В Москве компании с технологическими решениями в сфере транспорта продемонстрировали свои разработки
Накануне Дня московского транспорта по Садовому кольцу столицы в течение полутора часов курсировал электробус, в салоне которого в рамках питч–сессии представители 15 лучших компаний с технологическими решениями в сфере транспорта и логистики демонстрировали свои разработки представителям подведомственных учреждений департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы и корпораций.
Участие в питч–сессии могли принять компании, имеющие разработки в видеоаналитике, микромобильности, в сферах беспилотников, пассажирских сервисов, транспортного оснащения, оптимизации бизнес–процессов и логистики. Участникам нужно было представить готовое технологическое решение, план по внедрению разработки в инфраструктуру транспортного комплекса или корпоративной площадки и подтверждение возможности реализации пилотного проекта за 90 дней. Организатором питч–сессии выступил фонд «Транспортные инновации Москвы» («ТИМ»).
– Мы несколько раз проводили подобные мероприятия, однако в формате электробуса – впервые, – пояснил генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» Иван Юнин. – Решение придать мероприятию некую экзотику не случайно, поскольку мы видим электробус одним из воплощений реальных инноваций в области общественного транспорта России. Идея проведения мероприятия в таком формате возникла у наших сотрудников и была поддержана руководством столицы.
В преддверии 90–минутного пробега «Электробуса инноваций» по столичным улицам заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов отметил: «Одна из главных задач, поставленных мэром Москвы перед департаментом транспорта, – запуск современных сервисов, способствующих росту комфорта передвижения пассажиров по городу. Для реализации этих целей был создан фонд, отвечающий за поиск и внедрение новых технологий. Мероприятие даст возможность инновационным компаниям презентовать свои решения перед представителями подведомственных учреждений. Лучшие компании получат приглашение к дальнейшему обсуждению возможности пилотного тестирования в московском транспорте».
Воплощение в жизнь проекта «Транспортные инновации Москвы» началось в конце 2020 года. ТИМ – это комплексная структура, деятельность которой направлена на сбор и упорядочивание идей, поиск продуктов, применимых к московскому транспорту, с дальнейшим масштабированием на всю Россию.
За неполные два года были запущены более 100 пилотных проектов. В их числе система мониторинга и управления микроклиматом в общественном транспорте, программа для обнаружения падения пассажиров в автобусах, трамваях и электробусах, платформа для роботизации бизнес–процессов кол–центра метрополитена. В конце 2021 года проект был преобразован в фонд «Транспортные инновации Москвы».
Как отметил Иван Юнин, ТИМ призван развивать стартапы в сфере транспорта и помогать им найти коммуникацию с транспортным комплексом Москвы. Если несколько лет назад у человека было какое–то рационализаторское предложение, но он не знал к кому идти, искал каких–то людей, обращался в прессу, писал официальные обращения, то сейчас есть ТИМ со своим сайтом, где размещены формы заявок, которые обязательно рассматриваются. Если к какому–то обращению возникнет интерес, то его доводят до экспертов транспортного комплекса. Процесс оценки прозрачен, понятен. Не менее важно и то, что специалистам – экспертам транспортного комплекса Москвы не приходится сталкиваться с потоками нецелевых запросов.
– То есть в нужные подведомственные подразделения, организации московского транспорта направляется структурированный список запросов, которые мы получаем, – отметил Иван Юнин. – Таким образом, мы помогаем командам настроить диалог, провести пилотирование в транспортном комплексе столицы и потенциально готовы инвестировать в те команды, которые нас заинтересовали. Но это финальная стадия, а ведь есть еще и начальная, и промежуточная, которые требуют серьезной проработки и оценки.
После прохождения первичного отбора начинается изучение проекта: насколько предложенная технология перспективна и пригодна к пилотированию. Затем составляется список «пилотов» для питч–сессии в ТИМ. Собираются заказчики из числа руководителей предприятий, экспертов. В среднем рассматриваются порядка 50 проектов, из которых для дальнейшей работы отбирается примерно треть. Все они становятся участниками отбора.
Победившие проекты могут рассчитывать на содействие ТИМ по организации выхода на потенциального заказчика и получению от него рекомендаций и пожеланий по части доработки, адаптации проекта. Помимо этого, ТИМ организует для участников дополнительное обучение. В частности, проводятся вебинары, где идет речь об особенностях работы с государственным заказчиком, что и для опытных команд бывает непросто, а для молодых и вовсе может быть неподъемным.
Третий момент – программа пилотирования, действующая во время продвижения проекта и после него. То есть стоит задача довести проект до конкретного результата.
В числе заказчиков у фонда «Транспортные инновации Москвы» – Московский метрополитен, Центр организации дорожного движения, Мосгортранс, Мостранспроект, «Организатор перевозок», «Администратор Московского парковочного пространства».
– Они сообщают нам, какие проекты им были бы интересны, – пояснил Иван Юнин. – Мы составляем список, с бизнес–заказчиками детально прорабатываем проблемы и возможности, строим проекцию пилотного проекта и вырабатываем требования к технологическому решению. После этого публикуем список на сайте.
Транспортная отрасль весьма объемна. Сегодня это не только автомобили, зарядная и заправочная инфраструктура, это еще и огромный пласт ИT–решений. Именно в этом сегменте сейчас наблюдается большой спрос на различные сервисы. В их числе – управление автопарком наземного транспорта, поездки по запросам, а также активно развивающееся направление под названием «Фудтех» – ИT–решение, меняющее рынок еды. Это производство, приготовление и доставка еды с использованием мобильных приложений.
– В России технологии еды – одна из наиболее перспективных отраслей для инвестиций, поэтому ТИМ рассматривает новые вендинговые аппараты для продажи продуктового ассортимента на транспортно–пересадочных узлах, – отметил Иван Юнин.
Но вернемся к питч–сессии, прошедшей в «Электробусе инноваций». В числе представленных стартапов были технологические решения по организации деятельности роботов в складских помещениях, автоматизации системы управления автотранспортом, использованию электрики и контроллеров для электротранспорта. Были представлены также платформа управления автопарком наземного городского пассажирского транспорта, вендинговый аппарат с возможностью разогревания еды, фандоматы, принимающие пластиковые бутылки и алюминиевые банки для вторичной переработки и т. д.
По итогам мероприятия эксперты определили ведущие компании, которые получат поддержку в реализации проектов. Например, соорганизатор мероприятия – ГУП «Мосгортранс» среди участников питч–сессии выделил такие стартапы, как «Челнок» – сервис поездок по запросу, а также Web–AR.Studio – приложение для создания контента на основе технологии дополненной реальности.
Специальными призами ООО «СберТройка» – совместного ИT–предприятия ПАО «Сбербанк», правительства Москвы и правительства Московской области – были отмечены сервис видеоаналитики под разные типы задач «АБ Технолоджи» и цифровое решение для защиты систем автоматизации от компьютерных атак Infowatch ARMA.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.