В Москве прошел 24-й Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум 2022».
Замглавы Минцифры России Александр Шойтов в своем выступлении на пленарном заседании рассказал о ключевых результатах федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». В частности, о том, что введен в эксплуатацию отраслевой центр Минцифры по отражению компьютерных атак — ГосСОПКА. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов считает реализацию системных мер по поддержанию информационной безопасности задачей любого современного государства. Президент ТПП РФ Сергей Катырин обратил внимание участников форума на проблему защиты персональных данных.
В рамках Инфофорума состоялась стратегическая сессия, посвященная безопасности искусственного интеллекта (ИИ). Директор Центра кибербезопасности ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Зеленый выступил на стратегической сессии с докладом на тему «Обеспечение информационной безопасности при использовании искусственного интеллекта на высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)». В перспективе искусственный интеллект должен сделать ВАТС более безопасными, надежными, быстрыми, минимизировать вероятность дорожных происшествий. Для этого беспилотники, которые являются ВАТС, должны знать свои маршруты, соблюдать ПДД, ориентироваться в окружающей обстановке, взаимодействовать с остальными участниками дорожного движения, а также с системами управления дорожного движения.
Как рассказал Сергей Зеленый, Минтрансом России совместно с другими регуляторами и экспертным сообществом разработан и утвержден комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования ВАТС без присутствия инженера-испытателя в салоне автомобиля. Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию ВАТС в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2021 года по 2024 годы создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС.
Согласно законопроекту о беспилотных транспортных средствах, участвовать в дорожном движении смогут беспилотные автомобили, прошедшие оценку соответствия требованиям безопасности, установленных специальным Техническим регламентом Таможенного союза. Также существует Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, в которой заложены определенные ориентиры для будущих критериев допуска ВАТС к участию в дорожном движении и установлены требования безопасности ВАТС.
Концепция включает в себя рекомендации в части требований по безопасному функционированию автоматизированных систем вождения, методов проверки параметров ВАТС, информационной безопасности, включая защиту от радиоэлектронного подавления и перехвата управления.
В условиях быстроменяющейся ситуации в области разработки управляющих ВАТС систем искусственного интеллекта вопрос ускорения процессов согласования и допуска ВАТС к испытаниям в реальных условиях становиться очень важным, подчеркнул спикер. Конкуренция на зарождающемся рынке ВАТС очень высока, но не менее высока цена ошибок систем искусственного интеллекта.
Можно ли сохранить высокую скорость разработки ВАТС и своевременное обеспечение их безопасности? Возможно ли одновременно удовлетворить требования государственных регуляторов по контролю за ВАТС и желание разработчиков ВАТС максимально быстро внедрять новейшие технологии и алгоритмы в системы искусственного интеллекта ВАТС? Отвечая на эти вопросы, докладчик подчеркивает – и можно, и нужно. Для этого всем участникам данной деятельности: государственным органам регулирования и контроля в сфере безопасности и транспорта, разработчикам ВАТС, экспертному сообществу, разработчикам средств информационной безопасности – необходимо объединиться и прийти к консенсусу, найти общие подходы к решению проблемы безопасности ВАТС и от ВАТС.
По мнению спикера, сегодня, к сожалению, складывается впечатление, что у разработчиков беспилотников существует тенденция создать искусственный интеллект ВАТС полностью автономным, а это то же самое, что сделать его, что называется, эгоистом, мало способным эффективно управлять автомобилем в дорожном социуме – среди водителей-людей и пешеходов. Кроме того, мир стоит на пороге появления цифрового социума – среды существования различных электронных устройств, способных «общаться» между собой, от личных смартфонов до датчиков дорожных знаков и дронов слежения, в которую искусственному интеллекту ВАТС тоже придется «вписаться».