МВД России.
— Итак, использование систем наподобие АИС «Безопасность перевозок» расширяет возможности управления автомобильным транспортом, повышает безопасность работы городских транспортных систем, что, на наш взгляд, может оказать самое положительное воздействие на качество жизни населения, — подытожил Олег Съедин.
«ЦИФРОВОЙ» ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ
Перед большинством регионов страны стоит очень важная проблема — модернизация общественного транспорта, а значит, обновление подвижного состава, реализация решений цифрового формата. Это комплексная задача, в решении которой активное участие принимает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Она оказывает региональным транспортным компаниям методическую, методологическую и финансовую помощь, если имеется соответствующее распоряжение Правительства РФ.
Существующая ситуация в регионах — это разрозненность цифровых сервисов в сфере общественного транспорта, дисбаланс личного и общественного транспорта на улицах городов, из-за чего и возникают такие проблемы, как отсутствие достоверных данных о работе общественного транспорта, инструментария для анализа и планирования, эффективных механизмов управления качеством транспортной услуги и механизма создания приоритетности общественного транспорта.
Исправить ситуацию может комплексная цифровая платформа, потребителями которой является все тот же тройственный союз из органов государственной (муниципальной) власти, перевозчиков и жителей и гостей агломерации.
— И здесь прежде всего нужно отдавать приоритет предоставлению безопасной и комфортабельной транспортной услуги ее потребителю — пассажиру, — подчеркнул директор проектов ВЭБ.РФ Дмитрий Ямпольский. — Общественный транспорт не должен «толкаться» на улицах, он должен иметь значительные преимущества перед транспортными потоками, обеспечивать передовыми технологическими решениями пассажиров, чтобы они с их помощью могли получать обратную связь с властью, перевозчиками.
Добиться этого можно путем создания в агломерациях единого оператора — структуры, которая по поручению власти с помощью цифровых сервисов будет управлять такой функцией, как оказание транспортной услуги.
На базе госкорпорации «ВЭБ. РФ» была предпринята попытка создания такого оператора, оснащенного базовым цифровым перечнем сервисов. В частности, это администрирование и контроль за выполнением транспортной работы перевозчиками, автоматизация системы оплаты проезда, причем различными безналичными способами, учет пассажиропотока и минимизация безбилетного проезда. Кроме того, важными составляющими перечня являются управление парковочным пространством, светофорными объектами и фотовидеофиксация на выделенных полосах.
— Мы считаем, что этот комплекс сервисов обеспечит возможность предоставления качественной транспортной услуги жителям и гостям городов, — отметил Дмитрий Ямпольский. — Но это вовсе не означает, что создание новой модели предполагает уход от уже существующих сервисов. Все они, обогащенные новыми передовыми цифровыми решениями, принесут только пользу развитию всей городской экономики.
В ОДИН «КЛИК»
По состоянию на июнь 2021 года исследования опыта цифровизации процессов управления транспортными системами, проведенные ООО «Мак-Кинзи» среди 25 городов мира, показали, что лидирующее место в этом рейтинге занимают Москва и следом за ней Санкт-Петербург. Об этом рассказал младший партнер компании Леонид Мельников. В качестве факторов для составления рейтинга были выбраны три основных. Во-первых, цифровизация осуществляется не ради цифровизации, а ради конкретных пользователей, во-вторых, цифровизация на сегодняшнем уровне уже не является индивидуальной, и, в-третьих, необходимо тиражирование модели цифровизации между регионами, что позволит ускорить ее внедрение и оптимизировать расходы.
В отличие от многих стран мира отечественные транспортные системы активно трансформируются за счет применения именно цифровых технологий. Здесь наравне с уже существующими традиционными билетными системами, Wi-Fi идет активное развитие мобильности как услуги (MaaS) и микромобильности, которая относится к ряду небольших и легких транспортных средств, работающих обычно на скорости ниже 25 км.
Следующее направление — ИТС, способствующие снижению аварийности, повышению пропускной способности дорог. И еще одно направление — развитие дальнейшей поддержки управленческих решений: оптимизации транспортной сети, эффективного управления парком и ресурсами.
Рассказывая об услугах для пассажиров, Леонид Мельников привел в пример две новые услуги. Это, как уже было отмечено, MaaS и микротранзит. Что касается первой инновации, то сегодня во многих российских городах действуют пилотные проекты реализации мобильности как услуги. Функционал MaaS включает интегрированное и упрощенное бронирование нескольких перевозчиков в один «клик». Кроме того, пассажиру предлагается выбор вариантов передвижения: маршрут, который адаптируется к текущей ситуации с анализом данных в режиме реального времени, единая оплата с интегрированным тарифом и т.д. Таким образом, MaaS в недалеком будущем будет способствовать росту использования общественного транспорта на 5-10%.
Вторая инновация — микротранзит. Это, так сказать, гибкий вид транспорта, реагирующий на спрос. Пассажир, к примеру, выбирает точку посадки и высадки, предложенную поездку с учетом планируемого времени ожидания и пути. Система также сообщает пассажиру, на какую точку прибудет транспортное средство и в какое время необходимо подойти к этой точке, пассажир в реальном времени видит местонахождение транспортного средства и т. д. На сегодняшний день микротранзит внедрен более чем в 100 странах мира.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.