Интеллектуальные транспортные системы
по нацпроекту БКД внедряют в 42 субъектах страны
В России растет число городов, участвующих в реализации программы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Работа ведется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Ключевая цель ИТС – автоматизация процессов управления дорожным движением и, как результат, повышение безопасности на дорогах.
«В прошлом году мы внедрили интеллектуальные транспортные системы в 24 субъектах, а в 2022 году число регионов – участников этой программы увеличилось до 42. По сути, мы создаем уникальные для каждого города системы обеспечения и контроля безопасности дорожного движения. ИТС автоматически подстраивается под город и его жителей, водителей и пешеходов, ориентируется на ритм города в зависимости от погодных условий и времени суток. Нивелирующая человеческий фактор и риск ошибок ИТС при этом максимально человекоориентирована, а ее главная задача – сделать жизнь в городах максимально комфортной и безопасной», – сообщил вице–премьер РФ Марат Хуснуллин.
Работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем ведется в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Программа стала логичным дополнением к комплексному развитию дорожно–транспортной инфраструктуры – в силу возрастающего трафика, увеличения транспортных потоков потребовались эффективные решения, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде.
«За прошедший год нами проведена большая работа: в 24 российских регионах благодаря федеральной поддержке были созданы или модернизированы 15 центров управления дорожным движением, с которыми интегрированы 1350 детекторов транспортного потока, 630 камер видеонаблюдения, 460 «умных» светофоров, 115 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 70 «умных» остановок, 45 метеостанций. В 2021 году на реализацию данных мероприятий 24 субъектам направлено 3,75 млрд руб., средства выделены из федерального бюджета», – обозначил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В Архангельске «умную систему» внедряют на ключевых городских магистралях. Предполагается, что она позволит создавать «зеленую волну», регулировать транспортные потоки и разгрузить наиболее загруженные перекрестки.
Так, в 2020 году на базе Архтелецентра был создан центр управления ИТС. К 2021–му проделана оцифровка дорожных карт, производились монтаж и установка датчиков, камер видеонаблюдения, а также специального оборудования для единой платформы управления. Завершены работы по оборудованию датчиками семи значимых перекрестков. Введены в эксплуатацию две современные метеостанции.
Систему уже протестировали на трех перекрестках областного центра. По данным регионального минтранса, их пропускная способность увеличилась более чем на 25%.
В Красноярске в рамках второго этапа внедрения ИТС установлен 481 датчик движения автотранспорта. Данные собирают специалисты Управления дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска. Полученная информация помогает более точно настраивать светофоры, а также размещать новые пешеходные переходы в местах, удобных для горожан.
Также в 2021 году в Красноярске заработала система погодного мониторинга: подключены 15 автоматических дорожных метеостанций. Они определяют температуру воздуха, направление, скорость и порывы ветра, атмосферное давление, тип и интенсивность осадков, уровень оптической видимости и даже степень промерзания дорожного покрытия.
Кроме того, в 2022 году на дороги Красноярска выйдет мобильный комплекс мониторинга «Иней–М». Оборудование позволит оперативно контролировать состояние поверхности дорожного полотна и высококачественно содержать его зимой.
С 2022 года в Удмуртской Республике внедрение ИТС начнется с запуска открытой регионально–навигационной информационной системы. Ее задача – контроль движения общественного пассажирского транспорта. Необходимое оборудование уже закуплено.
Благодаря такой системе жители смогут отслеживать необходимый им транспорт на всей территории Удмуртии – сюда будут включены все межмуниципальные и муниципальные маршруты, поэтому передвижение общественного транспорта будет отображаться в онлайн–режиме.
В Кирове одним из первых направлений ИТС станет модернизация светофоров, которые выработали свой ресурс: в них заменят контроллеры. Планируется обновить более 50 электронных регулировщиков. Их также оборудуют детекторами для анализа интенсивности транспортных потоков, чтобы обеспечить оптимальный режим пересечения перекрестков.
На въездах в областную столицу установят 4 информационных табло, где будут размещаться данные о погодных условиях, скоростном режиме, ситуации на дорогах, чтобы водители могли выбрать оптимальный маршрут в объезд пробок.
Экологические датчики в разных районах города позволят контролирующим организациям оперативно получать информацию о степени загрязненности воздуха. Кроме того, в Кирове установят 378 камер телеобзора на перекрестках.
Запланировано и создание центра управления дорожным движением в Кирове, а в дальнейшем – в Кировской городской агломерации, которая будет включать в себя областную столицу, Кирово–Чепецк и г. Слободской.
Всего в 2022 году на реализацию мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем в российских регионах предусмотрено 7,35 млрд руб. Соглашения о предоставлении трансфертов заключены со всеми 42 субъектами.
Наш корр.