О перспективах реализации в регионах локальных проектов в сфере интеллектуального транспорта
В России растет число регионов, участвующих в реализации программы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Работа ведется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Она стала логичным дополнением к комплексному развитию дорожно–транспортной инфраструктуры. В силу возрастающего трафика, увеличения транспортных потоков потребовались эффективные решения, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде.
Внедрению ИТС в российских городах и агломерациях, проблемам и перспективам их развития, созданию нормативно–правовых и технических документов, регулирующих этот процесс, была посвящена конференция, организованная ФАУ «РОСДОРНИИ».
На пленарной сессии «Развитие ИТС в городских агломерациях» участники рассмотрели перспективы реализации локальных проектов в сфере интеллектуального транспорта и способы автоматизации процессов управления дорожным движением в крупных населенных пунктах.
По словам генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александра Бедусенко, российские дорожники накопили большой опыт реализации интеллектуальных проектов на крупных трассах и смогут использовать его для работы с загруженными городскими дорогами. Теперь необходимо объединить эффективные методики и выработать общую концепцию работы для федерального и регионального уровней. Александр Бедусенко подчеркнул важность единого подхода к нормированию, стандартизации и ценообразованию при работе над технологичными проектами и внедрении ИТС в городских агломерациях. Уход зарубежного оборудования с рынка открыл пространство для отечественных разработок и стал новым вызовом. Поэтому обмен экспертным опытом очень важен для дальнейшего развития ИТС.
Наибольшую роль в усилении работы по внедрению ИТС в России сыграл нацпроект «Безопасные качественные дороги», в котором намечена масштабная автоматизация процессов управления дорожным движением. Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов напомнил, что срок реализации нацпроекта был продлен до 2030 года: «Мы с вами находимся в начале пути. Нужно обмениваться опытом и предлагать свежие идеи для развития таких технологий».
Для постепенного появления интеллектуальных технологий в городах России необходима детальная проработка с регионами, чем и занимаются специалисты РосдорНИИ, отметил заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин. Институт является разработчиком концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса – и проводит научно–методическое сопровождение реализации таких проектов в регионах.
Юрий Федюкин рассказал о дорожной карте выполнения в 2022 году работ по внедрению ИТС. Ее использовали в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. Собранные в ней пункты помогли российским регионам своевременно подготовить документацию для конкурсных процедур по созданию интеллектуальных систем и вовремя начать запланированные на нынешний год работы.
По мнению заместителя начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Дениса Кирюхина, использование интеллектуальных технологий в транспортной сфере становится не просто перспективным направлением, а необходимостью. Автомобилизация населения продолжается ежедневно, и только интеллектуальные технологии позволят сохранять дорожную безопасность.
Интеллектуализация значительно расширит возможности существующей дорожной инфраструктуры и важных стратегических объектов, считает начальник управления развития технологий искусственного интеллекта Министерства обороны РФ Василий Елистратов.
В рамках конференции прошел «круглый стол» «Проблемы формирования ИТС в городах». О санкционных рисках, которые оказывают влияние на реализацию проектов в области ИТС, рассказал заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Михаил Белов. По его словам, сейчас регионы сталкиваются не только с проблемой реализации локальных проектов, которые они либо модернизируют, либо разрабатывают новые. Очень много сложностей, связанных с эксплуатацией оборудования, которое было установлено в 2020–2021 годах (в некоторых регионах есть и более старое). Как правило, часть этого оборудования иностранного производства, причем из недружественных стран.
Единая интеграционная платформа ИТС создается для обеспечения автоматизированного управления транспортными процессами, что требует надежности и эффективности функционирования оборудования. Но интеллектуальные системы критически зависимы от иностранных комплектующих. Все мощные серверы, о которых идет речь при создании подобных платформ, современные системы хранения и управления базами данных чаще всего представляют собой оборудование, которое производится также в недружественных странах, пояснил Михаил Белов. То же касается систем видеонаблюдения, в большинстве случаев в них используются видеокамеры, произведенные в странах Евросоюза или в Японии. Это вызывает существенные опасения, связанные с использованием подобных систем на постоянной основе.
Какими могут быть решения в свете сегодняшних вызовов? Исправит ситуацию организация параллельного импорта или замена уже внедренного оборудования ИТС на отечественные аналоги и формирование государственного заказа на него для отечественных производителей на основе заявок регионов, считает Михаил Белов.
О перспективах создания нормативно–правовых и нормативно–технических документов в области ИТС рассказал заместитель руководителя департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев. По его словам, в структуре действующего российского законодательства отсутствует федеральный закон, регулирующий сферу ИТС. Вместе с тем ее развитие невозможно без главного нормативного документа.
РосдорНИИ в настоящее время разрабатывает проект федерального закона о национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автодорогах общего пользования и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и другие нормативные акты и перспективные программы стандартизации в этой области. Игорь Евстигнеев призвал отраслевых экспертов подключиться к этой работе.
Стандартизации в области ИТС был посвящен доклад начальника отдела методологии развития интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Николая Торопова. Представитель учреждения презентовал этапы разработки перспективной программы стандартизации в сфере ИТС на период до 2026 года.
О важности правильного документационного сопровождения интеллектуальных проектов и их единой стандартизации на конференции говорили многие эксперты. Анализируя реализацию локальных проектов создания ИТС в городских агломерациях, начальник отдела комплексного аудита проектов интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Свистельников отметил низкий уровень подготовки отчетных материалов о реализации мероприятий по внедрению ИТС. Одна из причин – отсутствие единой позиции в ведении документов по инновационным технологиям. Чтобы оперативно исправить это упущение, Антон Свистельников рекомендовал представителям таких субъектов РФ обратиться за консультацией в РосдорНИИ.
По словам директора Академии ИТС в автомобильно–дорожном комплексе РУТ (МИИТ) Султана Жанказиева, транспортное планирование и моделирование – сложнейший процесс, требующий участия опытных ученых, управленцев и экспертов. Кроме того, в России интеллектуальная транспортная модель должна быть подстроена под каждый из 85 регионов страны. РосдорНИИ взаимодействует с субъектами РФ на всех этапах формирования региональной концепции ИТС и непосредственной работы по внедрению «умных» технологий. На конференции эксперты института проконсультировали участников из регионов по ряду вопросов.
В частности, прозвучали актуальные вопросы представителей Волгоградской области и Якутска. Представители регионов интересовались возможностью доработки инструментов финансирования проектов по внедрению ИТС в случае повышения цен на комплектующие и возможностью уточнения критериев цифровой зрелости территорий. Кроме того, поступили вопросы от онлайн–участников мероприятия. По каждой из тем был дан развернутый ответ.
Интерес специалистов вызвала выставка достижений отечественных разработчиков в области ИТС, организованная в рамках конференции. Свои экспозиции подготовили 13 компаний, специализирующихся на внедрении решений в области ИТС, из разных регионов. К примеру, АО «СМАРТС» (Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем) продемонстрировало инновационный проект создания автодорожных телекоммуникационных сетей на базе ВОЛС в обочине автодорог для разворачивания ИТС и инфраструктуры V2Х для подключенного и беспилотного транспорта. Технология строительства апробирована на всех категориях трасс, протяженность построенной инфраструктуры составляет около 1,2 тыс. км. В 2020 году компания «СМАРТС» стала партнером НТИ «Автонет» в Самарской области для создания пилотной зоны платформы «Автодата». В результате появились принципиально новые сервисы для водителей, повышающие безопасность дорожного движения.
Программное обеспечение, функционирующее на региональных и федеральных дорогах общей протяженностью свыше 140 тыс. км, разрабатывает АО «ТРАССКОМ». Компания работает в сферах метеомониторинга, управления информированием пользователей дорог, мониторинга транспортных потоков и состояния дорог. Ее проекты помогают устранять основные проблемы органов управления дорожным хозяйством, подрядных организаций и компаний–интеграторов в сферах дорожного строительства и обслуживания. Основные продукты компании – флагманская метеостанция «ИНЕЙ», специальное программное обеспечение, а также сервис специализированных дорожных прогнозов.
С 2014 года занимается проектированием и реализацией автоматизированных систем управления дорожным движением, систем взимания платы, мониторинга инженерных конструкций НТЦ «Комплексные системы мониторинга». Компания стремится обеспечить повышение дорожной безопасности за счет контроля в режиме реального времени состояния несущих конструкций искусственных сооружений. Предприятием уже реализованы более 200 проектов в 15 субъектах РФ.
Еще одна компания, принявшая участие в выставке (ООО «Ангелы АйТи»), занимается разработкой и внедрением компонентов для ИТС. Она предлагает решения для анализа транспортных потоков с необходимой аналитикой согласно требованиям к системам ИТС, занимается цифровизацией анализа аварийности, а также производит комплексы фотовидеофиксации административных правонарушений. Разработки предприятия применяют в 65 регионах РФ, Киргизии, Казахстане и Узбекистане. В 2021 году «Ангелы АйТи» внедрили в Рязанской области транспортную платформу, которая собирает и анализирует данные с 10 подсистем дорожного и метеорологического мониторинга. Свыше 30 российских регионов используют созданную компанией систему для автоматизации весогабаритного контроля. Платные муниципальные парковки восьми городов автоматизировали с помощью платформ разработчика.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.