Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На единой платформе

 |  IT-технологии

О перспективах реализации в регионах локальных проектов в сфере интеллектуального транспорта

В России растет число регионов, участвующих в реализации программы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Работа ведется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Она стала логичным дополнением к комплексному развитию дорожно–транспортной инфраструктуры. В силу возрастающего трафика, увеличения транспортных потоков потребовались эффективные решения, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде.

Внедрению ИТС в российских городах и агломерациях, проблемам и перспективам их развития, созданию нормативно–правовых и технических документов, регулирующих этот процесс, была посвящена конференция, организованная ФАУ «РОСДОРНИИ».

На пленарной сессии «Развитие ИТС в городских агломерациях» участники рассмотрели перспективы реализации локальных проектов в сфере интеллектуального транспорта и способы автоматизации процессов управления дорожным движением в крупных населенных пунктах.

По словам генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александра Бедусенко, российские дорожники накопили большой опыт реализации интеллектуальных проектов на крупных трассах и смогут использовать его для работы с загруженными городскими дорогами. Теперь необходимо объединить эффективные методики и выработать общую концепцию работы для федерального и регионального уровней. Александр Бедусенко подчеркнул важность единого подхода к нормированию, стандартизации и ценообразованию при работе над технологичными проектами и внедрении ИТС в городских агломерациях. Уход зарубежного оборудования с рынка открыл пространство для отечественных разработок и стал новым вызовом. Поэтому обмен экспертным опытом очень важен для дальнейшего развития ИТС.

Наибольшую роль в усилении работы по внедрению ИТС в России сыграл нацпроект «Безопасные качественные дороги», в котором намечена масштабная автоматизация процессов управления дорожным движением. Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов напомнил, что срок реализации нацпроекта был продлен до 2030 года: «Мы с вами находимся в начале пути. Нужно обмениваться опытом и предлагать свежие идеи для развития таких технологий».

Для постепенного появления интеллектуальных технологий в городах России необходима детальная проработка с регионами, чем и занимаются специалисты РосдорНИИ, отметил заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин. Институт является разработчиком концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса – и проводит научно–методическое сопровождение реализации таких проектов в регионах.

Юрий Федюкин рассказал о дорожной карте выполнения в 2022 году работ по внедрению ИТС. Ее использовали в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. Собранные в ней пункты помогли российским регионам своевременно подготовить документацию для конкурсных процедур по созданию интеллектуальных систем и вовремя начать запланированные на нынешний год работы.

По мнению заместителя начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Дениса Кирюхина, использование интеллектуальных технологий в транспортной сфере становится не просто перспективным направлением, а необходимостью. Автомобилизация населения продолжается ежедневно, и только интеллектуальные технологии позволят сохранять дорожную безопасность.

Интеллектуализация значительно расширит возможности существующей дорожной инфраструктуры и важных стратегических объектов, считает начальник управления развития технологий искусственного интеллекта Министерства обороны РФ Василий Елистратов.

В рамках конференции прошел «круглый стол» «Проблемы формирования ИТС в городах». О санкционных рисках, которые оказывают влияние на реализацию проектов в области ИТС, рассказал заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Михаил Белов. По его словам, сейчас регионы сталкиваются не только с проблемой реализации локальных проектов, которые они либо модернизируют, либо разрабатывают новые. Очень много сложностей, связанных с эксплуатацией оборудования, которое было установлено в 2020–2021 годах (в некоторых регионах есть и более старое). Как правило, часть этого оборудования иностранного производства, причем из недружественных стран.

Единая интеграционная платформа ИТС создается для обеспечения автоматизированного управления транспортными процессами, что требует надежности и эффективности функционирования оборудования. Но интеллектуальные системы критически зависимы от иностранных комплектующих. Все мощные серверы, о которых идет речь при создании подобных платформ, современные системы хранения и управления базами данных чаще всего представляют собой оборудование, которое производится также в недружественных странах, пояснил Михаил Белов. То же касается систем видеонаблюдения, в большинстве случаев в них используются видеокамеры, произведенные в странах Евросоюза или в Японии. Это вызывает существенные опасения, связанные с использованием подобных систем на постоянной основе.

Какими могут быть решения в свете сегодняшних вызовов? Исправит ситуацию организация параллельного импорта или замена уже внедренного оборудования ИТС на отечественные аналоги и формирование государственного заказа на него для отечественных производителей на основе заявок регионов, считает Михаил Белов.

О перспективах создания нормативно–правовых и нормативно–технических документов в области ИТС рассказал заместитель руководителя департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев. По его словам, в структуре действующего российского законодательства отсутствует федеральный закон, регулирующий сферу ИТС. Вместе с тем ее развитие невозможно без главного нормативного документа.

РосдорНИИ в настоящее время разрабатывает проект федерального закона о национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автодорогах общего пользования и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и другие нормативные акты и перспективные программы стандартизации в этой области. Игорь Евстигнеев призвал отраслевых экспертов подключиться к этой работе.

Стандартизации в области ИТС был посвящен доклад начальника отдела методологии развития интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Николая Торопова. Представитель учреждения презентовал этапы разработки перспективной программы стандартизации в сфере ИТС на период до 2026 года.

О важности правильного документационного сопровождения интеллектуальных проектов и их единой стандартизации на конференции говорили многие эксперты. Анализируя реализацию локальных проектов создания ИТС в городских агломерациях, начальник отдела комплексного аудита проектов интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Свистельников отметил низкий уровень подготовки отчетных материалов о реализации мероприятий по внедрению ИТС. Одна из причин – отсутствие единой позиции в ведении документов по инновационным технологиям. Чтобы оперативно исправить это упущение, Антон Свистельников рекомендовал представителям таких субъектов РФ обратиться за консультацией в РосдорНИИ.

По словам директора Академии ИТС в автомобильно–дорожном комплексе РУТ (МИИТ) Султана Жанказиева, транспортное планирование и моделирование – сложнейший процесс, требующий участия опытных ученых, управленцев и экспертов. Кроме того, в России интеллектуальная транспортная модель должна быть подстроена под каждый из 85 регионов страны. РосдорНИИ взаимодействует с субъектами РФ на всех этапах формирования региональной концепции ИТС и непосредственной работы по внедрению «умных» технологий. На конференции эксперты института проконсультировали участников из регионов по ряду вопросов.

В частности, прозвучали актуальные вопросы представителей Волгоградской области и Якутска. Представители регионов интересовались возможностью доработки инструментов финансирования проектов по внедрению ИТС в случае повышения цен на комплектующие и возможностью уточнения критериев цифровой зрелости территорий. Кроме того, поступили вопросы от онлайн–участников мероприятия. По каждой из тем был дан развернутый ответ.

Интерес специалистов вызвала выставка достижений отечественных разработчиков в области ИТС, организованная в рамках конференции. Свои экспозиции подготовили 13 компаний, специализирующихся на внедрении решений в области ИТС, из разных регионов. К примеру, АО «СМАРТС» (Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем) продемонстрировало инновационный проект создания автодорожных телекоммуникационных сетей на базе ВОЛС в обочине автодорог для разворачивания ИТС и инфраструктуры V2Х для подключенного и беспилотного транспорта. Технология строительства апробирована на всех категориях трасс, протяженность построенной инфраструктуры составляет около 1,2 тыс. км. В 2020 году компания «СМАРТС» стала партнером НТИ «Автонет» в Самарской области для создания пилотной зоны платформы «Автодата». В результате появились принципиально новые сервисы для водителей, повышающие безопасность дорожного движения.

Программное обеспечение, функционирующее на региональных и федеральных дорогах общей протяженностью свыше 140 тыс. км, разрабатывает АО «ТРАССКОМ». Компания работает в сферах метеомониторинга, управления информированием пользователей дорог, мониторинга транспортных потоков и состояния дорог. Ее проекты помогают устранять основные проблемы органов управления дорожным хозяйством, подрядных организаций и компаний–интеграторов в сферах дорожного строительства и обслуживания. Основные продукты компании – флагманская метеостанция «ИНЕЙ», специальное программное обеспечение, а также сервис специализированных дорожных прогнозов.

С 2014 года занимается проектированием и реализацией автоматизированных систем управления дорожным движением, систем взимания платы, мониторинга инженерных конструкций НТЦ «Комплексные системы мониторинга». Компания стремится обеспечить повышение дорожной безопасности за счет контроля в режиме реального времени состояния несущих конструкций искусственных сооружений. Предприятием уже реализованы более 200 проектов в 15 субъектах РФ.

Еще одна компания, принявшая участие в выставке (ООО «Ангелы АйТи»), занимается разработкой и внедрением компонентов для ИТС. Она предлагает решения для анализа транспортных потоков с необходимой аналитикой согласно требованиям к системам ИТС, занимается цифровизацией анализа аварийности, а также производит комплексы фотовидеофиксации административных правонарушений. Разработки предприятия применяют в 65 регионах РФ, Киргизии, Казахстане и Узбекистане. В 2021 году «Ангелы АйТи» внедрили в Рязанской области транспортную платформу, которая собирает и анализирует данные с 10 подсистем дорожного и метеорологического мониторинга. Свыше 30 российских регионов используют созданную компанией систему для автоматизации весогабаритного контроля. Платные муниципальные парковки восьми городов автоматизировали с помощью платформ разработчика.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться