Это определили участники специализированной конференции в Пятигорске
Географическое положение Ставропольского края в центре юга России делает его центром притяжения всех транспортных потоков, соединяющих Северный Кавказ, Черноморское побережье, и связующим звеном практически для всех субъектов Российской Федерации. Поэтому Ставропольскому краю всегда важно находиться в гуще событий, тщательно знакомиться с новыми транспортными технологиями, в том числе с новинками ИТС.
– Мы прекрасно понимаем, что ряд участков дорог сегодня крайне перегружен, и как раз за счет интеллектуальных транспортных систем можно перезапустить транспортные потоки, разгрузить проблемные участки дорог, убрать конфликтные точки с перекрестков и тем самым добиться самого главного результата – значительно снизить смертность на дорогах региона, – подчеркнул министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа, выступая на прошедшей недавно в Пятигорске конференции «ИТС – регионам».
Ранее подобные мероприятия были проведены в Орле, Ульяновске, Рязани и Калуге. Конференция в Пятигорске – пятая, юбилейная. Организованная ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта», она стала отличной коммуникационной площадкой для дискуссий, обмена опытом в сфере цифровых технологий на транспорте между заказчиками и поставщиками решений. Среди постоянных участников конференции – представители Минтранса России, Федерального дорожного агентства и подведомственных организаций, ГК «Автодор», ГУОБДД МВД России, региональных министерств и ведомств, департаментов транспорта и дорожного хозяйства, коммерческих компаний, эксперты.
В рамках конференции была организована выставка новейших разработок в области ИТС, на которой ведущие компании продемонстрировали системы мониторинга транспорта, оборудование для фото– и видеофиксации нарушений ПДД, системы в области управления пассажирским транспортом и оплаты проезда, телематические платформы и многое другое.
Кадры решают все
– ИТС сегодня – это безопасность дорожного движения, оптимизация транспортных потоков, улучшение транспортной ситуации в городах, повышение качества транспортных услуг, а также эффективное содержание и сохранность автомобильных дорог, – открывая пленарное заседание на тему «Цифровое развитие транспортной инфраструктуры в регионах России: текущее состояние, влияние санкций и меры поддержки», отметил депутат Государственной думы РФ Сергей Тен. – Сегодня в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» более 40 субъектов получают финансирование на мероприятия по внедрению ИТС. Естественно, в каждом регионе своя объективная ситуация, поэтому внедрение систем находится на разных стадиях готовности. В активной фазе процесса сейчас 24 субъекта Российской Федерации, которые получают финансирование на протяжении уже двух лет. Остальные регионы подключились с текущего года. За прошедший период времени неоднократно менялись методические рекомендации, но при этом цель остается прежней – обеспечить управляемость транспортными потоками и безопасность дорожного движения. Мы уже можем оценить результаты внедрения ИТС в тех регионах, где работы начались раньше, и лучшие практики должны быть учтены и распространены по всей стране.
Депутат отметил также, что в нынешней ситуации очень важно продолжать начатую работу без сбоев, необходимо оценить степень влияния существующих ограничений и найти возможности для импортозамещения в технических решениях, а также обратить внимание на безопасность критической инфраструктуры, которая присутствует в составе ИТС. В связи с этим нужно особое внимание уделить подготовке специалистов. В качестве примера депутат привел созданный ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» и уже успешно действующий Центр компетенций интеллектуальных транспортных систем. По словам Сергея Тена, центр, несомненно, подходящая площадка для обучения региональных представителей транспортной отрасли.
О деятельности Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем, открытие которого состоялось в начале апреля 2022 года, более подробно рассказал президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. Он отметил, что центр – уникальная демонстрационная площадка и место обучения профильных специалистов. В рамках курсов обучения ведущие транспортные эксперты и действующие сотрудники государственных и коммерческих структур в области дорожного движения расскажут об основах ИТС, навыках их практического внедрения в городских агломерациях и на федеральных трассах. Помимо этого, центр станет площадкой для обмена опытом между представителями субъектов РФ и федеральных органов. Учащимся и посетителям центра будет доступна лаборатория с натурными образцами технических средств и решений в области ИТС и цифровых технологий на транспорте. В ближайшее время на площадке центра планируется провести ряд отраслевых «круглых столов» по вопросам стандартизации в области ИТС, критической информационной инфраструктуры, развития технологий информационного моделирования и импортозамещения.
– Здесь ежегодно смогут обучаться сотни специалистов со всей страны, получая не только теоретические знания и общие сведения об ИТС, но и возможность изнутри изучить работу систем на натурных образцах техники в специальной лаборатории, – отметил Антон Журавлев.
Регион набирает скорость
Программа по внедрению ИТС в Ставропольском крае, а также на участках дорог регионального значения на подходах к краевой столице стартовала в 2020 году. Работа по внедрению ИТС осуществляется в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Впрочем, в процессе дискуссии высказывались мнения, что внедрять ИТС очень скоро станет необходимо в населенных пунктах, где жителей на треть или даже в два раза меньше. Таковы реалии сегодняшнего дня.
Программа стала логичным дополнением к комплексному развитию дорожно–транспортной инфраструктуры. Завершение работ запланировано на конец 2024 года. Общая сумма средств, которую намечено израсходовать на внедрение ИТС, составляет около 772 млн руб. В том числе из федерального бюджета – порядка 470 млн, из бюджета Ставропольского края – 300 млн руб. и из средств бюджетов муниципальных образований – 1,5 млн руб.
В 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» обустроены подсистемы светофорного управления, мониторинга параметров транспортных потоков и оборудования для Центра организации дорожного движения. На улично–дорожной сети Ставрополя проведены модернизация и дооснащение 16 светофорных объектов, установлены 55 локальных детекторов и 9 стратегических детекторов транспортных потоков, а также 40 обзорных камер видеонаблюдения за текущей дорожно–транспортной ситуацией.
Опыт первопроходцев
Как уже отмечалось, один из городов, где проводились конференция и выставка «ИТС – регионам», была Рязань. Событие это состоялось весной 2018 года. За минувший период времени в регионе проделана большая работа по внедрению ИТС. О достигнутых результатах на конференции в Пятигорске рассказал заместитель директора ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» Роман Козлов. Он, в частности, отметил, что проект создания системы ИТС в регионе был утвержден в 2020 году. Первое федеральное финансирование состоялось во втором полугодии. На эти средства было приобретено периферийное оборудование. Полноценное создание системы – разработка программного обеспечения с одновременным поэтапным его внедрением – началось в 2021 году. Процесс внедрения находится под личным контролем губернатора региона, благодаря чему удалось достичь высокого уровня взаимодействия со смежными ведомствами.
За минувший год специалисты разработали интеграционную платформу, в которой работают 8 модулей (микросервисов), созданы 10 инструментальных подсистем. К ИТС подключены более 200 единиц периферийного оборудования, выполнена интеграция с региональной навигационной системой. Очень важный момент: в эту единую платформу есть возможность добавлять неограниченное количество модулей.
Вместе с тем Роман Козлов подчеркнул, что в процессе реализации проекта приходится сталкиваться с кибератаками, что, естественно, пагубно влияет на информационную безопасность. А ведь уже на начальном этапе система содержит массивы ценных данных, которые необходимо фиксировать, накапливать и затем использовать. И чем система становится масштабнее, тем больше возрастают угрозы. В конце февраля 2022 года был зафиксирован шквал кибератак на имеющиеся серверы. Конечно, действующая сейчас система защиты информации справилась с поставленной задачей, но выдержит ли эта система дальше, пока не ясно. А постоянно отвлекать средства на разработку и актуализацию системы региону не под силу, это очень затратно.
– Может быть, имеет смысл на федеральном уровне разработать унифицированную систему безопасности для всех регионов с тем, чтобы привлечь к работе более компетентных специалистов? – спросил Роман Козлов.
Опытом по внедрению ИТС на федеральных автомобильных дорогах поделился также начальник ФКУ Упрдор «Кавказ» Александр Лукашук. Он отметил, что сегодня за учреждением закреплены семь регионов: Ставропольский край, Кабардино–Балкарская Республика, Карачаево–Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Республика Дагестан, совокупный километраж автомобильных дорог в которых составляет 2832 км.
– Часть этих регионов расположена у подножья Главного Кавказского хребта, и погодные условия в них заметно разнятся, – пояснил Александр Лукашук. – Сегодня, пожалуй, самым эффективным способом контроля являются комплексы автоматических систем метеорологического обеспечения. Их у нас 85 единиц, и каждому в среднем подконтрольны 33 км дорог. На данный момент их хватает, но на ближайшую перспективу необходимо увеличение численности комплексов, чтобы каждый охватывал 25 км. Мы к этому идем, нам помогает Росавтодор.
Александр Лукашук добавил, что ФКУ Упрдор «Кавказ» имеет в своем арсенале 40 пунктов учета интенсивности дорожного движения, и на подведомственной дорожной сети расположены 26 табло переменной информации и табло погодных условий.
Еще одним опытом по внедрению ИТС в режиме видео–конференц–связи поделился заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский. Конференцию «ИТС – регионам» Калуга принимала в 2021 году, а в 2022–м году регион перешел к активной фазе развития ИТС. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с федеральными и региональными ведомствами. При реализации проекта максимально используются уже существующие и эффективно работающие в регионе информационные системы. В их числе метеорологические станции, системы весогабаритного контроля и фиксации нарушений ПДД, автоматизированная система управления наружным освещением. С положительной стороны зарекомендовала себя региональная навигационно–информационная система. Основными ее пользователями являются учреждение «Школьный автобус», скорая медицинская помощь и предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, уборку и содержание дорог. Дмитрий Разумовский отметил, что в ближайшей перспективе планируется выполнить интеграцию ИТС с аппаратно–программным комплексом «Безопасный город» и ситуационным центром губернатора области.
Когда кнопка SOS под рукой
Об эффективности цифровизации транспортной отрасли в субъектах Российской Федерации рассказал эксперт АО
«ГЛОНАСС» Леонид Парамонов. На сегодняшний день по территории России передвигаются 8,5 млн транспортных средств, оборудованных системой вызова экстренных служб. Это та самая кнопка, которую, во–первых, можно нажать в случае проблем на дорогах, и во–вторых, которая автоматически сработает в случае аварийной ситуации, оповестив спецслужбы.
На данный момент из 85 субъектов 84 – подключены к системе напрямую. Что касается одного субъекта, сейчас специалисты завершают сопряжение и обеспечивают полное информационное взаимодействие его с тем, чтобы все вызовы шли в автоматическом режиме и перенаправлялись в Службу 112.
– В целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 года № 2216 утверждены новые Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации с установленной сим–картой, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС» для передачи данных в Ространснадзор, – отметил Леонид Парамонов. – Постановление вступило в силу 1 сентября 2021 года. Именно с этой даты информация о передвижении транспортных средств категорий М2, М3 и N начала поступать в надзорный орган.
Сегодня благодаря документу более 60 тыс. транспортных средств (7,5 тыс. предприятий страны), обеспеченных сим–картой, передают данные в надзорное ведомство. Во внешние системы ретранслируются 30 тыс. транспортных средств. ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС» является поставщиком для более чем 400 различных навигационно–информационных систем. Свыше 540 систем являются региональными и муниципальными.
В топ–5 регионов, имеющих высокий статус исполнения постановления № 2216 в отношении транспортных средств категорий М2, М3, вошли Новосибирская, Костромская, Ярославская, Новгородская и Курганская области. В аутсайдерах пока что – Республика Калмыкия, Кабардино–Балкарская Республика, Чукотский автономный округ, Республика Дагестан и Республика Ингушетия.
– Обсуждение темы внедрения в нашу жизнь ИТС идет с 2017 года, – напомнил Леонид Парамонов. – В течение минувших лет формирование нормативно–технических требований постепенно переросло в этап их реализации, внедрения. Соответственно, появилась возможность более четко распознать шероховатости, допущенные в процессе работы, и начать их устранение.
По данным на 12 апреля 2022 года, количество принятых и обработанных вызовов составляет более 18,7 млн, число истинных вызовов (SOS) превышает 195 тыс., среднее время передачи информации в экстренные оперативные службы равно 19 секундам, а коэффициент готовности системы составляет 99,97%. Надежная связь без потери сигнала обеспечивается четырьмя операторами связи на одной сим–карте. Она позволяет подключаться к наиболее стабильной сети связи в зависимости от местоположения объекта.
– Хочу также сообщить, что Минприроды России подготовило приказ, согласно которому с 1 марта 2023 года с целью контроля аппаратурой спутниковой навигации будут оснащаться лесовозы, – отметил Леонид Парамонов. – Поэтому предлагаю тем субъектам, где достаточно большое количество таких транспортных средств, начать с нами сотрудничество. Оснащенные аппаратурой лесовозы также будут передавать данные через ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС», но уже в систему Рослесхоза.
Дорожный контролер
Подготовке практических решений по внедрению ИТС в регионах была посвящена отдельная сессия конференции. Эксперты представили более десяти презентаций. К примеру, коммерческий директор ОКБ «Бурстройпроект» Федор Хамсапур рассказал о новой разработке «Мобильно–аппаратный технический комплекс для мониторинга состояния автомобильных дорог». Суть работы комплекса состоит в том, что на крыше автомобиля–исследователя устанавливаются бесконтактный датчик и видеокамера с GPS–навигатором. Датчик позволяет определять состояние покрытия автомобильной дороги: наличие снега, льда, сухость, температуру поверхности дороги и т. д. Во время движения по заданным маршрутам автомобиль–исследователь каждые пять минут данные о состоянии поверхности дороги передает на центральный сервер системы метеорологического обеспечения заказчика. В зависимости от состояния какого–либо участка дороги он автоматически обозначается на карте автодорог соответствующим цветом. Гололед и снег – загорается красный, сухая и чистая дорога – зеленый цвет, мокрая дорога – синий.
После завершения поездки по маршруту вся информация, в том числе в форме видеоизображения, передается на центральный сервер. Данные архивируются с привязкой к координатам, и в случае ненадлежащего ухода для подрядных организаций формируется предписание. Если подрядчик не согласен с претензиями, то в качестве доказательства приводятся картинка с камеры и данные с датчика состояния поверхности.
Недавно пилотный проект был запущен в Ижевске, испытания там проходят успешно. Ранее оборудование тестировалось в Нижнем Новгороде.
Руководитель группы программного обеспечения компании «Сорб Иннова» Михаил Мельников рассказал о программно–аппаратном комплексе «Смартроад». Он предназначен для реализации проектов в области ИТС и управления дорожной инфраструктурой. В частности, осуществляются замеры интенсивности транспортных потоков, адаптивное управление перекрестками, ведется мониторинг инцидентов на дороге, в том числе связанных с беспилотным транспортом.
На примере подсистемы выявления инцидентов Михаил Мельников обозначил такие события, как медленное движение транспортного средства, его остановка, движение ТС в обратном направлении, превышение им скорости, ДТП, затор, появление пешехода или животного на проезжей части. Кстати, с интенсивным развитием велосипедной инфраструктуры появилась необходимость сбора статистики по велосипедному трафику и использованию велодорожек.
В свою очередь коммерческий директор ГК «Урбантех» Даниил Хазов рассказал о внедрении интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации. Он отметил, что за счет грамотного планирования и профессионального подхода компании удалось за четыре месяца увеличить пропускную способность махачкалинских дорог. В частности, на проспекте Петра I и проспекте Расула Гамзатова – на 11% и 9% соответственно.
Такой результат удалось получить благодаря внедренному режиму «зеленой волны» светофоров, когда поочередно включаются разрешающие сигналы для основного направления из области в центр в утренний час пик и из центра в область в вечерний час пик.
В рамках проекта была использована программа «ЦОДД as service». Смысл ее функционирования состоит в выполнении полного цикла работ: от выбора подходящего оборудования и установки программного обеспечения до корректной настройки системы и обучения сотрудников заказчиков, способных взаимодействовать с системой и контролировать ситуацию на дорогах. До начала работ эксперты детально изучили дорожно–транспортную инфраструктуру Махачкалы и выявили комплекс проблемных вопросов, которые планируется решить до октября 2023 года.
* * *
В работе конференции «ИТС – регионам» приняли участие более 250 представителей–транспортников из 35 регионов Российской Федерации. Генеральными информационными партнерами конференции и выставки «ИТС – регионам» выступили печатные издания АО «Издательство Дороги» газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».
Валерий Будумян, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.