Новый каталог специальных ГОСТов улучшит ситуацию на автодорогах
Открытие ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» в апреле 2022 года Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем дало возможность намного серьезнее заняться таким важным вопросом, как подготовка специалистов по различным аспектам развития и использования интеллектуальных транспортных систем. Вместе с тем центр стал отличной площадкой для проведения дискуссий по правовым и нормативным вопросам. Подтверждение тому – проведенный в середине июня 2022 года «круглый стол», который был посвящен вопросам стандартизации в области ИТС.
Участие в мероприятии приняли представители Минтранса России, Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ», ТК–418 «Дорожное хозяйство», производители и поставщики оборудования для подсистем ИТС и профильные специалисты.
Речь главным образом шла о создании единого каталога стандартов, который в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» позволил бы поднять на более высокий уровень нормативно–правовое и нормативно–техническое государственное регулирование.
Вопрос о создании комплекса стандартов в области ИТС впервые был затронут во время проведения «круглого стола» в мае 2021 года.
– Когда мы начинали определять путь, по которому нужно двигаться к цели, в качестве примера взяли процесс совместной работы ТК–418 «Дорожное хозяйство» и Росстандарта, – отметил президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. – Наши дальнейшие действия состоят в согласовании будущей программы стандартизации с Минтрансом России и утверждении ее в Росстандарте. Правда, до этого нужно хорошенько проработать составляющие этой программы. Замечу, что работа предстоит большая и ответственная.
В рамках ежегодной конференции «ИТС регионам», проходившей в Калуге в апреле 2021 года, был анонсирован первый вариант программы, касающейся стандартизации ИТС. На тот момент документ включал в себя порядка 200 пунктов. Спустя немного времени это число сократилось до 70, что свидетельствует о кропотливой работе, проделанной для создания четкого документа, на основе которого и должно быть организовано планомерное развитие стандартизации в области ИТС.
Между тем на данный момент есть несколько существенных вопросов, без решения которых процесс стандартизации ИТС будет пробуксовывать. Один из них касается межгосударственного стандарта ГОСТ 32965 «Методы учета интенсивности движения транспортного потока», где приведены типы классификации. Суть их заключается в оперативном управлении потоками и проведении весового контроля. О требованиях к ИТС в стандарте, в рамках которого они должны исполняться, речь не идет. В результате, когда в какой–либо агломерации вопросы касаются проектирования, установки и эксплуатации ИТС, у заказчика и подрядчика мнения расходятся, в том числе и по финансовым вопросам.
Впрочем, в процессе развернувшейся дискуссии было обращено внимание на международную принадлежность стандарта: он используется на территории стран Таможенного союза. Отсюда следует, что в каждой из этих стран могут присутствовать свои нюансы. В России в рамках стандарта пункты относительно ИТС не предусмотрены. Но, как решили участники встречи, ГОСТ требует пересмотра, что и будет сделано.
Еще один важный вопрос касается соответствия оборудования, устанавливаемого на автодорогах, и результатов, которые ожидаются от его использования. Тема вплотную связана с национальным проектом «Безопасные качественные дороги». Эта связь придает ИТС своего рода социальный оттенок, а национальный проект становится важным фактором в повышении уровня жизни в регионах.
Система работает с данными, которые выдают приборы, и очень важно, чтобы места установки этих приборов соответствовали нормативным требованиям, которые обеспечивали бы работоспособность всех модулей. И здесь реализация программы стандартизации будет способствовать исключению всевозможных «желаний» устанавливать оборудование не там, где оно будет максимально востребовано.
Вопросы стандартизации использования ИТС тесно связывают два процесса, идущие параллельно. Это финансирование содержания системы и процесс обучения заказчика и всех его служб. Как было отмечено, до тех пор пока заказчик не будет мотивирован и не осознает пользу от ИТС, он не будет заниматься деньгами. Были приведены примеры регионов – Новосибирск, Краснодар, Мурманск, – где заказчики осознали необходимость ИТС для решения транспортных задач в регионах и добились выделения средств из региональных бюджетов на содержание ИТС.
Что касается процесса обучения, то в центре компетенций интеллектуальных транспортных систем ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» для этого организована демонстрационная зона, где представлены натурные образцы оборудования, которые размещаются на автодорогах. Среди них приборы адаптивного светофорного регулирования, несколько видов контроллеров, автоматические дорожные метеорологические станции, несколько типов видеокамер, система контроля ПДД, детекторы транспортного потока, табло переменной информации.
В ближайшее время лаборатория будет доукомплектована комплексными системами информирования и оповещения, дополнительными образцами детекторов транспорта и камер фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Помимо визуального ознакомления с представленным оборудованием, будет возможность на практике изучить работу всех систем. Речь о подключении их к соответствующему программному обеспечению, благодаря чему можно продемонстрировать работу оборудования в реальном времени.
На данный момент в демонстрационной зоне ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» представлена продукция порядка десяти компаний.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
Фото автора