Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Экономить время и деньги

 |  IT-технологии

позволяет электронное взаимодействие бизнеса и государства

На данный момент в Российской Федерации функционирует большое количество государственных электронных информационных систем, в которые со стороны бизнеса ежедневно передаются колоссальные объемы данных. И здесь транспортная отрасль – одна из главных. В качестве примера можно привести систему взимания платы «Платон», государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА–ГЛОНАСС». Очень важным является то, что объемы поступающей в госорганы информации со стороны грузоотправителей, перевозчиков, транспортно–логистических компаний дают возможность отслеживать их работу как внутри страны, так и в рамках внешнеэкономической деятельности.

В числе новых государственных сервисов с недавних пор функционирует Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая начала работать 1 сентября 2022 года. Вступившие тогда в силу правила обмена электронными перевозочными документами и сведениями изначально позволяли оформлять в электронном виде три типа транспортных документов – транспортную накладную, сопроводительную ведомость и заказ–наряд. Однако с 1 марта 2023 года этот список должен быть дополнен путевым листом, договором фрахтования и заказом (заявкой). Кроме того, в ближайшие два года внутреннюю электронную транспортную накладную планируется «состыковать» с международным форматом (e–CMR), что позволит обеспечить бесшовное перемещение грузов.

В 2023 году участники рынка работают в системе добровольно, с 2024 года планируется ввести «отраслевой императив». Об этом в ходе форума «Транспорт России», прошедшего в конце 2022 года, сообщил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.

Тестирование оформления электронных документов при перевозках автомобильным транспортом проходило еще в 2020 году. Эксперимент в шести крупных регионах страны – Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае – проводило Министерство транспорта РФ. В рамках опытной эксплуатации системы были протестированы базовые подходы, логика работы системы и процессы взаимодействия с операторами электронного документооборота (ЭДО), отработаны основные сценарии бизнес–процессов оформления электронных перевозочных документов.

Как отмечали эксперты, проект является одним из самых важных в области цифровизации транспортной отрасли России. Суть проекта – сделать процессы оформления документов и их проверки проще, быстрее, прозрачнее и экономичнее. С внедрением электронных документов должны измениться подходы в реализации контрольно–надзорных функций при перевозках. В рамках эксперимента был сформирован уникальный опыт отработки основных сценариев оформления электронных перевозочных документов (ЭПД) и предоставления их контрольно–надзорным органам.

– ГИС ЭПД была разработана как ответ на запрос со стороны бизнеса, – говорит главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. – На площадке ассоциации было организовано взаимодействие Минтранса России, Минцифры России, ФНС России, МВД России с крупнейшими операторами электронного документооборота. ГИС ЭПД дала возможность обрабатывать, хранить и предоставлять электронные перевозочные документы и юридически значимые данные, содержащиеся в них, органам государственной власти.

В числе основных преимуществ, которые ГИС ЭПД имеет для бизнеса, это прежде всего ускорение обмена первичными документами с заказчиками и сокращение сроков оплаты услуг, снижение издержек при осуществлении перевозок, повышение эффективности бизнес–процессов, устранение барьеров для электронного обмена данными между хозяйствующими субъектами и контрольно–надзорными органами. В целом переход на электронное взаимодействие бизнеса и государства позволяет менять модель работы на рынке. Пока трудно дать однозначную оценку тому, насколько сократятся расходы, но в итоге экономия будет существенной, особенно с учетом интеграции процедур электронного документооборота во внутренние автоматизированные операции. Ускорение взаиморасчетов будет кратным – в два раза как минимум, исходя из оценочного среднего времени на доставку бумажных первичных документов заказчику – от 15 дней и более.

Итак, транспортная накладная – первичный документ, который подтверждает факт перевозки груза и передачи его грузополучателю. Без документа грузоотправитель не может списать товар, грузополучатель – его принять, а транспортная компания – получить оплату за перевозку.

Раньше, когда компания отправляла груз, водителю выдавалось несколько копий бумажных накладных. Одну он подписывал и оставлял, вторую после доставки груза отдавал грузополучателю и третью имел при себе на случай остановки его автомобиля Госавтоинспекцией. В результате с экономической точки зрения статистика выглядела весьма удручающе. Мало того, что приходилось иметь дело с ворохом бумаг, что очень неудобно, так еще и финансовые потери были весьма ощутимые. К примеру, если один автомобиль заезжает за день на полтора–два десятка объектов, то водитель вынужден возить с собой чуть ли не несколько десятков транспортных накладных. Соответственно, в месяц объем бумажного документооборота исчисляется тысячами и десятками тысяч листов. Затраты на один документ составляют в среднем 40–50 руб. без учета расходов на рабочие часы бухгалтерии и колл–центра. Помимо этого, медленный товарооборот. Кроме того, очень важное влияние имеет человеческий фактор – одна ошибка требует переделки всего пакета документов. Но если в работу вступает система электронного документооборота, то ситуация в корне меняется. Бизнес начинает экономить и время, и деньги.

Участники грузоперевозок, оформляя перевозочные документы в электронном виде, передают их в ГИС ЭПД через аккредитованных операторов информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД). Каждое подписание документа квалифицированной электронной подписью (КЭП) со стороны участника перевозки фиксируется в системе. КЭП, являясь инструментом, позволяющим подтвердить авторство электронного документа, как раз и способствует существенному ускорению взаимодействия бизнеса с государственными и правоохранительными органами. Кстати, немаловажным является наличие у водителя QR–кода. Преобразованная в него транспортная накладная предъявляется сотруднику ГИБДД в случае остановки машины для проверки на дороге. Инспектор на служебном планшете определяет подлинность документа, сверяет данные и отпускает водителя. Или же, в случае сомнений, его не отпускает.

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) – один из основных документов перевозки, в котором грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия взаимодействия и отражают результаты. К примеру, на каждом этапе перевозки участники цепочки могут подписывать свой так называемый титул в ЭТрН. В их число входит погрузка и выгрузка. Есть также опциональные титулы. Это фиксация стоимости груза, титул переадресации на случай изменения грузополучателя либо его адреса. И титул эстафеты, предусматривающий смену водителя или транспортного средства.

– Долговременные перспективы развития ГИС ЭПД связаны, конечно, с ее тиражированием на все виды транспорта: железнодорожный, авиационный, морской и речной. Соответствующий функционал появится в системе в ближайшие два года. Кроме этого, уже в 2023 году в системе можно будет резервировать время пересечения государственной границы на международных пунктах пропуска. Также в ближайшие два года функционал системы будет развиваться в части электронных международных перевозочных документов. ГИС ЭПД, без сомнения, уникальная система, аналогов которой в мире нет, – резюмировала Ольга Федоткина.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»


просмотры:

990

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться